Не хватает умений и навыков организации работы детского коллектива

Самообразование – первооснова, плюс постоянная практика и выстроенная система работы в данном направлении,

По данному направлению деятельности мало источников. Тем они более ценны. Для того, чтобы работать с детским активом или объединением (в идеале сформировать коллектив\команду), необходимо понимание самой темы и тех процессов, которые существуют в данного типа коллективах.

Для понимания процессов и законов развития: Г.Белых, Л, Пателеев «Республика ШКИД» (основы и принципы самоуправления), В.П.Крапивин «Тень каравеллы» - в жизни после было создано ДОО «Каравелла» (традиции, ритуалы, образ жизнедеятельности), а сегодня существует ДОО «Форпост Культуры» в Приморском районе, живущее по принципам «Каравеллы». А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» (принципы возможного самоуправления в ДО), «Фрунзенская коммуна» где представлено описание детской организации с уникальным воспитательным эффектом (жизнеуклад, традиции, дела, самоуправление в ДО).

  Для пополнения технологий, методов и форм: И.П. Иванов «Педагогика общей заботы» (актуальна сегодня, хорошо ложится на современное время). Также А.Н.Лутошкин «Как вести за собой» (актуальна сегодня, хорошо ложится на современное время, все методики и технологии работают по сей день. Можно использовать как уже готовый материал для обучения актива).

Тенденции и процессы современного времени в ДО: Труды И.И. Фришман, И.В.Титовой. Тесты, игры, профориентация, психология, семья – труды С.В.Тетерского

Методические разработки, личностный рост, интересные формы и технологии работы с детским объединением\активом\коллективом: официальный сайт ВДЦ «Орленок» методический раздел. Также методические сборники по п.о. РДШ, функционалу куратора п.о. РДШ на сайте РДШ.РФ.

  В структуре и этапах развития ДО, технологии коллективного планирования, развития самоуправления в ДО помогут материалы, созданные по лекциям Л.С.Нагавкиной. Они адаптированы и опубликованы в теме «Методическая копилка куратора п.о. РДШ \руководителя ДОО» в группе «В ритме Центра», а также в сборниках «Круглого Стола» № 10,11,12.

   Тенденции развития детских объединений разных типов (ДОО, п.о.РДШ, ОУСУ) в современных условиях, поиски путей решения дальнейшего развития ДО вы найдете в рабочих материалах (слайдах, анкетах, в материалах лекций, анализов опыта работы) открытой группы VK «Вожаки», созданной Л.С.Нагавкиной для слушателей курсов.

   При работе с любым объединением особую роль и место занимает социометрия, помогающая увидеть промежуточные результаты по достижению цели и помогающий вовремя скорректировать деятельность. Все диагностики А.Н. Лутошкина, например, опубликованы в сборнике «Круглого Стола» № 11.

 

Как выстроить чёткую структуру ДО. Делегирование полномочий.

Чтобы выстроить четкую структуру ДО надо начать с создания модели. Модель – это наглядное представление системы, которая может видоизменяться на разных этапах роста и развития, но она остается важной составляющей для любых «Программ развития» и является опорой для системной работы педагога.

Модель помогает организовать и выстроить весь процесс жизнедеятельности объединения. Модель должна быть четко структурирована и в ней должны четко читаться (просматриваться) взаимосвязи. Помогает связать все элементы системы между собой.

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Модели могут быть двух вариантов. Первый: система взаимоотношений и взаимодействия внутри объединения. Второй: жизнедеятельность объединения в системе взаимодействия со всем воспитательным пространством ОУ. В идеале, лучше иметь обе модели. Обращаем ваше внимание на то, что модель, как и «Программа развития», в первую очередь делается педагогом, отвечающим за данное направление деятельности, для себя и являются для него наглядными ориентирами и вектором развития и движения детского актива\объединения.

Образцы и варианты моделей были опубликованы ранее в сборниках «Круглого Стола», выпуски 10-12. Также варианты моделей для выстраивания четкой структуры ДО, опубликованы в обсуждениях группы «В ритме Центра» в теме «Методическая копилка куратора\ руководителя».

Прежде, чем приступить к созданию модели объединения, изучите и определите для себя уровень развития вашего объединения (См. Сборники КС № 10 стр. 26 и № 11 стр. 15 или «Методическую копилку» в группе «В ритме Центра»).

Исходя из этого, выстраиваются отношения, которые схематически можно увидеть в модели.

Уровень развития объединения влияет на степень делегирования педагогом полномочий, а также на виды и распределение поручений.

Все это в одной системе и связке с применением технологий коллективной организаторской деятельности будет способствовать развитию самоуправления в ДО и к развитию и росту, соответственно, ДО или актива.

О методе поручений и их видах можно прочитать также в сборнике № 12 «Ориентиры деятельности ДО» и «Ориентиры деятельности куратора\руководителя ДО». Также читайте «Метод поручений» и «Формы коллективной организаторской деятельности как средства развития самоуправления в ДО» в «Методической копилке» группы «В ритме Центра».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: