Ради молитв заболевшего брата два других сжали поле, которое они нанялись убрать втроем; по окончании работы они принудили неработавшего брата взять часть заработанного

Однажды три брата отправились на жнитво и нанялись убрать отведенное им поле. Один из них с первого дня почувствовал себя больным и вернулся в свою келию. Два остались жать. Один из них сказал другому: “Брат! Ты видишь, что третий брат наш заболел, воодушевись ревностью, — воодушевлюсь и я ею в надежде на Бога. За молитвы брата нашего вдвоем сделаем дело, за которое взялись втроем, выжнем участок.” Когда, таким образом, они выжали все поле и пришли получать плату за труд, то пригласили заболевшего брата, сказав ему: “Приди, брат, получи плату за свой труд.” Он отвечал им: “Какую плату, когда я не жал?” Они сказали на это: “Твоими молитвами совершена жатва, приди получи плату.” Из-за этого у них возник спор. Он говорил: “Не возьму денег, потому что я не работал.” Они не хотели успокаиваться, пока тот не возьмет своей части. Не договорившись, все трое пошли судиться к некоему великому старцу. Первый брат рассказал старцу: “Мы пошли втроем жать поле за плату. Когда пришли на место жатвы, я в самый первый день заболел и возвратился в келию, не в состоянии даже в течение одного дня принять участие в работе. Ныне они принуждают меня, говорят: “Брат, приди получи плату за работу, которую ты не делал.” Другие два брата пояснили: “Если б мы жали втроем, то лишь с великим трудом могли бы выжать такой участок. За молитвы же нашего брата мы вдвоем убрали поле скорее, чем могли бы убрать втроем, потому и сказали ему: “Приди получи причитающуюся тебе плату.” А он не хочет сделать этого.” Старец, услышав такой спор, удивился и сказал одному из своих монахов: “Ударь в било, чтоб братия, находящиеся по келиям, сошлись все сюда.” Когда они пришли, старец сказал им: “Придите, братия, послушайте праведный суд.” Потом он пересказал им все слышанное от братии и присудил первому брату взять причитавшуюся ему плату, употребить ее по своему усмотрению. И вышел этот брат печальным и плакал. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 521. № 147).

Любовью, кротостью и незлобием преподобный Авраамий обратил многих язычников ко Христу.

См. также: Кротость; Незлобие; Терпение.

Преподобный Авраамий жил среди язычников, из которых одни ругали его и вынудили уйти, а другие надоедали ему постоянными просьбами о помощи. Тем, что получал от православных, Авраамий делился с ними и через это, сказано, “освобождался от ругательных мучений.” И чем же все кончилось? Язычники, пораженные человеколюбием преподобного, построили христианскую церковь и сами стали христианами. А Авраамия умолили быть у них священником. Так кротость и незлобие победили зло и ненависть и умножили стадо Христово. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 486).

Принять гостя с любовью для старца было выше, чем исполнить полностью все дневное правило.

См. также: Гостеприимство.

Брат посетил старца и, уходя от него, сказал: “Авва! Прости меня, я помешал тебе совершить твое правило.” Старец отвечал: “Мое правило — принять тебя по заповеди странноприимства и отпустить с миром.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 506. № 119).

Для пользы Церкви блаженный Афраат оставил уединение и пришел в город для утверждения жителей в Православии.

 Сборник поучений Святых отцов

и Подвижников Благочестия. Глава 18[3].

Любовь

свт. Григорий Палама
Сыновья же это – те, которые по любви к Нему подчиняются Его заповедям: как и говорит Господь: – “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое” (Ин. 14, 23).

св. схиархимандрит Гавриил
Боголюбие необходимо для всех и каждого в отдельности. Оно есть богатство некрадомое и есть всемогущая сила, как сила творческая, как сила живота (жизни).

Сила жизни – в любви к Богу, сила творческая, благодатная.

св. Серафим Саровский
Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого.

св. Симеон архиепископ Солунский
Восстав от сна, прежде всего должны воспоминать о Христе и об Нем помыслить, принося Ему сие первомыслие как жертву, яко Им спасенные и Его имя носящие.

св. Варсонуфий и Иоанн
Нет образа жизни более спасительного, как тот, чтобы нести тяготы друг друга.

свт. Иоанн Златоуст
Разделяй с ближним слезы, чтобы облегчить печаль его. Разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу, так как посредством плача ты сделаешься милостивым, а посредством радости очищаешься от зависти и недоброжелательства.

св. Варсонуфий и Иоанн
Если будешь сострадать ближним, получишь помощь; если же удержишь себя от сострадания, желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь.

св. авва Дорофей
Мало по малу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.

св. Марк Подвижник
Не только явно, но и тайно (во глубине сердца) любить ближних наших.

св. Ефрем Сирин
Кто хочет жить мирно на всяком месте, тот пусть ищет не собственного своего успокоения, а успокоения других о Господе, и найдет успокоение себе.

св. Серафим Саровский
Матерью будь, а не отцом к братии. Раздавайте дары сии благодати Духа Святаго требующим, по примеру свещи возженной, которая и сама светит, но и другие свещи, не умаляя собственного огня, зажигает.

Сей всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесвт, хотя и не скоро. И данный тебе талант не скрывай в земле, да не истязай будеши от своего господина; но отдавай его торжником: пусть куплю делают.

св. Симеон Новый Богослов
На всех верных должны мы смотреть, как на одного, и думать, что в каждом из них пребывает Христос, и такое любовное иметь к нему расположение, чтоб быть готовыми положить за него души свои. Отнюдь не должно нам говорить или думать, что кто-то зол, но всех видеть добрыми, как сказано. Хотя увидишь кого боримым страстьми, не брата, а страсти ненавидь, борющие его... и... имей к нему... сострадание.

св. Исаак Сирин
Знай, что для того нам и надобно не выходить из дверей келлии, чтобы не знать худых дел человеческих; и тогда в неведении ума своего во всех увидим людей святых и добрых.

св. авва Дорофей
Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы чем дальше идут от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут тоже. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и притом так, что сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу, и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга – и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовию к Нему, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом.

св. Антоний Великий
Человек никогда не может быть истинно добрым, как бы ни желал того, если не вселится в него Бог, ибо никтоже благ, токмо Бог един.

Краткие высказывания христианских святых о любви [4]

 

* Любовь, хотя по порядку последняя из добродетелей, но по достоинству она первая из всех и позади себя оставляет все прежде ее родившиеся. Прп. Марк Подвижник.

* Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения... даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия. Свт. Иоанн Златоуст.

* В любви вот что удивительно: к другим добродетелям может примешиваться зло, - например, нестяжательный часто тем самым надмевается; красноречивый впадает в болезнь честолюбия, смиренномудрый часто тем самым превозносится в своей совести, а любовь свободна от всякой подобной заразы, никто никогда не станет превозноситься пред любимым. Свт. Иоанн Златоуст.

* Любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносит с собою все блага. Свт. Иоанн Златоуст.

* Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая. Прп. Иоанн Лествичник.

* Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть. Прп. Иоанн Лествичник.

* Настолько любовь выше всех добродетелей, что без нее ни одна из них, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их. Прп. Симеон Новый Богослов.

* О любовь Боготворящая, которая есть Бог, - дар таинственно подаваемый достойным; она - нечто изумительное и вещь, нелегко обретаемая. Прп. Симеон Новый Богослов.

* Любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщаемая и непостижимая и совершенно Божеская. Прп. Симеон Новый Богослов.

* Господь дарует наследие Царства тем, которые иные добродетели запечатлели любовью; либо своей безупречной жизнью к ней притекли, либо через покаяние нашли в ней убежище. Свт. Григорий Палама.

* Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее. Свт. Игнатий Брянчанинов.

* Не ищите и не ожидайте любви от человеков, ищите всесильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам. Свт. Игнатий Брянчанинов.

* О сладости любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: "Ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая", ни все в совокупности не могут "разлучити от любве Божия" душу, вкусившую ее сладости (Рим. 8, 38-39). Прп. Ефрем Сирин.

* Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении. Свт. Игнатий Брянчанинов.

* Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви. Авва Дорофей.

* Совершенство любви заключается в соединении с Богом; преуспеяние в любви сопряжено с неизъяснимым духовным утешением, наслаждением и просвещением. Но в начале подвига ученик любви должен выдержать жестокую борьбу с самим собою, с глубоко поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадением естеству, сделалось для него законом, воюющим и возмущающим против Закона Божия, против закона святой любви. Свт. Игнатий Брянчанинов.

* Совершенство состоит в том, чтобы предпочитать себе ближнего. Авва Иаков.

* Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас. Св. Иоанн Златоуст.

* Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится. Св. Иоанн Златоуст.

* Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав - не перестает.... В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная - остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью. Блаженный Диадох.

* Жизнь сердца - это любовь, а его смерть - это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

* Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное. Преп. Исаак Сирин.

* Господь любит нас, как Своих детей, и любовь Его сильнее любви матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь никогда не забывает нас. Старец Силуан.

* Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных.

 

Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения.

 

Любовь есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.

 

Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Иоанн Лествичник.

* Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: если имею пророчество, и ведаю все тайны, и весь разум, любви же не имею: никакой пользы мне в том (1 Кор. 13, 2. 3). Стяжавший любовь стяжал Самого Бога; ибо Бог есть любовь (1 Ин, 4, 16). Максим Исповедник.



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: