Часть А.
Человек от животного отличается тем,
1) Имеет природные инстинкты
2) Обладает наиболее совершенным слухом
3) Не зависит от природных условий
4) Обладает членораздельной речью
2. В отличие от животного человек может:
1) Реагировать с помощью органов чувств
2) Вырабатывать условные рефлексы
3) Удовлетворять свои потребности
4) Предвидеть результаты своих действий
Верны ли следующие суждения о личности
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны ли оба суждения
4) Оба суждения неверны
Верны ли суждения о ступенях развития общества?
А. Общество развивается только эволюционным путем
Б. Ученые выделяют аграрное общество как первую ступень его развития
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны ли оба суждения
4) Оба суждения неверны
5. Ожидаемое от человека поведение:
1) Социальный статус
2) Социальная роль
3) Социальная позиция
|
|
4) Социальное положение
6) Приобщение человека к знаниям, накопленным обществом:
1) Образование
2) Наука
3) Социализация
4) Совесть
7) Верны ли суждения о свободе:
А. Свобода является синонимом вседозволенности
Б. Свобода – возможность не нести ответственности за свои поступки.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны ли оба суждения
4) Оба суждения неверны
Что из перечисленного можно отнести к свободным благам?
1) Почва
2) Ветер
3) Нефть
4) Лес
9) Главным источником экономических благ является:
1) Потребление
2) Обмен
3) Распределение
4) Производство
Верны ли суждения о безработице?
А. Уровень безработицы меняется в зависимости от развития экономики
Б. Безработица в стране может зависеть от времени года
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны ли оба суждения
4) Оба суждения неверны
Часть В.
В 1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | ||||
А) производство товаров и услуг | 1) экономическая | ||||
Б) отношения «отцов» и «детей» | 2) социальная | ||||
В) межнациональный конфликт | |||||
Г) оказание банковских услуг | |||||
А | Б | В | Г | ||
В 2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики
В 3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:
|
|
| А. директор предприятия |
Б. студент вуза | |
| В. Старшая сестра |
Г. Ученик старших классов |
В4. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ |
1) политическая | А) Повышение налогов на бензин. |
2) экономическая | Б) Выражение недоверия правительству. |
3) социальная | В) Премьера оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». |
4) духовная | Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей. |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
Часть С.
Прочтите текст и выполните задания С1—С4
Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.
К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.
В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена.
(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников)
С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С 2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.
С З. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия.
С 4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.
Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?
Итоговая промежуточная аттестация по обществознанию. 8 класс.
Вариант
Часть А
1) К агентам первичной социализации относятся:
1) Армия
2) Церковь
3) Средства массовой информации
4) Друзья
Верны ли суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся обряды и традиции
Б. Социальные нормы всегда контролируются государством
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
3) К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
|
|
1) Традиционное
2) Индустриальное
3) Постиндустриальное
4) Информационное