1) Традиция
2) Закон
3) Правило
4) Совесть
5) Верны ли суждения об образовании:
А. Роль образования в последнее время неуклонно возрастает
Б. Только развивая систему образования, государство может сохранить свою конкурентоспособность в современном мире.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
6) В условиях рыночной экономики одним из принципов функционирования рынка является:
1) Свободное ценообразование
2) Наличие монополий
3) Присутствие продавцов и покупателей
4) Внешняя торговля
7) Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:
1) Социальная роль
2) Социальная структура
3) Социальная страта
4) Социальный статус
8) Отличительным признаком нации как этнической общности является:
1) Общность языка и духовной культуры
2) Суверенность во внешней политике
3) Наличие публичной власти
4) Многообразие отношений собственности
Какой из приведенных примеров является горизонтальной социальной мобильностью?
|
|
1) Переход рабочего с одного завода на другой
2) Повышение военнослужащего в звании.
3) Назначение директора школы министром образования.
4) Переход директора магазина на должность продавца.
К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?
1) Политической 3) Социальной
2) Духовной 4) Экономической
Часть В.
В 1. В приведенном списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от животного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1. удовлетворение потребностей;
2. целесообразная творческая деятельность;
3. конечность существования;
4. обладание мышлением и речью.
Черты сходства | Черты отличия | ||
В 2. Установите соответствие между примерами деятельности и ее видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Примеры деятельности Виды деятельности
А. решение математической задачи 1. игровая
Б. принятие закона 2. учебная
В. посадка дерева 3. трудовая
Г. создание модели из конструктора
Д. выступление на сцене
А | Б | В | Г | Д |
В 3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «банковская деятельность». Кажите термин, не связанный с этим понятием.
|
|
Займ, реклама, кредит, депозит, процент, счет.
В4. В приведенном списке указаны черты сходства достигаемого и предписанного статусов и черты отличия достигаемого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1. находится под контролем человека;
2. связан с определенной совокупностью прав и обязанностей;
3. оказывает влияние на поведение человека;
4. приобретается благодаря удаче и везению.
Черты сходства | Черты отличия | ||
Часть С.
Прочтите текст и выполните задания С1—С4
Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.
К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.
В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена.
(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников)
С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С 2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.
С 3. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия.
С 4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.
Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?