Игра «Шумный оркестр»
Вид игры: игра с правилами
Цель: формирование умения выплескивать гнев или накопившиеся отрицательные эмоции в приемлемой форме.
Оборудование: музыкальные инструменты, музыкальное сопровождение: Р. Шуман «Дед мороз».
Ход игры: каждый ребенок, участвующий в игре, получает какой-либо детский музыкальный инструмент (барабан, тамбурин, трещотку, погремушку, тарелки, ложки и т. д.). Взрослый играет роль дирижера. Он включает энергичную музыку и размахивает руками в любых направлениях, а дети «играют» на своих инструментах, при этом разрешается издавать звуки любой громкости. Как только дирижер перестанет дирижировать (опустит руки вниз, а затем сразу же выключит музыку), оркестр должен замолчать. Затем дирижер снова включает музыку, начинает дирижировать, и оркестранты продолжают играть. На роль дирижера можно пригласить ребенка.
Как только ребенок-дирижер опустит руки, взрослый выключает музыку, и оркестр замолкает. В конце игры взрослый предлагает детям в течение одной минуты послушать тишину.
Игра «Ха-ха-ха-ха-ха!»
Вид игры: подвижная
Цель: повышение у детей положительного настроения
Ход игры: все стоят в кругу. Каждый участник соединяет кисти рук в замок, смотрит на ведущего и повторяет вместе с ним движения и слова. Ведущий (на первых этапах — взрослый, позднее — кто-то из детей) показывает и делает следующее:
- 5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха
- 5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».
- 5 раз прикасается к левому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».
- 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».
Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по четыре раза («ха-ха-ха-ха»,»хо-хо-хо-хо»,»хи-хи-хи-хи», «хе-хе-хе-хе»). Затем темп еще ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до трех раз, до двух и до одного. Последний раунд снова проходит медленно. Произнося последнее «хе», взрослый предлагает детям выплеснуть всю усталость, всю обиду, всю злость, которые накопились у них в теле. В процессе игры разрешается: кричать, произносить слоги разными голосами, пританцовывать и т. д.
Игра «Как чихает великан?»
Вид игры: игра с правилами
Цель: развитие умения снимать напряжение бесконфликтным путем
Ход игры: взрослый спрашивает детей, знают ли они, как чихает великан. Затем все приступают к обучению: делятся на 3 группы, каждая из которых самостоятельно учится громко озвучивать один из элементов «чиха». По сигналу взрослого все три команды громко и четко произносят свой элемент.
1. первая группа: «Ачи!»
2. вторая группа: «Очи!»
3. третья группа: «Хрящ!»
Игра «Злые мыльные пузыри»
Вид игры: игра с правилами
Цель: формирование умения у детей контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник
Ход игры: дети сидят в кругу на стульях. Взрослый просит детей назвать такие ситуации, когда они злятся на кого-то. После того как каждый ребенок выскажется, взрослый продолжает: «Сейчас я научу вас, как справляться со своим гневом и злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (Дети подносят ладони к губам, имитируя соломинку.) Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой „злой» пузырь и под ждите, пока он исчезнет в воздухе или лопнет. Пускай пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза». Когда все дети откроют глаза, взрослый продолжает: «А сейчас подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».
Игра «Тух-тиби-дух»
Вид игры: игра с правилами.
Цель: развитие у детей умения выплескивать энергию, гнев в приемлемой форме.
Ход игры: взрослый говорит детям: «Я сообщу вам заклинание против плохого настроения, обид и огорчений. Сейчас вы начнете ходить по комнате, не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите: «Тух-тиби-дух». Затем снова продолжайте ходить по комнате. Затем снова остановитесь перед кем-нибудь и произнесите то же самое и т. д. Говорить надо обязательно сердито и глядя в глаза». Игру можно закончить тогда, когда дети начнут смеяться.
Игра «Здравствуйте»
Вид игры: коммуникативная
Цель: формирование умения снимать эмоциональное напряжение посредством игры
Ход игры: все дети ходят по помещению. Взрослый говорит: «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:
* с другом в детском саду;
* с воспитателем;
* с продавцом в игрушечном магазине;
* с клоуном в цирке;
* с любимым дедушкой;
* с соседом;
* с тем, на кого очень обиделись;
* с тем, кого очень рады видеть.
А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» — и поаплодируем друг другу.
Игра «Маленькое приведение»
Вид игры: игра с правилами.
Цель: развитие умения у детей выплескивать гнев в приемлемой форме
Ход игры: дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом: «У!» Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить: «У...», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».
По окончании игры взрослый хлопает в ладоши и говорит: «Молодцы! Пошутили — и хватит. Давайте снова станем детьми!».






