Внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека – это


1) Традиция

2) Закон

3) Правило

4) Совесть


5) Верны ли суждения об образовании:

А. Роль образования в последнее время неуклонно возрастает

Б. Только развивая систему образования, государство может сохранить свою конкурентоспособность в современном мире.


1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны


6) В условиях рыночной экономики одним из принципов функционирования рынка является:


1) Свободное ценообразование

2) Наличие монополий

3) Присутствие продавцов и покупателей

4) Внешняя торговля


7) Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:


1) Социальная роль

2) Социальная структура

3) Социальная страта

4) Социальный статус


8) Отличительным признаком нации как этнической общности является:


1) Общность языка и духовной культуры

2) Суверенность во внешней политике

3) Наличие публичной власти

4) Многообразие отношений собственности












Какой из приведенных примеров является горизонтальной социальной мобильностью?


1) Переход рабочего с одного завода на другой

2) Повышение военнослужащего в звании.

3) Назначение директора школы министром образования.

4) Переход директора магазина на должность продавца.




К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?


1) Политической                       3) Социальной

2) Духовной                               4) Экономической

 Часть В.

В 1.   В приведенном списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от животного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1. удовлетворение потребностей;

2. целесообразная творческая деятельность;

3. конечность существования;

4. обладание мышлением и речью.

Черты сходства

Черты отличия

       
       

В 2.  Установите соответствие между примерами деятельности и ее видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

        Примеры деятельности                   Виды деятельности

А. решение математической задачи               1. игровая

Б. принятие закона                                           2. учебная

В. посадка дерева                                             3. трудовая

Г. создание модели из конструктора

Д. выступление на сцене

А Б В Г Д
         

В 3.  Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «банковская деятельность». Кажите термин, не связанный с этим понятием.

Займ, реклама, кредит, депозит, процент, счет.

В4. В приведенном списке указаны черты сходства достигаемого и предписанного статусов и черты отличия достигаемого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1. находится под контролем человека;

2. связан с определенной совокупностью прав и обязанностей;

3. оказывает влияние на поведение человека;

4. приобретается благодаря удаче и везению.

 

Черты сходства

Черты отличия

       
       

                   

 Часть С.

Прочтите текст и выполните задания С1—С4

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным осно­ваниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на фор­мальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десят­ков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой груп­пой можно называть объединение не более 5—7 человек). К ос­новным характеристикам малой группы относят: прямой кон­такт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распреде­ление функций и социальных ролей, общность интересов, соци­альных норм, традиции, определенную локализацию в про­странстве и устойчивость во времени. Главное же в малой груп­пе — это сила, с которой группа действует на своего члена.

(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников)

С 1.  Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С 2.  Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? На­зовите четыре фактора.

С 3.  Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия.

С 4.  Семья  В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном до­ме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка заби­рает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.

Какие указанные в тексте признаки малой группы проявля­ются в данном примере?

                             

 

                                                              


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: