В общих вопросах условно можно выделить два основных:
1 Соблюдение правил внутренней культуры. То есть — правил
отношения к труду, соблюдения дисциплины, бережного отношения к
общественному достоянию, дружелюбия и чувства коллегиальности:
2 Соблюдение правил внешней культуры поведения. Правил благопристойности, приличия, хорошего тона и соответствующего внешнего вида (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела,одежды, обуви, отсутствие излишних украшений и косметики, медицинская форма). К правилам внешней культуры относится также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и больных, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям и т.д. Все это можно назвать медицинским этикетом. Основополагающее требование медицинского этикета таково: облик врача должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Никто не захочет стать пациентом человека легкомысленного, неаккуратного, с безразличием, а то и с неприязнью относящегося к больным. Внешний вид иногда выдает приверженность к вредным привычкам. Врач должен быть собранным, сдержанным, доброжелательным и, конечно, здоровым и подтянутым человеком (или как минимум производить такое впечатление).
|
|
Подчеркнуто уважительно врачи относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра - высококвалифицированный работник, знающий и умеющий очень много. Она первый помощник врача, без которого лечебный процесс невозможен. Важнейшее требование этики медсестры — уважение к врачу — должно соблюдаться неукоснительно.
Медико- этические особенности общения врачей с пациентами.
Общение — это, прежде всего беседа. Искусство, талант общения, речи,
этика слова требует навыка, высокого уровня культуры и усилия.
Вот несколько правил взаимоотношения между врачом и пациентом:
Первое правило — хорошо владеть литературным языком (культура
речи).
Второе — уметь формулировать свои мысли и излагать их литературным языком, т.е. должно быть хорошо развито логическое мышление.
Третье — беседа с больным должна быть врачом заранее продумана.
Четвертое — умение слушать больного.
Пятое — беседа должна проходить один на один с пациентом.
Шестое — нельзя поручать сбор анамнеза кому-либо другому (другому
врачу, ассистенту, ординатору, студенту и т.д.).
Седьмое — необходимо помнить один из законов этики: норма – всегда
среднее. Необходимо избегать и высокомерности и фамильярности. Выстраивать отношения нужно на основе уважения к пациенту.
Первый этап лечебного процесса — лабораторные и диагностические
|
|
исследовании.
Основные этические правила, которые необходимо
соблюдать.
Первое правило — инструментальное исследование никогда не должно
быть опаснее болезни, т.е. надо помнить о законе адекватности. По
возможности следует пользоваться более простыми, неопасными методами
исследования.
Второе правило — проводить только те исследования, которые
необходимы для установления диагноза. Все дополнительные исследования
(например, для научных целей) могут проводиться только в рамках
информированного согласия с пациентом.
Третье правило — между врачом и пациентом должен быть установлен
психологический контакт. Необходимое условие этого контакта — доверие
пациента медицинскому работнику. Больной должен быть уверен, что ему не
навредят.
Второй этап врачебного процесса — установление диагноза.
Греческое слово «diagnosis» означает распознавание, определении, т.е.
установление причин страдания. С этических позиций важно лишь
подчеркнуть, что ввиду высокой действенности современной терапии риск
причинения вреда пациенту при неправильном диагнозе очень высок.
Поэтому диагностика должна быть максимально ранней и точной.
Лечащий врач не должен препятствовать желанию пациента уточнить
диагноз у другого врача, а, напротив, сам обязан этому способствовать
(консультироваться сам, устраивать консультации больного у других
специалистов). Наконец, не воспринимать дополнительное консультации
пациента у других врачей как личное оскорбление или недоверие.
Третий этап врачебного процесса — лечение пациента. Лечить быстро, безопасно и приятно призывал коллег древнеримский врач Асклепиад (128-56 г. до н.э.). Лечение должно быть своевременным, максимально ранним и максимально скорым. Врач обязан ценить каждый день, каждый час и каждую минуту. В реальной жизни пациент часто сталкивается с медлительностью.