Глава 9. Обуздание Вора Времени на совещаниях

Вы томитесь одиночеством? Ненавидите принимать решения? ТОГДА ПРОВЕДИТЕ СОВЕЩАНИЕ. Вы встретитесь с другими людьми, снимете с себя груз ответственности принятия решений, почувствуете свою значимость и произведете впечатление на коллег. Совещания — практическая альтернатива работе. Проведите его сегодня же.

Анонимное высказывание

Всегда неторопливо и тщательно обдумывайте вопрос, необходимо ли совещание на самом деле. В большинстве компаний огромное количество драгоценного времени можно сэкономить, избавившись от Вора Времени в лице официальных совещаний.

По возможности принимайте рутинные решения без соблюдения формальностей. Устраивайте короткие совещания в коридоре, за чашкой кофе или даже на автомобильной стоянке. Опыт подсказывает, что официальные совещания обычно нужны только при принятии решений, от которых зависит будущее компании.

Подсчитано, что только в одной Великобритании более четырех миллионов часов, или примерно 450 лет, каждый рабочий день уходит на посещение совещаний. Если некоторые совещания существенно необходимы и неизбежны, другие — просто черные дыры, где бесследно исчезает время. Общим практически для всех совещаний является то, что их можно провести быстрее и намного эффективнее. Пока некоторые из многих тысяч людей, участвующих в совещаниях, будет вносить конструктивные предложения, внимательно слушать, принимать разумные решения и разрешать неотложные проблемы, намного большая часть будет заниматься самовозвеличиванием, наслаждаться звуком своего собственного голоса, вести офисные политические игры, смотреть в окно, машинально рисовать, думая совершенно о другом, чистить ногти и с нетерпением ждать, когда же принесут кофе.

Как не стоит проводить совещания

Существуют шесть путей превращения совещаний в дорогостоящие упражнения по растрачиванию времени.

1. «Что мы здесь делаем?» Недостаточная подготовка приводит к тому, что совещание не имеет никакого четкого общего плана или цели. Люди приходят на него, в действительности не представляя зачем или не зная, что от них требуется.

2. «Если сегодня вторник, мы должны провести совещание». К самым большим Ворам Времени в бизнесе относятся регулярные совещания, проводимые скорее по привычке, чем с какой-либо ясно очерченной целью. Они нередко отражают смутное убеждение, что «сбор команды» без какой-либо конкретной повестки дня — неплохая идея. Избегайте этой ловушки, спрашивая себя: «Какую цель (компании или индивидуальную) поможет достичь это вложение времени (личного или общего)?»

3. «Кто-нибудь знает, что мы обсуждаем?» Неудовлетворительный обмен информацией может иметь место до, во время и после совещаний. Недоразумения, предшествующие совещанию, приводят к тому, что люди приходят на него плохо подготовленными. Неспособность прояснить вопросы в ходе совещания приводит к неразберихе, ненужным дискуссиям, утраченным возможностям и разочарованию. Недостаточное информирование об обсуждавшихся идеях и принятых решениях препятствует реализации оговоренных действий и необходимых перемен.

4. «Давайте совершим что-нибудь дерзновенное!» Широко распространено мнение, что личности чаще отваживаются на риск, чем группы. В действительности верно противоположное. Это обусловлено так называемым феноменом «сдвига риска», впервые установленным психологом Дж. Стоунером в 1960-х гг. Он показал, что на совещаниях более склонны предлагать рискованную политику и принимать смелые решения, чем участвующие в них люди по отдельности. Для объяснения «сдвига риска» было выдвинуто несколько гипотез, включая рассеивание ответственности, позволяющее каждому присутствующему обвинить кого-нибудь другого во всех допущенных сшибках, а также следует учесть, что отважившийся на риск красноречивый лидер зачастую может склонить на свою сторону более осторожных членов группы.

Как это ни парадоксально, но другая характерная черта этих же самых групп состоит в том, что нередко они не могут прийти вообще ни к какому решению и бесконечно обсуждают одно и то же. Участвующие в совещаниях люди склонны путать обсуждение с принятием решений — характерная ошибка бюрократов, равнодушных к реалиям бизнеса.

5. «Лучше довериться специалистам». Совещания могут быть пустой тратой времени и денег из-за неправильного использования возможностей. Это случается, когда необоснованные предложения некоторых участников принимаются без возражений. Вероятность этого наиболее высока, когда непрофессионалы не желают подвергать сомнению выводы специалистов.

