Исследованные подходы к методике формирования приемов резонансного пения

Слово резонанс произошло от французкого resonance − звучать, откликаться и resonatia – отзвук, отголосок. Резонировать могут всевозможные упругие физические тела − жидкие, твердые, газообразные. Важным условием для возникновения резонанса является наличие у тела собственной резонансной частоты или частоты свободных колебаний.

Резонансом называется явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.

Согласно системе РТИП, голосовой аппарат певца принято делить
 на три части в соответствии с функциональным значением этих частей.


Гортань с голосовыми связками. В резонансной теории профессора В.П. Морозова, этот орган назван вибратором и возбудителем звука.

2.Дыхательный аппарат. В резонансной теории он называется энергетической системой, так как дыхание − изначальный поставщик энергии голосу. Включает в себя трахею, лёгкие, бронхи, диафрагму, межреберные брюшные мышцы, гладкую мускулатуру бронхов.

3.Резонаторы или резонаторная система. Поскольку по теории
В.П. Морозова имеется много резонаторов, то они в процессе пения объединяются в единую взаимосвязанную систему. Единый звучащий комплекс.

 В певческих резонаторах звучащим телом является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как ошибочно считается. Профессор В.П. Морозов считает, что стенки голосового тракта входят в соколебание с резонирующим в полостях воздухом, и певец начинает чувствовать эти колебания. Они могут ощущаться в области лицевых тканей в области «маски» (результат резонанса в носовой полости или в гайморовых пазухах), в области грудной клетки (в результате резонанса трахеи), в области твердого нёба в «точке морана» (резонанс в ротовой полости) и в других точках. Эти ощущения профессор называет «ощущением активности резонаторов».

По описанию В.П. Морозова в его методических трудах, традиционно резонаторы разделяются на верхние – находящиеся выше гортани, и нижние − трахея с крупными бронхами. К верхним резонатором относятся:

Ротовая полость, которая, являясь наиболее подвижным из всех резонаторов, играет важнейшую роль в пении. Благодаря участию губ, языка, челюсти объем и форма ротового резонатора значительно изменяется, образуя в спектре певческого голоса фонематические форманты, по которым наше ухо отличает один звук от другого, что и обеспечивает артикуляцию;

Надгортанная полость  образуется у хороших певцов путем сужения входа в гортань;

Глотка − также весьма подвижная по объему и форме полость;

Особую роль играет нововой резонатор. Носовая полость
и придаточные пазухи носа (гайморовы полости, решетчатый лабиринт, основная полость, лобные пазухи), соединенные с носовой полостью узкими проходами. Резонатор является ответвлением от основного резонаторного тракта, перекрываемое поднятием мягкого нёба. Такой резонатор оказывает значительное влияние на спектр голоса. Чрезмерная назализация придает тембру гнусавость, однако назализация умеренная увеличивает уровень высокой певческой форманты и поглощает излишние обертоны
в предформантной области, напрямую влияет на звонкость голоса. Также носовой резонатор способствуют ощущению вокалистом высокой позиции. Все эти резонаторы (лобные пазухи, гайморовы полости, решетчатый лабиринт), не имеют выхода в окружающее пространство, то есть акустически изолированы. Звуковые волны достигают всех этих резонаторов по костной проводимости. Внутренняя поверхность полостей оснащена чувствительными виброрецепторами.

Высокая певческая форманта (ВПФ) − это группа усиленных резонаторами обертонов в зоне re-sol четвертой октавы (примерно 2400-2700 Гц у мужчин и 2700-3500 Гц у женщин). Именно степень интенсивности ВПФ в спектре звука определяет важнейшие эстетические и вокально-технические свойства певческого голоса: а именно звонкость и полётность  − способность заполнять большое пространство, хорошую слышимость
на расстоянии.

Низкая певческая форманта (НПФ) – это группа усиленных обертонов в области 400-600 Гц (solˡ –mibˡ), придающая голосу «мягкость»
и «массивность».  Происхождение НПФ связано с резонансной активностью двух наиболее крупных полостей голосового тракта певца – ротоглоточного и трахеобронхиального резонаторов.

Голоса с высоким коэффициентом звонкости утомляемы менее, чем
с низким, так как они не нуждаются в форсировке. Измерение коэффициента звонкости, равно как и других акустических и физиологических показателей, может служить объективным критерием совершенства техники певца.







Пение представляет собой сложную взаимосвязь различных частей голосового комплекса: дыхание, гортань, и система резонаторов в процессе голосообразования взаимно влияют друг на друга.

                  Cемь функций певческих резонаторов.

Профессор В.П. Морозов представил в своей теории семь важнейших функций певческих резонаторов: энергетическую, фонетическую, генераторную, защитную, эстетическую, индикаторную, активизирующую. Все представленные резонаторы играют важную функциональную роль
в пении.

Определение такого количества составляющих является научным открытием, так как до исследований В.П.Морозова научные работы
по теории и методологии вокала усматривали только одну функцию резонаторов – фонетическую (формирование гласных).

 Рассмотрим более подробно каждую функцию.

1. Энергетическая функция  –  способность резонаторов усиливать певческий голос за счёт повышения КПД голосового аппарата.

Профессор утверждает, что эта функция обеспечивает мощность
и полетность голоса певца, преодолевает звуковую завесу оркестрового сопровождения, помогает озвучивать большие залы, преодолеть тесситурные трудности без какого-либо напряжения и заболеваний голосового аппарата певца в долгосрочный период служения искусству[c.55,34].




В.П. Морозов обосновал и доказал эту функцию специальными исследованиями и опытами. Измерительная аппаратура показала, что простой сонастроенный с вибратором резонатор усиливает звук на 30-40 дБ. Это явление объясняется тем, что резонатор, являясь посредником между вибратором и акустической воздушной средой, повышает КПД вибратора, превращая значительную часть его энергии в звуковую форму.

 В.П. Морозов доказал что степень «полётности» звука определяется рядом особенностей певческого голоса, прежде всего, наличием в нем высокой певческой форманты и вибрато. Энергетическая функция не только увеличивает мощность певческого голоса, но и способствует переносу этой энергии слушателю, через полётность и звонкость голоса. ВПФ связана с таким профессионально значимым качеством голоса как «близкий звук». Такой звук обусловлен особой организацией резонаторной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как бы вне голосового аппарата. «Близкий звук», возникая при высокой активности певческих резонаторов и полной свободе голосового аппарата имеет замечательное свойство: слушатели, сидящие в зале ощущают его близко от себя, а не где-то далеко на сцене. Резонаторное происхождение полётности голоса подтверждает и Дж. Лаури-Вольпи: «Голос, лишенный резонанса, − мертворожденный и распространяться не может» [с.285, 25]

2.Генераторная функция – резонаторы как неотъемлемая часть общей системы генерации и излучения певческого звука. В трудах известных исследователей – В.А. Багадурова Н.А. Гарбузова и других голосовой аппарат певца описан как единая автоколебательная система, в которой резонаторы и вибратор (вместе с дыхательным аппаратом, поддерживающим колебания вибратора) являются взаимосвязанными элементами единого целого.

В данной системе, сам по себе вибратор, взятый в отдельности,
не может обеспечить звук необходимой силы и качества тона. Согласно резонансной теории профессора В.П. Морозова именно резонаторам принадлежит ведущая роль в формировании и излучении в окружающее пространство всех особенностей певческого голоса: полётности, силы, фонетических свойств вокальной речи (дикция), эстетических качеств тембра. Обеспечивая звуку все перечисленные качества, резонатор, также нуждается в возбудителе звуковых колебаний, который он усиливает
и преобразует по тембру. Из этого следует, что в единой автоколебательной системе звучащим телом становится уже не вибратор (голосовые связки),
а резонатор, конкретнее, воздух в резонаторе, находящийся в дыхательном тракте певца.

Развивая дальше эту мысль, профессор делает вывод о том, что, беря
на себя главную роль в звукообразовании, резонатор становится генератором певческого звука. Ввиду своих малых размеров голосовые складки не могут обеспечить эффективного превращения дыхательного аппарата в звук. Однако в союзе с резонаторами успех звукообразования увеличивается
в десятки и даже сотни раз.

