Вауовгвуростовпгрджуокиевголокнокувпсковпр

АГОНОВГОРОДПРУВГОЧЕРНИГОВАРТУПГ

Я давно убедился, что для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом.

Весьма остроумно ребята составляют кроссворды. Это не просто вопросы «в лоб» на банальную репродукцию знаний.

Вот как, например, ученик сформулировал вопрос о князе Игоре:

Неудачная шутка с древлянами стоила ему жизни.

Как видим, в коротком задании, сформулированном повествовательным предложением, ученик включил целый сюжет, без знания и понимания которого отвечающий не найдёт правильного решения.

Ученики или минигруппы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

Впоследствии учитель может использовать эти задания на уроках. В таком случае я всегда подписываю: «тест составлен учеником (ученицей) …», «кроссворд составлен …»

С появлением в школах компьютеров и, соответственно, электронных оболочек по составлению тестов, я стал поручать ребятам составлять тесты по определённым темам.

Во время работы над составлением заданий учитель выступает в роли эксперта и консультанта. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.

Напомню известную фразу А. Франса о том, что «учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Вот такой «аппетит» приходит к ученикам, когда они работают над составлением учебных заданий.

 

Кубик Блума

О замечательном американском педагоге и психологе Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Эта замечательная система для алгоритмизации работы педагога была изложена в его книгах Стабильность и Изменение человеческих характеристик (Stability and Change in Human Characteristics) и Классификация образовательных целей(Taxonomy of Educational Objectives).

И мало кто отмечает, что Б. Блум является и автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

· «Почему»,

· «Объясни»,

· «Назови»,

· «Предложи»,

· «Придумай»,

· «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Легко заметить, что вопросы во многом соответствуют основным идеям книг американского педагога и психолога. Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем.

Одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках учителя-практика, как при обучении школьников решению проблем, так и при оценке результатов обучения.

Эти идеи реализованы в кубике Блума. К примеру, вопрос, начинающийся со слова «Назови…» может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос «Объясни…» ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

И, конечно же, задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал.

Возможны два режима использования данного приёма.

· Учитель задаёт соответствующие вопросы.

· Ученики формулируют вопросы.

Причём можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.

Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.

Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…».

И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов-заданий.

Приём «Кубик Блума» можно использовать как самостоятельно, так и в контексте Техники активно-продуктивного чтения».

 

Прием «аналитик».

Более сложной может стать работа учени­ков не с текстом учебника, а с хрестоматией, первоисточниками, научными статьями, результатами исследований в какой-то области науки и другими дополнительными материалами.

И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески. Как-то в журнале «Преподавание истории и обществознание в школе» ознакомил­ся с разработкой урока на тему «Итоги второй мировой вой­ны».

Учитель подготовила прекрасный материал о численности населения основных государств-участников войны, числен­ности армий, данные о военной технике, о потерях сторон среди мирного населения и на фронтах. Однако назвав свой урок интегрированным, она занялась с учениками вычислением на калькуляторах процентного соотношения нанесенного странам ущерба (!).

К сожалению, такой подход никак не назовёшь, кроме как пародией на интеграцию предметов.

Но отказываться от богатейшего материала, собранного учительницей, мне очень не хотелось. Используя то же содержание, я лишь изменил учебную задачу. На каждую парту поступил распечатанный пакет упоминав­шихся статистических данных со следующим заданием:

«Про­анализируйте имеющиеся данные. Напишите небольшой очерк и сами дайте ему название».

Абсолютное большинство учеников блестяще справились с заданием и сделали ряд лю­бопытных выводов. Некоторым из них могли бы позавидовать и про­фессиональные историки.

Разумеется, мы должны учитывать уровень подготовленности наших учеников. Отсюда будет зависеть и уровень сложности задания, и содержания пакета материалов, подлежащих анализу.

 

Более сложной может стать работа учени­ков не с текстом учебника, а с хрестоматией, первоисточниками, научными статьями, результатами исследований в какой-то области науки и другими дополнительными материалами.

 

И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески. Как-то в журнале «Преподавание истории и обществознание в школе» ознакомил­ся с разработкой урока на тему «Итоги второй мировой вой­ны».

 

Учитель подготовила прекрасный материал о численности населения основных государств-участников войны, числен­ности армий, данные о военной технике, о потерях сторон среди мирного населения и на фронтах. Однако назвав свой урок интегрированным, она занялась с учениками вычислением на калькуляторах процентного соотношения нанесенного странам ущерба (!).

 

К сожалению, такой подход никак не назовёшь, кроме как пародией на интеграцию предметов.

 

Но отказываться от богатейшего материала, собранного учительницей, мне очень не хотелось. Используя то же содержание, я лишь изменил учебную задачу. На каждую парту поступил распечатанный пакет упоминав­шихся статистических данных со следующим заданием:

 

«Про­анализируйте имеющиеся данные. Напишите небольшой очерк и сами дайте ему название».

 

Абсолютное большинство учеников блестяще справились с заданием и сделали ряд лю­бопытных выводов. Некоторым из них могли бы позавидовать и про­фессиональные историки.

 

Разумеется, мы должны учитывать уровень подготовленности наших учеников. Отсюда будет зависеть и уровень сложности задания, и содержания пакета материалов, подлежащих анализу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: