Индивидуализация (с латинского) – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка.
Одним из основных современных средств обучения детей с ОВЗ, необходимых для достижения наиболее быстрого результата коррекцонной работы, признан процесс индивидуализации.
Коррекционно-логопедическая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. В настоящее время необходимы более современные средства, приемы, технологии обучения для достижения наиболее быстрого результата коррекционной работы. К тому же в виду появления новых образовательных стандартов должна поменяться позиция детей. Ребенок должен иметь возможность выбора заданий, занимать активную позицию, то есть стать субъектом образовательного процесса, поэтому особое значение приобрело применение в коррекционной работе средств индивидуализации обучения.
|
|
Основой индивидуализации обучения детей с ОВЗ может служить проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с нарушениями речевого развития.
При этом педагогу важно помнить основной принцип: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, доказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится ошибаться, задавать вопросы, проявлять инициативу.
Детей, страдающих трудностями переключения внимания и расстройствами аутистического спектра, необходимо заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания. При этом ребенку требуется разъяснить, в какое время он сможет закончить начатое. В качестве альтернативы можно разрешить закончить задание дома или после уроков.
Предоставление дополнительного времени напрямую зависит от цели выполнения задания. Если для получения полноценного результата требуется закончить задание, необходимо предоставить ребенку данную возможность, переориентировав других учеников класса на новый вид деятельности.
При использовании стандартных учебных пособий необходимо маркирование заданий для самостоятельной работы.
Предоставление возможности уединиться в «безопасном месте» позволяет детям не находиться в классе на протяжении всего дня или сидеть за партой на протяжении всего урока. Это предоставляет возможность переключиться на другой вид деятельности, отдохнуть, посидеть в тишине.
|
|
На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для детей с различными трудностями обучения. При двигательных нарушениях рекомендуется использовать специальные насадки на ручку, трафареты и ограничители.
Для детей с ослабленным зрением или трудностями обучения письму возможно использование дополнительной разлиновки тетрадей: более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также использование тетрадей большого формата.
Для учеников с трудностями усвоения математики возможно разрешить использование визуального ряда чисел, прикрепленного на парту, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий.
Рекомендовано научить ребенка самостоятельному использованию визуальных пособий (схем, графиков, таблиц справочной информации).
Индивидуализируя подходы к обучению, необходимо помнить, что любые изменения следует вводить так, чтобы они отражали индивидуальные нужды ученика с особыми потребностями, а не являлись универсальными для всех «включенных» учеников.