Технологии индивидуализации обучения детей с ОВЗ

Индивидуализация (с латинского) – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

Одним из основных современных средств обучения детей с ОВЗ, необходимых для достижения наиболее быстрого результата коррекцонной работы, признан процесс индивидуализации.

Коррекционно-логопедическая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. В настоящее время необходимы более современные средства, приемы, технологии обучения для достижения наиболее быстрого результата коррекционной работы. К тому же в виду появления новых образовательных стандартов должна поменяться позиция детей. Ребенок должен иметь возможность выбора заданий, занимать активную позицию, то есть стать субъектом образовательного процесса, поэтому особое значение приобрело применение в коррекционной работе средств индивидуализации обучения.

Основой индивидуализации обучения детей с ОВЗ может служить проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с нарушениями речевого развития.

При этом педагогу важно помнить основной принцип: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, доказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится ошибаться, задавать вопросы, проявлять инициативу.

Детей, страдающих трудностями переключения внимания и расстройствами аутистического спектра, необходимо заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания. При этом ребенку тре­буется разъяснить, в какое время он сможет закончить начатое. В качестве альтернативы можно разрешить закончить задание дома или после уроков.

Предоставление дополнительного времени напря­мую зависит от цели выполнения задания. Если для получения полноценного результата требуется закон­чить задание, необходимо предоставить ребенку дан­ную возможность, переориентировав других учеников класса на новый вид деятельности.
При использовании стандартных учебных пособий необходимо маркирование заданий для самостоятель­ной работы.

Предоставление возможности уединиться в «безо­пасном месте» позволяет детям не находиться в клас­се на протяжении всего дня или сидеть за партой на протяжении всего урока. Это предоставляет возмож­ность переключиться на другой вид деятельности, от­дохнуть, посидеть в тишине.

На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для де­тей с различными трудностями обучения. При двига­тельных нарушениях рекомендуется использовать спе­циальные насадки на ручку, трафареты и ограничители.

Для детей с ослабленным зрением или трудностями обучения письму возможно использование дополни­тельной разлиновки тетрадей: более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополни­тельных наклонных линий, а также использование тет­радей большого формата.

Для учеников с трудностями усвоения математики возможно разрешить использова­ние визуального ряда чисел, прикрепленного на парту, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметичес­ких действий.

Рекомендовано научить ребенка самосто­ятельному использованию визуальных пособий (схем, графиков, таблиц справочной информации).

Индивидуализируя подходы к обучению, необхо­димо помнить, что любые изменения следует вводить так, чтобы они отражали индивидуальные нужды уче­ника с особыми потребностями, а не являлись универ­сальными для всех «включенных» учеников.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: