Информационно-коммуникативные технологии. Их использование в образовании детей с ОВЗ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей.

Использование информационных технологий в процессе обучения детей с ОВЗ –процесс не только объективный, но и вполне закономерный. С одной стороны, информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств, позволяющих достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.

Продвижение ребенка по пути нормального развития – главная ценность специального обучения. Новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий, могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции его вторичных нарушений у детей. Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» может служить примером средства нового поколения для решения обще-развивающих задач обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха; речи; задержкой психического развития:

· формирование умения систематизировать, обобщать, описывать в речи свой жизненный опыт в области сезонных явлений (часть первая “Времена года”);

· формирование умения представлять одно и то же предметное содержание в разных знаковых системах, свободно переходя от одной к другой (часть вторая “Погода”);

· формирование умения извлекать значимую информацию из речевой коммуникации, соотносить цель и результат общения (часть вторая “Погода”);

· формирование умения выражать свое эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира, формирование понимания относительности эмоциональных оценок (часть вторая «Погода»).

· формирование умения решать соответствующие возрасту житейские (часть третья “Одеваемся по погоде”);

· формирование умения строить по ходу чтения гипотезы о контексте описанных событий, связывать свои рассуждения в единое целое, аргументировать финальный вывод (часть четвертая “Рассказы о временах года”);

· развитие мыслительной операции сериации – формирование умения выстраивать последовательность элементов в ряду, начиная с любого произвольно выбранного элемента (часть пятая “Календарь”).

Использование в специальном образовании средств, основанных на информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения. Специализированная компьютерная программа «Моя жизнь» - пример технологии, поддерживающей целенаправленное социально-эмоциональное развитие детей. Данная технология обеспечивает моделирование скрытых от непосредственного восприятия объектов познавательной деятельности в графических и знаковых формах, доступных детям младшего школьного возраста, обучающимся в специальных школах (отношение к событиям жизни, изменчивость настроения; связь событий и настроений и др.).

В образовании детей с отклонениями в развитии приоритет отдается специализированным информационным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и специфические особенности развития детей, логику построения специального обучения и базовые принципы специальной дидактики. Применение специализированных информационных технологий – условие освоения ребенком компьютера в качестве инструмента разнообразной содержательной деятельности, отвечающей его возрастным интересам, уровню развития и этапным задачам обучения.

Использованная литература:

1. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 67–76.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: