Обратимся к учебнику: стр. 320, 1 абзац. (чтение вслух)

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку (учебники, раздаточный материал, тетради).

Мотивация.

Учитель:

Прежде чем я объявлю тему урока, мне хотелось бы узнать, у кого  из Вас дома есть иконы, картины, эстампы, вышивки, репродукции с известных картин, художественные фотографии, которые украшают ваш интерьер?

А есть ли среди вас те, у дома есть картина Казимира Малевича?

(предполагаются отрицательные ответы учащихся)

Учитель:

 И это не удивительно, потому что доказано, что эта картины Казимира Малевича является самыми непопулярным произведениями искусства  в России и в то же время его произведение «Черный квадрат» считают признанным шедевром живописного супрематизма.

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (ответы учащихся)

Какие цели мы поставим с вами и какие задачи решим на уроке? (ответы учащихся)

Слайд 1. Итак, запишите тему нашего урока: «Супрематизм Казимира Малевича. Пространство и время.»

Так в чем же загадка картин Малевича, что художник хотел нам сказать, почему вот уже почти столетие не утихают споры вокруг творчества этого художника? Попробуем в этом разобраться.

А начнем с того, что поможет нам приоткрыть тайну супрематического творчества художника.

Обратимся к таким понятиям, как   «пространство» и «время».

(запись на доске по ходу рассуждения)

Давайте дадим определения слову пространство: воздушное, экономическое, космическое, информационное, замкнутое. Какое чувство, стремление вызывает это понятие? (чувство полета)

А теперь обратимся к слову время: подберите к нему глаголы: время бежит, остановилось, тянется; а теперь – определения: время настоящее, прошедшее, будущее. Скажите, не кажется ли вам, что мы говорим о времени как о чем-то живом, движущемся. Как вы считаете, если меняется время, изменится ли пространство. Связаны ли между собой эти понятия? Да,  Пространство и время — это предельно общие понятия, более общих уже не придумаешь, Можно перечислить сходные их свойства — протяженность, размерность, непрерывность.

Итак, Пространство – это философское понятие.

Время – это средство измерения (мера) последовательности событий (раньше, позже, одновременно, первый, второй и т. д.) и расстояний (в математическом смысле) между событиями. Когда, на ваш взгляд, время тянется долго?

(ответы учащихся)

Да, не случайно говорят, «ждать и догонять – хуже не бывает».

Ну, а мы с вами  постараемся, чтобы время на нашем уроке прошло незаметно и с пользой для дела. 

 

Повторение  и закрепление пройденного материала.

Цель: Закрепление основных понятий и методов, которые Малевич будет использовать в своем творчестве.

Учитель: На прошлых уроках мы говорили с вами о разнообразных художественных направлениях в изобразительном искусстве, которые стояли у истоков русского авангарда.

Давайте вспомним основные из них.

Перед Вами на столах лежат тесты для проверки знаний изученного материала. Пожалуйста, произведите соотношение названий художественных направлений с их определениями  и авторами, работавшими в этих направлениях.

(после выполнения работы появляется слайд2 с правильным ответом, и учащиеся проводят самооценку.)

Название направления Авторы Соотнесите высказывания с авторами и направлениями
Кубизм П.Пикассо «Необходимо трактовать натуру посредством цилиндра, шара, конуса и т.п.»
Фовизм А.Матисс «Я хочу, чтобы человек, усталый, надорванный, получил перед моей живописью успокоение и отдых»
Постимпрессионизм П.Сезанн «Факт, что я не читаю по-немецки... не означает, что немецкого языка не существует»
Импрессионизм О.Ренуар  «Его называли «живописцем счастья» и создателем цвета перламутровой раковины»
Символизм М.Сарьян «Символ есть образ, соединяющий в себе переживания художника и черты, взятые из природы»

 

Слайд 3-4. Во время ответов на слайде представить картины:

1.  А. Матисса «Вид из окна Танжер».

Вопрос: как в этой картине автор работает с пространством?

2. М.Сарьян «Полдень в Константинополе»

Вопрос: Какой символ, образ использует автор в картине, чтобы передать «застывшее» от жары время?

3. П.Пикассо «Портрет Воллара». Как образно можно передать смысл кубизма?

4. П.Сезанн «Персики и груши». Какого эффекта добивается художник, экспериментируя с пространством?

 

Изучение нового материала.

Цели:

4. Обучающая: Знакомство с творчеством Казимира Малевича, его главным открытием - супрематизмом.

5.   Развивающая: Повышение познавательной активности учащихся и творческого воображения.

6. Воспитывающая: Формирование пространственного воображения, умения воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем.

Задачи:

1.Дать представление о новом направлении в искусстве – супрематизме.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно выбирать нужную информацию.

Учитель: Действительно, ничего не появляется на пустом месте, и русский авангард, ярким представителем которого является Казимир Малевич, за основу брал эти направления в искусстве.

Давайте послушаем короткую  биографическую справку.

 

Слайд 5. Индивидуальное задание: Биография К.Малевича.

 

(выступление ученика).

 

Учитель: Да, прежде чем стать  открывателем нового направления в изобразительном искусстве,  К.Малевич писал и в академической манере, и в импрессионистической. Но как только его назвали «Русским Ренуаром», он перешел к смелым поискам и экспериментам в живописи, которые и привели его к главному открытию - супрематизму (лат. Supremus - наивысший), т.е. можно сказать – совершенный. (слайд 6)

Зачем же художнику понадобились  столь смелые  эксперименты в живописи?

Слайд 7. Обратимся к модулю Учебного элемента-2. Выполните задание №1, пользуясь материалом учебника.

· Зачем нужен был новый язык в искусстве?

· Что стало главным составляющим в творчестве художника?

· Как Малевич сам определял цели и задачи своего творчества?

· Что было основным объектом изображения в супрематических картинах?

· Какая картина Малевича стала признанным шедевром супрематизма?

(фронтальная проверка ответов учащихся)

Слайд 8.

Учитель: Признанным шедевром Малевича считают «Черный квадрат». Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале XX века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи. Как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда.

Что же хотел сказать своей картиной К. Малевич?

Обратимся к учебнику: стр.  320, 1 абзац. (чтение вслух)

 

Учитель: Итак, автор утверждает, что его «Черный квадрат»- это «нуль форм, открытый для интерпретации». Так попробуем с вами, используя понятия пространство и время, включив воображение, интуицию и ассоциации, наполнить «Черный квадрат» своим содержанием.

(Работа с картиной: Точка, две точки, между ними – тире, под точками –даты. Работа с пространственными понятиями и временными: макромир: звезда, солнце, Вселенная; микромир: молекула, атом;

Тире и даты – жизни и смерти, и в тире – умещается вся жизнь человека, с его сомнением, радостью, болью и счастьем бытия).

 

Учитель: Думаю, вам интересно будет узнать, а как еще интерпретировали «Черный квадрат»?

 

Слайд 9-13.

Учитель: Есть очень разнообразные интерпретации:

1. «Черный квадрат» — это темный прямоугольник. Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной.

2. «Черный квадрат» — это неудавшаяся картина

3. «Черный квадрат» — это разноцветный куб

4. «Черный квадрат» — это бунт в искусстве

5. «Черный квадрат» — это пример гениального пиара

6. «Черный квадрат» — это политический ход

7. «Черный квадрат» — это отказ от содержания

8. «Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве

Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу...

И это переносит нас во временном пространстве в эпоху Возрождения, к известному рисунку  Леонардо да Винчи, о котором А.С. Пушкин сказал: «Ты есть круг. Ты есть квадрат. Ты есть совершенство!»

Учитель: Вживую познакомиться с «Черным квадратом» чаще всего можно на выставках, которые проводят в Москве, но может мне удастся удивить вас тем, что с работой гения авангарда вы можете также ознакомиться в нашем Тульском государственном музее изобразительных искусств. Может быть, кто-то из вас уже посещал музей и видел картину на первом этаже здания?

(больше предполагаются отрицательные ответы учащихся)

 

Слайд 14.

Учитель: Давайте обратимся к слайду, на котором изображена одна из работ Казимира Малевича, которая выставлена в нашем музее. Ее название «Супрематическая композиция. Этюд». Мы уже знакомы с термином «этюд», кто может напомнить, что он обозначает? (ответ ученика)

Да, все верно, это подготовительный набросок для будущего произведения, термин пришел к нам из Франции.

Слайд 15.

Вероятно, данная работа являлась подготовительным этапом к дальнейшим композиционным картинам художника, таким как «Супрематизм (supremus № 56)» (1915-1916), «Супрематизм» (1915-1916), «Супрематизм» (1915).

 

(слайд 14) «Супрематическая композиция. Этюд», хоть и не такая известная картина, можно даже добавить, что гаммой и композицией она не так богата, как у ее последователи, но можно с точностью сказать, что свою основную роль, данная работа выполняет отлично, она делает большой шаг в сторону интересных композиционных решений, в ее колористке использованы основные цвета, которые, так или иначе, достаточно часто можно увидеть в картинах Казмимра Малевича.

 

Как вы бы описали данную работу художника, опирая на знания о «Черном квадрате»? (ответ учеников, обсуждение интерпретаций)

 

Учитель: Действительно, картина представляет собой динамические сопряжения окрашенных геометрических фигур. Пересекающие друг друга, существующие в гармонии, они являются "буквами" универсального языка, изобретенного Малевичем – супрематизма. Составляющие композицию картины "конструкции" изображены парящими в белом пространстве фона, олицетворяющем, по мысли художника, бесконечность Вселенной. В картине нет ни верха ни низа, нет даже намека на повествовательность. Художник создает иную, "новую" реальность, некую "вещь в себе", существование которой ограничено рамками холста. Попытки не только ощутить себя частью Мироздания, но и найти наиболее точный живописный эквивалент ощущения пространства в его бесконечности побудили Малевича использовать в своем творчестве опыты психологии человеческого восприятия. Среди них свойства эмоционального воздействия цвета, опыты с цветовым спектром, что дало ему возможность достичь блестящего синтеза науки и искусства, соединить холодный расчет и полную свободу фантазии, создав принципиально новые формы творческого постижения мира.

 

Разобрав выше самую известную работу живописца – «Черный квадрат», о которой так много говорят, мы можем спроецировать данные знания на большинство картин Малевича, в том числе на «Супрематическую композицию», что мы доказали выше. Стоит отметить один важный аспект, то, что каждый из вас может трактовать искусство супрематизма бесконечно много, ведь если вы пытаетесь по привычке, привитой традиционным искусством, искать (и, что характерно, находить) в произведениях супрематизма скрытые смыслы, то вы пойдете в неправильную сторону от главной мысли данного направление.

Слайд 16

Супрематизм отстаивает «свободу предмета от смысла».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: