Отличие младшего подросткового возраста в том, что они хорошие исполнители (пока еще не организаторы), склонны делать многое по образцу. В тоже время, еще сохраняется интерес к созданию чего-то своими руками (поделки, рисунки).
5-6 класс – благодатная почва для задела вырастить хороших организаторов и дать инструмент навыков организации и проведения какого-либо дела. Поэтому, можно смело вводить все простые элементы, присущие для развития самоуправления в объединении: ЧТП, локальные творческие группы (или группы дела). Также придумать маленькие традиции (встречи, прощания, чаепития, сюрпризики).
В тоже время, они еще сильно привязаны к привычным и комфортным для них людям и коллективам (классный руководитель-мама, класс – мир со своими отношениями, где уже как-то привычно и комфортно), еще не выработаны такие навыки коммуникативности, которые позволяют свободно выходить за пределы сложившихся рамок отношений.
Педагогу важно сначала создать условия комфорта, атмосферности, чтобы дети всегда имели желание прийти снова и снова.
|
|
В первую очередь – это игры. 2-3 разноплановых социально-педагогических игры за встречу с последующей рефлексией. Это поможет детям раскрыться и приобрести чувство защищенности. В последствии надо давать им право выбора проведения своих игр или предложенных вами. Вы всегда рядом и корректно поможете или подскажете, если что-то не получается.
Для атмосферности можно взять традицией «по секрету» готовить «сюрпризики». Тогда, у каждой встречи будет своя «тайна», свое «удивление».
Поделки: каждый из ребят что-то умеет. Возьмите за правило, что каждый будет учить всех, что у него хорошо получается. Оригами, фенечки, закладки, картины из пластилина, мозаика, рамочки из старых картонных коробок…. Это все – уже задел на умение проводить мастер-классы. Сделали вместе со всеми- ура! Научились? Понравилось? А проводить понравилось? А как бы нам научить этому других или где бы нам это применить? А у нас впереди такой-то день в школе? Как мы это сможем использовать в этот день?.. Вот так могут появиться новые интересные идеи и формы проведения акций и событий. Надо помнить, что все, что организует и проводит 5-6 класс должно быть кратковременным и иметь моментальный конечный результат или эффект. Ребятам этого возраста желательна и зрительная наглядность: что было до и что стало после.
Можно и нужно проводить встречи только для живого общения: чаепитие, какой-то свой внутренний праздник, просто день настольных игр…
Самое главное, что педагогу необходимо видеть перспективу развития и всегда отмечать себе те достижения, те маленькие шаги, которые уже были сделаны.