6.1 Структура практики
Производственная практика (технологическая) обучающихся включает ряд этапов (таблица 6.1):
1. Проведение собрания по практике с руководителями от кафедры; выдача направлений на практику, а также индивидуальных заданий.
2. Закрепление обучающихся за конкретными рабочими местами на предприятиях-базах практики в компьютерных лабораториях университета.
3. Прохождение практики обучающимся в университете в сроки, определенные учебным планом университета.
4. Подготовка отчета и дневника практики.
7. Защита результатов практики руководителю от университета в сроки, установленные графиком.
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Таблица 6.1 - Структура практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
1 | Организация практики | Проведение собрания по практике с руководителями от кафедры, выдача задания на практику (2 часа) | Индивидуальный план дневника практики |
2 | Подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности | Разработка и утверждение с руководителем плана-графика прохождения производственной практики. Производственный инструктаж (18 часов) | Индивидуальный план дневника практики |
3 | Производственный (экспериментальный, исследовательский) этап | Решение экономических задач с применением компьютерной техники (68 часов) | Отчет по практике |
5 | Подготовка отчета по практике | Подготовка отчета по практике, дневника (20 часов) | Отчет по практике |
Содержание практики
Технологическая практика включает три этапа. Первый этап предусматривает аудиторное и внеаудиторное изучение табличного редактора Microsoft Excel. Второй этап состоит из решения практических задач по автоматизации экономических расчетов и анализу полученных результатов. Третий этап - оформление и защита отчета по практике руководителю.
Согласно определенного руководителем практики номера варианта выполнить следующие задания в программе Microsoft Excel.
Задание 1
Обработать данные таблицы с использованием программы Microsoft Excel (варианты заданий приведены в приложении Е).
Пояснение к выполнению задания №1
Исходные таблицы создать на первом листе.
На втором листе создать копию таблицы 2, используя ссылки на первый лист.
Результаты расчетов помещать на второй лист, а при необходимости и на третий.
Диаграмму построить на отдельном листе.
Задание 2
Создать многостраничный отчет (взаимосвязанные таблицы) в программе Miсrosoft Excel, используя статистические функции, функции обработки массивов согласно номера варианта (см. приложение Ж).
Пояснение к выполнению задания №2
Пункт 1. В исходной таблице не должно быть пустых ячеек. Все выполняемые расчеты должны сопровождаться соответствующими подписями. Результаты расчетов, выполняемых для каждой строки, помещать в столбец правее исходной таблицы. Результаты расчетов, выполняемых для нескольких столбцов, помещать в строки ниже исходной таблицы. Результаты одиночных расчетов помещать ниже таблицы.
Пункт 2. На второй лист копировать исходную таблицу вместе с расчетами, полученными при выполнении пункта 1. Увеличение или уменьшение данных второго листа применить только к исходным данным и выполнить следующим образом:
- изменить исходные данные как элементы матрицы;
- полученные результаты заменить значениями, используя команду СПЕЦИАЛЬНАЯ ВСТАВКА.
Пункт 3. При создании итоговой таблицы первые два столбца формировать путем ссылки на соответствующие ячейки первого листа, а остальные столбцы рассчитать, используя данные первого и второго листов. Транспонирование выполнить двумя способами:
- с помощью функции ТРАНСП;
- с помощью команды СПЕЦИАЛЬНАЯ ВСТАВКА.
Пункт 4. При копировании данных на четвертый лист не копировать строки, полученные в результате расчетов. При выделении данных для сортировки таблицы необходимо выделить все данные, включая расчетные, без шапки таблицы. Промежуточные итоги подводить, используя команду ИТОГИ, предусмотрев подведение итогов по столбцам, для которых данный итог имеет смысл. Все промежуточные итоги поместить в одну таблицу.
Пункт 5. Перед началом создания макроса обязательно выделить ячейку с данными, для которой этот макрос будет создаваться.
Задание 3
На основании данных второго листа задания № 1 построить диаграммы с помощью «Мастера диаграмм» и произвести операции над ними. Варианты задания приведены в приложении З.
Задание 4
Спрогнозировать значение указанного в варианте показателя в табличном редакторе Miсrosoft Excel. Для чего необходимо:
- Набрать таблицу, соответствующую номеру варианта.
- Построить график динамики исследуемой величины по времени с помощью «Мастера диаграмм».
- Подобрать вид линии тренда («добавить линию тренда»), вывести на графике уравнение линии тренда и величину достоверности аппроксимации (команда «Параметры» в окне «Формат линии тренда»).
- Сделать прогноз на два последующих года и проанализировать полученные данные (помесить текст в окне, в котором отразить возрастет или уменьшится ожидаемая прогнозируемая величина).
Варианты задания приведены в приложении И.