В книге «Эффективные совещания» Фил и Джейн Ходжсен рассказывают, как при выполнении опрометчивой программы звездных войн Рональда Рейгана ученые установили на спутнике зеркало, предназначенное отражать лазерный луч, направленный с Земли. Радар, отвечающий за выравнивание этого зеркала, должен был ориентироваться по горе высотой в 13 000 футов, находящейся на Гавайях.

К несчастью, он был откалиброван на поиск горы высотой в 13 000 километров и, не обнаружив такой на Земле, вместо этого нашел точку центровки на Луне. В результате зеркало оказалось обращено не к Земле, а в открытый космос, а эксперимент превратился в многомиллионное фиаско! Подобные ошибки, далеко не редкие, возникают, когда людей, участвующих в совещаниях, вводят в заблуждение гипотезы, принимаемые без возражений. Часто в основе такой путаницы лежит недостаточная подготовка, что позволяет восторжествовать мнениям самых влиятельных или самых темпераментных участников.

6. «Если есть какие-либо сомнения — ничего не предпринимать». Из-за того, что люди с неохотой принимают перемены, многие принятые на совещаниях решения никогда не выполняются. После вспышки интереса, следующей непосредственно за переломным совещанием, заинтересованные в том, чтобы все оставалось как и прежде, быстро восстанавливают статус-кво.

Как экономить время, планируя совещания

Так как люди, планирующие совещания, имеют широкие возможности в обеспечении разумного использования времени каждого сотрудника и несут за это большую ответственность, давайте начнем с рассмотрения 12 проверенных способов превращения любого совещания в продуктивное и окупающее затраченное время.

1. Определите четкие цели.

2. Обеспечьте каждого повесткой дня в письменном виде.

3. Сведите к минимуму число участников.

4. Не назначайте начало строго на конкретный час.

5. Если повестка дня краткая, не предлагайте участникам садиться.

6. Используйте прием «мячик выступающего».

7. Проверяйте общее мнение предварительным неофициальным голосованием.

8. Попробуйте ньюмаваши.

9. Тщательно планируйте, как пробудить интерес.

10. Обеспечьте сосредоточенность каждого.

11. Не допускайте дискуссий «один на один».

12. Заканчивайте призывом к действию.

1. Определите четкие цели совещаний.

Спросите себя: «С какой целью проводится это совещание?» Для того чтобы:

· принять решение?

· проанализировать или решить проблему?

· ознакомить группу с новой информацией?

· выяснить состояние дел по конкретному проекту?

Четко представляйте конкретный результат, к которому стремитесь. Сформулируйте конечную цель в виде краткого, в одну строку, предложения, запишите его на листке бумаги и поместите на виду у всех присутствующих.

2. Обеспечьте каждого повесткой дня в письменном виде.

Каждое совещание, каким бы коротким оно ни было, должно иметь письменную повестку дня. Она должна быть распространена задолго до начала совещания, чтобы у его участников была возможность подготовиться к нему. Совещания без повестки дня, отражающей приоритеты, очень часто превращаются в обсуждения общего характера, и на них не сосредотачиваются на ключевых вопросах.

Спросите себя, что, по вашему мнению, должны вынести с совещания его участники. Каких перемен в их позициях или поведении вы добиваетесь? Разъясните повестку дня в самом начале совещания, а затем переходите непосредственно к основной цели.

3. Сведите к минимуму число участников.

Приглашайте на совещание только тех, чье присутствие необходимо. Подсчитайте стоимость совещания — основываясь на окладах всех присутствующих и накладных расходах, — а затем запишите ее на листке бумаги под формулировкой цели совещания.

4. Не назначайте начало строго на конкретный час.

Исследования показали, что люди более пунктуальны, если время начала совещания указано часом и минутами. Например, на совещание, запланированное на 10.00 утра, опоздает большее число людей, чем на совещание, начинающееся в 10.10. Чем это объясняется — непонятно, но компании, начинающие совещания в час с минутами, сообщают о росте пунктуальности. Кроме того, вы должны установить время окончания совещания и соблюдать его.

5. Если повестка дня краткая, не предлагайте участникам садиться.

Сейчас этот прием широко практикуется для коротких совещаний. Все стулья убираются из комнаты, и участники в течение всего совещания стоят.

Эта тактика дает два преимущества:

· стоящие люди более внимательны, чем сидящие, и потому меньше вероятность упустить важные моменты;

· никто не хочет без нужды затягивать совещание, поэтому повестка дня может быть исчерпана намного быстрее и эффективнее.

6. Используйте прием «мячик выступающего».

Этот прием был впервые применен в компании Texas Instruments, он заключается в передаче резинового мячика, при этом говорить разрешается только тому, у кого мячик находится в данный момент. Такой прием экономит время, так как выступающего никто не перебивает.

7. Регулярно проверяйте общее мнение предварительным неофициальным голосованием.

Иногда люди говорят скорее для того, чтобы обнародовать свою точку зрения, чем для разрешения конфликта. Пресекайте подобные попытки, проводя время от времени неофициальные голосования для определения общего мнения. Если какой-то образ действий единодушно одобряется, то не следует тратить время на ненужные дебаты, а надо сразу же ставить вопрос на официальное голосование.

8. Попробуйте использовать японский прием ньюмаваши.

В Японии принято проводить совещания для подготовки совещаний. Хотя может показаться, что это способствует экспоненциальному росту количества совещаний, на самом деле ньюмаваши в состоянии значительно сэкономить время.

Данный прием предполагает проведение предшествующих совещанию встреч небольших групп специалистов для кратких обсуждений. После этого один-два человека из каждой группы участвуют в самом совещании. Например, за день до проведения основного совещания по проекту группаинженеров может собраться для обсуждения важных технических вопросов и выработки общего подхода.

Хотя этот прием зародился в условиях культуры, уделяющей намного большее внимание единодушию, чем принято у западных деловых людей, его идея разумна, и в настоящее время он довольно широко практикуется. Это позволяет делегатам, представляющим различных специалистов или группы с различными интересами, быстро принимать решения, а не настаивать на дополнительном рассмотрении вопроса, что значительно экономит время.

9. Тщательно планируйте, как пробудить интерес.

Чтобы непосредственно воздействовать на позиции и ожидания участников:

· побудите каждого готовиться к совещанию. Например, задолго до его проведения вы можете объявить, что каждому придется выступить с пятиминутным сообщением о самой серьезной проблеме, с которой он столкнулся со времени прошлого совещания;

· во время совещания выбирайте выступающих произвольно;

· дайте каждому присутствующему почувствовать, что его участием дорожат и что из данного заседания можно почерпнуть важную информацию.

10. Обеспечьте сосредоточенность каждого.

Один из способов добиться этого — подсчитать стоимость совещания (используя формулу, представленную в главе 3, с учетом всех присутствующих) и большими цифрами записать ее на листке бумаги. Когда участники осознают, сколько стоит каждое неуместное высказывание, даже самые заядлые демагоги будут следить за своей речью!

11. Не допускайте дискуссий «один на один».

Если двое участников сталкиваются друг с другом и начинают обсуждать вопрос между собой, исключая из дискуссии остальных членов группы, немедленно предложите им выяснить разногласия после совещания, а затем решительно верните общее внимание к цели настоящего заседания.

12. Заканчивайте призывом к действию.

Воодушевите всех присутствующих на некоторые определенные действия, вытекающие из решений совещания, дав им ясно понять, что вы намерены следовать принятым решениям. Затем сделайте это!

Общее расписание совещаний

Внесите общее расписание совещаний в компьютер отдела, чтобы с ним мог ознакомиться каждый. Это облегчит и ускорит планирование совещаний и информирует весь офис.

Организация более крупных совещаний

Когда количество участников больше десяти человек, следуйте представленным выше советам, но кроме этого, чтобы избежать скуки и снижения внимания:

· внесите разнообразие в голоса выступающих. Чередуйте докладчиков-мужчин с докладчиками-женщинами;

· варьируйте форму, темп и стиль. Держите аудиторию в возбужденном состоянии, не позволяя совещанию стать предсказуемым;

· больше практикуйте групповые доклады и обсуждения. Не позволяйте часами монотонно бубнить одному-двум докладчикам;

· равномерно распределите пункты повестки дня. Избегайте, например, чтобы один мотивирующий выступающий следовал за другим или чтобы два докладчика представляли трудную для усвоения статистику непосредственно друг за другом;

· вставляйте менее интересующие неспециалистов вопросы, такие как финансовые отчеты, между темами, привлекающими более широкую аудиторию;

· чтобы обеспечить участие каждого, разбейте большие группы на маленькие команды;

· если предполагается наглядный материал, разнообразьте его видеозаписями, наглядными пособиями и слайдами;

· используйте цветные слайды и заголовки, это увеличивает интерес и повышает внимание.

Экономия времени в ходе совещаний

Присутствуя на совещании у кого-нибудь другого, придерживайтесь следующих десяти правил:

1. Будьте пунктуальны. Не отнимайте время у других своим опозданием.

2. Будьте подготовлены. Удостоверьтесь, что все нужные документы с вами, что вы полностью осведомлены о теме обсуждения.

3. Будьте там, только если ваше присутствие необходимо. Если у вас есть какой-либо выбор в этом вопросе, взгляните на данное совещание как на любое другое дело, требующее временных затрат:

· зачем вы участвуете в совещании?

· что, способствующее достижению вашей цели, вы ожидаете получить от него?

· каковы издержки и преимущества?

4. Будьте активны. Участвуйте в дискуссиях. Не сидите молча, предоставив возможность вести все разговоры другим.

5. Будьте внимательны. Много времени на совещаниях тратится попусту потому, что люди просто позволяют себе невнимательно слушать то, о чем идет речь. В результате затрагиваются уже обсуждавшиеся темы и задаются вопросы, на которые уже были даны ответы. Используйте приемы внимательного слушания, описанные в главе 7.

6. Будьте уместны. Постарайтесь, чтобы ваши высказывания, комментарии и предложения непосредственно касались центральных проблем совещания, а не служили просто предлогом для демонстрации своих собственных знаний или способностей.

7. Будьте немногословны. Скажите то, что вы хотите сказать, и на этом остановитесь. Избегайте говорить о несущественном.

8. Будьте вежливы. Не перебивайте других выступающих, как бы сильно вы ни расходились с ними во мнениях. Дайте им закончить, прежде чем излагать свою точку зрения.

9. Будьте сосредоточенны. Обращайте внимание на выступления, а не на выступающих. На совещаниях много времени тратится попусту, когда критикуется личность, а не высказанное ею мнение.

Нападки личного характера непродуктивны и ведут к разрыву взаимоотношений. Они отнимают время, вынуждая других защищаться и/или пускаться в ответную критику. Поднимая эмоциональный накал совещания, они отвлекают присутствующих и не позволяют им ясно мыслить о более важных вопросах.

10. Будьте ориентированы на действие — следуйте принятым решениям. Если решение касается вас, никогда не оставляйте его без внимания.

Альтернативные формы совещаний

Все более распространенным становится принцип организации совещаний — особенно внутренних, — когда люди общаются с помощью видеосвязи или компьютеров, а не лицом к лицу. Например, одна из крупнейших компаний в этой области, Skills Dynamics of Canada, филиал IBM, сейчас имеет тысячу постоянных бизнес-пользователей.

В ходе таких совещаний участники представляют свои точки зрения через компьютерную сеть, и им нет необходимости находиться в одной комнате или даже в одной стране. Компьютерные совещания удобны, если в них участвуют до 35 человек. Кроме устранения необходимости проезда к месту проведения, они наряду с экономией времени дают ряд следующих преимуществ.

· Отсутствует риск, что совещание застопорится из-за какого-нибудь зануды, настаивающем на своем. Все участники могут вносить свой вклад на равных правах.

· Анонимность позволяет участникам с большей легкостью высказывать собственные и неортодоксальные точки зрения, а также искренне выражать свои симпатии и антипатии.

· Когда цель совещания — нововведение, электронный подход дает больше творческих и оригинальных идей.

· Снижая эмоциональный накал дискуссий, компьютерные совещания предоставляют метод сдержанного обсуждения спорных вопросов, таких например, как продвижение служащих по службе.

· Система обеспечивает мгновенную обратную связь, оставляя лишь уместные комментарии. По завершении совещания немедленно готов протокол.

Подсказки лучших

Сэр Питер Уолтерс

Один из убежденных сторонников более широкого использования совещаний по видеосвязи между крупными корпоративными центрами — сэр Питер Уолтерс, президент компании Midland Bank, Blue Circle and Smith Kine Beecham.

«Я заинтересовался этим еще в начале 1980-х, когда обратил внимание на то, что руководителю исследовательских работ компании "Бритиш Петролеум" в Северном море, с центром в г. Абердин, приходилось ежегодно примерно 90 раз за год посещать Лондон. Это не только физически изматывало его и отрицательно сказывалось на семейной жизни, но и было бесцельной тратой огромного количества времени. Это побудило нас использовать широкую сеть оборудования для проведения конференций по видеосвязи. Эта сеть связала Лондон и Абердин, а также Лондон и наш головной офис в Кливленде, США. Позднее мы подключили к ней Хьюстон и Аляску. Кроме того, что подобные мероприятия значительно сократили расходы, хорошо организованное двухчасовое совещание по видеосвязи избавляло управленческий персонал от двух- или трехдневного отсутствия в офисе и неизбежного выбивания из ритма времени при пересечении часовых поясов. Естественно, в некоторых случаях людям необходим личный контакт, особенно, если вы встречаетесь с незнакомыми клиентами или поставщиками».

Однако совещания с использованием видеосвязи и компьютеров непригодны для дискуссий один на один; переговоров с группами, не доверяющими администрации, например, профсоюзами; или в тех случаях, когда свое мнение излагают специалисты.

Все увеличивающееся число крупных компаний разделяет подобные взгляды по поводу повышения общей эффективности, заменяя многие внутренние заседания хорошо организованными совещаниями с использованием видеосвязи.

Экономия времени в пути

Как мы недавно отмечали, проезд к месту проведения совещаний может отнимать много времени. То же самое относится и к любым деловым поездкам. Поэтому, прежде чем предпринять деловую поездку, остановитесь и спросите себя: «Действительно ли она необходима?»

Подсчитайте, во что она вам обойдется (используя формулу, представленную в главе 3) и подумайте, нельзя ли достичь такого же результата быстрее и дешевле, прибегнув к телефону, факсу, электронной почте или совещанию по видеосвязи. Последнее, например, может сэкономить огромное количество времени и денег, когда для участия в заседании несколько человек должны проехать значительные расстояния.

Продуктивное использование времени проезда

Если поездка неизбежна, отправляйтесь самым коротким и удобным маршрутом, исходя из возможностей своего бюджета, и продуктивно используйте время в пути. Например, если вы едете в машине, для повышения профессионального уровня или овладения новыми навыками прослушивайте обучающие кассеты, даже если сами сидите за рулем. Целый ряд компаний предлагает записи краткого изложения книг и выдержек из основных деловых изданий.

Есть также кассеты по обучению языкам и мотивационные кассеты, охватывающие широкий диапазон тем.

Поезд или автомобиль?

По возможности осуществляйте поездки поездом, а не автомобилем. Как правило, это более удобный и экономически выгодный вид транспорта, так как в поезде, кроме чтения документов, вы можете писать или пользоваться портативным компьютером.

Самолет уменьшает заботы

Время полета также можно использовать продуктивно, либо работая, либо обдумывая стратегию или доклад. Исследования показали, что час полета в первом классе можно приравнять к трем часам в офисе. Если вы собираетесь работать, увеличьте свою продуктивность, выбрав место у иллюминатора. В этом случае вас не будут беспокоить другие пассажиры, проходя мимо вас в бар или в туалет. Кроме того, следует выбрать место подальше от бара или туалета, так как это самые шумные и беспокойные места.

Сидений, расположенных на переборках, также лучше избегать, хотя иногда там немного больше места для ног. Если вы сидите в ряду, следующем за переборкой, то в течение полета ваш кейс будет у вас под рукой. Правила безопасности требуют, чтобы стюардессы складывали ручную кладь пассажиров салона у сидений, расположенных на переборках, поэтому может оказаться, что ваш кейс будет находиться на верхней полке за несколько рядов от вас.

Если вы собираетесь пользоваться портативным компьютером, вначале согласуйте вопрос с авиакомпанией, ибо некоторые из них запрещают пользоваться им в полете. Такой запрет может оказаться крайне неприятным сюрпризом для бизнесмена, собиравшегося во время перелета несколько часов поработать с компьютером. Хотя большинство авиакомпаний разрешает использовать портативные компьютеры, за исключением времени взлета и посадки, на самолетах некоторых компаний, например Air Магос и Iberia, мне было в этом отказано. И наоборот, мне никогда не запрещали этого на самолетах ВА, Virgin и на американских авиалайнерах.

Подсказки лучших

Сэр Колин Маршалл, председатель British Airways

«Наймите шофера. Хотя идея разъезжать в машине с собственным шофером может некоторым людям показаться расточительством, это позволит вам выполнить большой объем работы за то время, что в противном случае оказалось бы потерянным. Я просматриваю корреспонденцию и другие документы, а также веду телефонные разговоры. Эти несомненные преимущества намного перевешивают затраты. И наконец, отправляясь в трансатлантическое путешествие, летите "Конкордом". Я знаю, что подобный совет подпадает под категорию "именно этого от него и следовало ожидать", но он обоснован. "Конкорд" — это единственный способ купить время. Сверхзвуковой перелет из Лондона в Нью-Йорк практически удлиняет день на шесть часов десять минут».

Подсказки лучших

Мартин Тейлор, вице-президент Hanson Trust

«В наши дни значительная часть времени любого менеджера уходит на чтение огромного количества необходимого материала. Вы можете использовать с этой целью время пребывания в автомобиле или самолете. Крайне полезными в бизнесе оказались портативные телефоны, особенно для разговоров во время переезда из одного места в другое, которое ранее оказывалось просто потерянным. Но это же "потерянное" время вы можете эффективно использовать в качестве долгожданной возможности передохнуть и подумать о чем-нибудь другом, чтобы прибыть к месту назначения бодрым и готовым к следующей встрече».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: