ЕЭС: потенциал и проблемы

Из пяти мировых военно-экономических центров сегодняшнего мира лишь Европа не является суверенным национальным государством, что и определяет главную проблему этого региона на пути к зарождающейся системе сверхдержав начала XXI века.

Страны Восточной Европы, по мнению Кеннеди, не имеют шансы стать часть новой мировой сверхдержавы, поскольку лишу у стран ЕЭС есть необходимый потенциал и структура.

Потенциал ЕЭС:

1. ЕЭС совершенно точно обладает размерами, средствами и производственными мощностями для того, чтобы считаться центром влияния.

2. Европейский рынок — крупнейший в мире, хотя во многом благодаря торговле внутри блока.

3. В военном отношении страны ЕЭС также не стоит игнорировать. Если учитывать лишь четыре крупнейшие страны-участницы (Западная Германия, Франция, Великобритания, Италия), их совокупные вооруженные силы насчитывают больше миллиона человек и еще 1,7 млн резервистов, что, конечно, меньше российской и китайской армий, но значительно больше американской.

4. Население в 320 млн человек, что больше, чем у СССР и США. При этом оно высокообразованное.

5. Показатели доходы (хоть они и разнятся по странам) на душу населения выше, чем в России или в США.

Тем не менее реальная власть и влияние Европы в мире куда меньше, чем предполагает приблизительная оценка экономического и военного потенциала — по очень простой причине разобщенности. К примеру, проблемы ее вооруженных сил связаны не только с множественностью языков (с чем не было сложностей у Германского союза), но и с тем, что они пользуются разным оружием и имеют кадры разного качества и уровня подготовки, особенно если сравнивать, скажем, германскую и греческую армии или испанский и британский флот. Несмотря на многочисленные попытки НАТО стандартизировать вооруженные силы альянса, речь все еще идет о десятке отдельных армий, морских и воздушных флотов разной степени эффективности. Но даже эти проблемы меркнут на фоне политических разногласий, касающихся приоритетов оборонной и внешней политики Европы.

Экономические проблемы: трудности взаимодействия между социалистическими и капиталистическими системами; различия в финансовых системах и платежеспособностях стран; медленный процесс выработки общий позиций по экономическим вопросам; наличие таможенных барьеров; проблемы конкурентоспособности с/х; угроза смены европейского экономического чуда и процветания периодом стагнации. Энергетический кризис 1979 года нанес по Европе сильный удар; отставание от Японии и США в высокотехнологичном производстве.

Если переключить внимание с ЕЭС в целом на ситуацию в трех ведущих военно-политических державах Европы, то ощущение, что их «потенциалу» угрожают «проблемы», становится еще острее. Вероятно, ни одно государство не демонстрирует столь наглядно признаки неопределенности европейского будущего, как Федеративная Республика Германия, что во многом обусловлено прошлым этой страны и до сих пор «временной» структурой нынешней Европы.

Федеративная Республика Германия

Достоинства:

1. Высокий уровень ВНП и как следствие долгосрочный рост производства.

2. Германия крупнейший в ЕЭС производитель стали, химикатов, электротоваров, автомобилей, тракторов и даже торговых судов, а также угля.

3. Высокая экономическая эффективность. Низкий уровень инфляции и трудовых конфликтов позволяют поддерживать экспортные цены на приемлемом уровне.

4. Сильный упор на тщательность разработки и конструктивное исполнение, характерный для западногерманского управленческого подхода (в отличие от американского, где во главу угла поставлено финансирование), заслужил немецким товарам репутацию качества.

5. Золотовалютные резервы государства больше, чем у любой другой страны в мире

Угрозы:

1. Система субсидирования агропромышленного сектора ЕЭС – тяжкое бремя.

2. Высокий уровень безработицы в стране, который указывает на то, что в устаревших отраслях еще занята достаточно большая доля населения.

3. Опасения демографического характера.

4. Нехватка рабочей силы в будущем.

5. Проблема выработки эффективной оборонной политики в случае войны в Европе. Вопрос о крайне противоречивой природе ядерных вооружений, прибегнуть к которым, скорее всего, значит разрушить то, что они призваны защитить. На текущий момент Бундесвер обладает самой большой среди стран НАТО в Европе армией (335 тыс. военнослужащих и 645 тыс. обученных резервистов), при этом отлично подготовленной и хорошо оснащенной; если она сохранит преимущество в воздухе, то вполне сможет произвести сильное впечатление. С другой стороны, резкий спад рождаемости создаст трудности для поддержания нынешней численности Бундесвера, а из-за решения правительства об удержании оборонных расходов на уровне 3,5-4% ВНП будет нелегко обеспечить армию достаточным количеством новой техники.

6. Любой крупномасштабный конфликт в регионе приведет к значительным человеческим и финансовым потерям в Германии.

Великобритания

1. Проблема приспособления к новым условиям после ВМВ.

2. Потеря статуса «фабрики мира».

3. Стремительное сокращение доли промышленности и увеличение доли сферы услуг.

4. Широкий спад производства.

5. Отрицательный торговый баланс.

6. Высокий уровень безработицы.

7. Обнаружение нефти в Северном море покрыло торговый дефицит страны, но в тоже время превратил фунта стерлингов в «нефтяную валюту», что временами приводит к нереальному завышению ее стоимости и лишает конкурентоспособности экспортные товары.

8. Общий подъем мировой экономики и торговли поможет Британии держаться на плаву, даже если экономический спад в стране в целом будет медленно усугубляться, а доход на душу населения — неуклонно уступать другим странам, от Италии до Сингапура. Ситуация может ухудшиться, если смена правительства приведет к увеличению социальных расходов (а не к росту инвестиций в производство), повышению налогов, падению индекса доверия в деловых кругах и обесцениванию фунта; если же новое правительство выберет менее жесткую кредитно-денежную политику, разработает последовательную «производственную стратегию» и начнет сотрудничество с другими европейскими странами в менее престижных, но более востребованных секторах производства, то данный процесс может и замедлиться.

Вероятность стремительной переориентации невелика: нехватка на рынке труда квалифицированных рабочих кадров и их ограниченная мобильность, высокие трудозатраты на единицу продукции и относительно небольшие размеры даже крупнейших британских производственных фирм в значительной степени этому препятствуют. Вклад инженеров и ученых прискорбно мал. Но прежде всего, весьма низок уровень инвестиций в исследования и разработки: на один доллар, приходившийся на исследовательскую деятельность в Великобритании в 1980 году, в Германии тратились полтора, в Японии три, в Америке целых восемь, причем в Великобритании половина уходила на непроизводительные оборонные разработки — для сравнения: в Германии эти траты составляли 9 %, а в Японии были совсем ничтожны малы.

Высокая доля оборонных расходов в сфере исследований и разработок позволяет обозначить второй аспект британской дилеммы. Страна продолжает оставаться одной из ведущих держав «среднего размера». Военные расходы и оборонный бюджет Великобритании чрезвычайно высоки для государства площадью всего 245 тыс. квадратных километров, населением в 56 млн человек и скромной, с тенденцией к сокращению долей в мировом ВНП (3,8% в 1983).

Проблемы выбора: или Великобритания сокращает свои военные расходы, что снижает эффективность ее вооруженных сил или она отказывается от своих военных обязательств за пределами острова. Самые значительные британские внешние обязательства относятся к Германии и Берлину (на сумму почти $4 млрд), но уже сейчас 55 тыс. солдат, 600 танков и 3 тыс. единиц прочей бронетехники, несмотря на высокий боевой дух личного состава, испытывают трудности с обеспечением. Однако любые меры, будь то сокращение численности британской армии на Рейне или ловкие политические ухищрения, направленные на то, чтобы половина личного состава находилась в британских, а не немецких гарнизонах, будут иметь такие политические последствия (Германия выразит огорчение, Бельгия захочет последовать примеру, США выскажет недовольство), что в итоге окажутся контрпродуктивными.

Франция

В целом проблема Франции, как и Великобритании, сводится к тому, что она является лишь «средней» державой с широким спектром национальных интересов и международных обязательств, осуществление которых становится все более проблематичным из-за неуклонного роста затрат на вооружения

Достоинства Франции:

1. Общие показатели ВНП и доходы населения во Франции выше, чем у Великобритании.

2. Развитая аэрокосмическая индустрия.

3. Высокий уровень производства автомобилей и стали.

4. Положительное сальдо торгового баланса.

Угрозы:

1. Проблема конкуренции с Японией и Германией в отношении товаров массового потребления.

2. Проблема получения выплат от стран третьего мира, которые являются главными потребителями французского экспорта.

3. Обесценивание франка из-за торгового дефицита перед Западной Германией.

4. Возможности Франции не позволяют поддерживать технологические темпы развития наравне с ФРГ, Японией, США.

5. Сильная зависимость от сельского хозяйства.

6. Высокие потребности и скромные ресурсы.

В настоящий же момент, если рассматривать Европу (представленную прежде всего ЕЭС) как политико-силовое объединение в глобальной системе, самыми важными проблемами представляются именно те, что были описаны: выработка эффективной единой оборонной политики для грядущего столетия, в эпоху, когда могут произойти значительные изменения в расстановке сил, и сохранение конкурентоспособности на фоне глобальных экономических вызовов, спровоцированных развитием новых технологий и появлением новых игроков на мировом рынке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: