Моральные конфликты в здравоохранении

Если характеризовать конфликт с точки зрения объекта

столкновения, то выявляется целый ряд конфликтов содержательного плана:

– бытовой, где объектом является бытовое устройство;

– административный — с объектом полномочий;

– психологический, разгорающийся вокруг психологических отличий

– профессиональный, где сталкиваются компетенции специалистов;

– этический, возникающий вокруг поведенческих норм жизни;

– идеологический — вокруг разных отношений к ценностям;

– амбициозный, когда один из субъектов претендует на более высокий

статус, в котором ему отказывает другой субъект.

Профессиональный конфликт — это открытое предъявление противоречий между профессионалами в любой сфере деятельности, взаимодействие которых направлено на развитие теоретических моделей, выявление неполадок в социальной организации или в организме.

Выделяются объективные,

субъективные и нереалистические конфликты.

Объективные конфликты вызваны неудовлетворением обещанного,

несправедливым распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и

направлены на достижение конкретных результатов.

Примерами могут служить:

1 Обещание врачом больному полного излечения, а в результате

особенностей течения болезни наступила стойкая утрата трудоспособности;

2 Некачественное выполнение своих обязанностей (послеоперационные

осложнения по вине медицинского работника, несвоевременный обход);

3 Отказ в госпитализации больного или несвоевременная госпитализация.

4 Несвоевременное выполнение операций, процедур и т.п.

5 Помещение в палату с умирающим больным.

6 Требование в покупке медикаментов.

7 Требование вознаграждения за выполненную работу.

Субъективные конфликты. Этот тип конфликта часто связан с

несовпадением ожиданий пациента с реальностью.

Поводом может служить несоответствующее представление о должном

поведении медицинского персонала (грубость, неучтивость), проведении

процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-

гигиенические условия нахождения в стационаре (грязь, шум, запах),

неправильная диагностика или неправильное назначение терапии.

Внутриличностный конфликт — это конфликт, происходящий внутри

человека. В случае внутриличностного конфликта речь идет о внутреннем

состоянии человека, для которого характерны психологическое напряжение.

Межличностный — это конфликт, возникающий из-за антипатии,

личной неприязни на основе несовпадения ценностей, норм, установок как

при наличии, так и при отсутствии объективных причин конфликта.

Конфликт между личностью и группой — это, как правило,

столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на

результаты работы группы в целом. Конфликт возникает, когда ожидания

группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, а

также когда позиция, занимаемая отдельной личностью, находится в

противоречии с позицией группы.

Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп. Он возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях, которые могут иметь различную основу.

 Внутриорганизационный конфликт разновидности такого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно- функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои достаточно специфические черты.

 

Формы предупреждения и пути разрешения конфликтов.

Сторонами конфликта в медицине являются:

а) в межличностных: медицинский сотрудник — пациент; медик —

медик; сотрудник — администратор; б) в межгрупповых: администрация

ЛПУ — пациент, персонал — родственники пациента, администрация ЛПУ

(юридическое лицо) — пациент (истец в суде).

Предметом конфликта в медицине выступают:

а) объективные причины (не зависящие от врача);

б) субъективные причины (зависящие от врача)

Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов в

медицинской практике:

 а) досудебный: разрешение конфликта на первичном

уровне врач — пациент, заведующего отделением, администрации ЛПУ,

КЭК, этическим комитетом;

 б) судебный: органами государственной

юрисдикции; органами негосударственной специализированными третейскими судами.

Способы разрешения конфликтов приводят к соответствующим типичным результатам разрешения конфликта:

а) разрешение конфликта на досудебном уровне;

б) исполнение решения суда.

Действия руководителя при разрешении конфликтов:

Изучение причин возникновения конфликта?

Ограничение числа участников конфликта?

Анализ конфликта?

Разрешение конфликта

Существуют три точки зрения в отношении конфликта:

1 руководитель считает, что конфликт не нужен и наносит организации

только вред. В таком случае устранить его любым способом;

2 сторонники второго подхода считают, что конфликт — это

нежелательный, но довольно распространенный побочный продукт

организации и руководитель должен устранить его, где бы он ни возникал;

3 руководители, придерживающиеся третьей точки зрения, считают, что

конфликт не только неизбежен, но необходим и потенциально полезен.

Например, это может быть трудовой спор, в результате которого рождается

истина. Они полагают, что, как бы ни росла и как бы хорошо ни управлялась

организация, конфликты будут возникать всегда и это вполне нормальное

явление.

Способы преодоления (разрешения) конфликтов

Педагогические Административные: Беседа, просьба, убеждение,

разъяснение требований к работе и неправомерных действий

конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта

Силовое разрешение конфликта

конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты

разъединения конфликтующих.

Разрешение конфликта по приговору — решение комиссии, приказ

руководителя организации, решение суда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: