Если характеризовать конфликт с точки зрения объекта
столкновения, то выявляется целый ряд конфликтов содержательного плана:
– бытовой, где объектом является бытовое устройство;
– административный — с объектом полномочий;
– психологический, разгорающийся вокруг психологических отличий
– профессиональный, где сталкиваются компетенции специалистов;
– этический, возникающий вокруг поведенческих норм жизни;
– идеологический — вокруг разных отношений к ценностям;
– амбициозный, когда один из субъектов претендует на более высокий
статус, в котором ему отказывает другой субъект.
Профессиональный конфликт — это открытое предъявление противоречий между профессионалами в любой сфере деятельности, взаимодействие которых направлено на развитие теоретических моделей, выявление неполадок в социальной организации или в организме.
Выделяются объективные,
субъективные и нереалистические конфликты.
Объективные конфликты вызваны неудовлетворением обещанного,
|
|
несправедливым распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и
направлены на достижение конкретных результатов.
Примерами могут служить:
1 Обещание врачом больному полного излечения, а в результате
особенностей течения болезни наступила стойкая утрата трудоспособности;
2 Некачественное выполнение своих обязанностей (послеоперационные
осложнения по вине медицинского работника, несвоевременный обход);
3 Отказ в госпитализации больного или несвоевременная госпитализация.
4 Несвоевременное выполнение операций, процедур и т.п.
5 Помещение в палату с умирающим больным.
6 Требование в покупке медикаментов.
7 Требование вознаграждения за выполненную работу.
Субъективные конфликты. Этот тип конфликта часто связан с
несовпадением ожиданий пациента с реальностью.
Поводом может служить несоответствующее представление о должном
поведении медицинского персонала (грубость, неучтивость), проведении
процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-
гигиенические условия нахождения в стационаре (грязь, шум, запах),
неправильная диагностика или неправильное назначение терапии.
Внутриличностный конфликт — это конфликт, происходящий внутри
человека. В случае внутриличностного конфликта речь идет о внутреннем
состоянии человека, для которого характерны психологическое напряжение.
Межличностный — это конфликт, возникающий из-за антипатии,
личной неприязни на основе несовпадения ценностей, норм, установок как
при наличии, так и при отсутствии объективных причин конфликта.
Конфликт между личностью и группой — это, как правило,
|
|
столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на
результаты работы группы в целом. Конфликт возникает, когда ожидания
группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, а
также когда позиция, занимаемая отдельной личностью, находится в
противоречии с позицией группы.
Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп. Он возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях, которые могут иметь различную основу.
Внутриорганизационный конфликт разновидности такого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно- функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои достаточно специфические черты.
Формы предупреждения и пути разрешения конфликтов.
Сторонами конфликта в медицине являются:
а) в межличностных: медицинский сотрудник — пациент; медик —
медик; сотрудник — администратор; б) в межгрупповых: администрация
ЛПУ — пациент, персонал — родственники пациента, администрация ЛПУ
(юридическое лицо) — пациент (истец в суде).
Предметом конфликта в медицине выступают:
а) объективные причины (не зависящие от врача);
б) субъективные причины (зависящие от врача)
Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов в
медицинской практике:
а) досудебный: разрешение конфликта на первичном
уровне врач — пациент, заведующего отделением, администрации ЛПУ,
КЭК, этическим комитетом;
б) судебный: органами государственной
юрисдикции; органами негосударственной специализированными третейскими судами.
Способы разрешения конфликтов приводят к соответствующим типичным результатам разрешения конфликта:
а) разрешение конфликта на досудебном уровне;
б) исполнение решения суда.
Действия руководителя при разрешении конфликтов:
Изучение причин возникновения конфликта?
Ограничение числа участников конфликта?
Анализ конфликта?
Разрешение конфликта
Существуют три точки зрения в отношении конфликта:
1 руководитель считает, что конфликт не нужен и наносит организации
только вред. В таком случае устранить его любым способом;
2 сторонники второго подхода считают, что конфликт — это
нежелательный, но довольно распространенный побочный продукт
организации и руководитель должен устранить его, где бы он ни возникал;
3 руководители, придерживающиеся третьей точки зрения, считают, что
конфликт не только неизбежен, но необходим и потенциально полезен.
Например, это может быть трудовой спор, в результате которого рождается
истина. Они полагают, что, как бы ни росла и как бы хорошо ни управлялась
организация, конфликты будут возникать всегда и это вполне нормальное
явление.
Способы преодоления (разрешения) конфликтов
Педагогические Административные: Беседа, просьба, убеждение,
разъяснение требований к работе и неправомерных действий
конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта
Силовое разрешение конфликта
конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты
разъединения конфликтующих.
Разрешение конфликта по приговору — решение комиссии, приказ
руководителя организации, решение суда.