Начинающие вокалисты, не знакомые с резонансной теорией пытаются увеличивать силу голоса за счет напряженной работы гортани, увеличивая плотность смыкания голосовых связок, нажимая на нее дыханием. Этот путь, по исследованиям В.П. Морозова, не является перспективным. Он приводит к возникновению профессиональных заболеваний и истощает голосовой аппарат. Многие фониатры в своих работах описали подобные ошибки:
З.И. Аникеева (1985 год), Ю.С. Василенко (1975 год).

Резонансная теория исповедует принцип: «Петь надо на проценты,
не трогая основного капитала»[c.57,34]. Таким образом, стоит максимально активизировать резонаторы, одновременно освободив голосовые связки
от напряжения и переложить все усилия по производству звука со связок
на резонаторы.

3.Фонетическая функция – работа головных резонаторов, прежде всего изменение объемов ротоглоточного пространства формирует фонемы (гласные и согласные). Фонетическая функция резонаторов связана с работой наиболее подвижного из них – ротовой и глоточной полости. Эта функция традиционно признана во многих фонетических и вокальных трудах.

Данная функция проявляет себя прежде всего в «сглаживании», «выравнивании» гласных. Исследования В.Н. Морозова и Л.Б. Дмитриева показывают, что пестрота речевых гласных и не выровненных вокальных гласных проявляется в значительных спектральных различиях между гласными, прежде всего по уровням и частотным положениям высокой певческой форманты и низкой певческой форманты. Хорошие вокальные гласные отличаются значительной стабилизацией этих формант. Это определяется стабильностью размеров и формы резонаторов в пении
по сравнению с речью. «Тембрально верно оформленный профессиональный певческий звук требует особого положения и приспособления гортани, определенной для каждого типа голоса длины ротоглоточного канала, более широкого открытия рта и такой формы ротоглоточных полостей, которая способствовала бы наилучшему выведению звуковой энергии в наружное пространство».

Еще одна важная проблема вокального искусства − низкая разборчивость певческой речи, особенно в верхней части диапазона голоса певца. С точки зрения резонансной теории пения плохая дикция обусловлена необходимостью одновременно решать две разные задачи: стабилизировать резонаторную систему для обеспечения качества тембра с одной стороны,
и обеспечения фонетической разнокачественности гласных, что требует изменений объема и формы резонаторов. Из этого следует, что добиваясь красивого певческого звука, певец часто теряет хорошую дикцию,
и наоборот, стремясь обеспечить дикцию на высоком уровне, утрачивает певческие качества. Способ решения этой задачи заключается
в формировании правильного, свободно льющегося певческого звука, овладение резонансным механизмом пения, превращение не только ротоглоточной полости, но и всей дыхательной системы в единый резонатор, достижение «резонирующего дыхания». При этом происходит освобождение гортани, языка, нижней челюсти, значительное освобождение артикуляционных органов для формирования вокальной речи.














Фонетическая функция традиционно признана во многих фонетических и вокальных трудах. Основоположником резонансной теории образования речевых гласных является Герман фон Гельмгольц. Его теория основана на доказательстве резонансного происхождения характеристических тонов гласных в ротоглоточной полости.

Согласно теории Г.Гельмгольца, голосовые связки дают только лишь звуковую основу гласных – основной тон, определяющий высоту звука
с обертонами. В ротовой полости образуется один или два резонатора, усиливающих характерные для каждой гласной обертоны, то есть формируются характеристические тоны гласных [c.78, 34].


Развитие теории образования речи продолжили и дополнили шведский акустик Г.Фант и русский ученый, доктор физико-математических наук В.Сорокин. Появились важные дополнения теории Гельмгольца: форманты гласных не являются строго постоянными, но изменяют свое частотное положение в зависимости от строения и формы речевых резонаторов.

  4.Эстетическая функция – обеспечение основных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мягкость, полетность). Резонаторы также определяют тип голоса и принимают участие в генерации вибрато.

Вокальная педагогика всего мира борется за искоренение в пении неприятного горлового, связочного звука и придание певческому голосу приятных тембровых качеств. Изолированная гортань человека рождает звук резкого, неприятного тембра. Одна из функций резонаторов – облагородить его, сделать приятным на слух. Резонаторы решают эту проблему, сглаживая резкие толчки воздуха,  «прорывающиеся» через вокальные складки, и меняя спектр звука, рождаемого в гортани. Профессиональный певческий тембр, вызывающий эстетическое наслаждение слушателей, обусловлен сочетанием высокой и низкой певческих формант. В.П. Морозов провел исследования, доказывающие важнейшую роль ВПФ и НПФ в восприятии певческого голоса. Согласно этим исследованиям, голоса, лишенные ВПФ, теряют практически все свои достоинства: звучат глухо, тускло, теряется полетность, разборчивость речи. Голоса, в спектре которых искусственно подавлена НПФ, становятся «пустыми», чрезмерно «колючими». Соотношение интенсивности работы верхнего и нижнего резонатора зависит от типа голоса – чем ниже голос, тем значительнее грудной резонанс.
От звуковысотного участка диапазона в верхней его части необходимо более осторожное грудное и более активное головное звучание, однако координированная работа обеих групп резонаторов обязательна для профессионального звучания голоса. Камилло Эверарди, профессор петербургской консерватории давал здесь простую и действенную рекомендацию: «Ставь голова на грудь, а грудь на голова!» [c.436, 34].
 Из этого следует, что именно сочетание грудного и головного резонанса создает одинаковое тембровое звучание на всем протяжении диапазона голоса, позволяет добиться выравнивания регистров.

Защитная функция – механизмы защиты гортани. Умение пользоваться резонаторами в пении защищает голосовые связки
от перегрузок и травмирования. При оптимальной настройке резонаторы способны во много раз увеличить первичный звук голосовых связок без дополнительных усилий. Утверждая это,
В.П.Морозов распределяет защитные механизмы
на непосредственно воздействующие и опосредованно воздействующие.






Усиление резонаторами первичного звука голосовых связок происходит без каких-либо чрезмерных усилий со стороны певца, за счет повышения коэффициента полезного действия голосового аппарата. Тем самым певец освобождается от необходимости перенапрягать гортань. У хороших певцов голосовые связки находятся под защитой резонаторов.

Певческие резонаторы перераспределяют спектральную энергию голоса таким образом, что значительная ее часть оказывается в зоне максимальной чувствительности слуха, то есть в области высокой певческой форманты. По объяснению В.П. Морозова это означает, что если одну и ту же по величине энергию звука переместить из области низкой певческой форманты в область высокой певческой форманты, то звук станет громче на 10-15 дБ. Так как громкость звука – это субъективное ощущение акустической силы звуковых волн, то громкость зависит от того в какую зону чувствительности нашего слуха попадает физическая энергия звука.

На основании этого, В.П. Морозовым сделан вывод о том, что певцу необходимо иметь в своем голосе определенный уровень высокой певческой форманты. Поскольку понятия высокой певческой форманты напрямую связано с активностью верхних резонаторов, следует обеспечить головной резонанс
не только на верхних нотах, но и на всем диапазоне голоса,
не исключая самые низкие звуки. Из этого следует, что верхний резонатор выполняет самую важную защитную функцию. 



В системе звукообразования существует явление обратного воздействия резонаторов на колеблющиеся голосовые связки. При определенных условиях это явление приводит к существенному облегчению колебательного процесса связок. Этот процесс был обнаружен и известен по введенному Р.Юссоном термину «понятие импеданса». Профессор В.П. Морозов не считает это понятие всегда полезным, поскольку «импеданс» означает «сопротивление», что в свою очередь может вызвать у певца некоторые мышечные перенапряжения, зажатие дыхания, гортани и органов артикуляции. Более мягким и психологически  комфортным психологически В.П. Морозов считает термин «резонанс», поскольку резонанс голосового тракта создает благоприятное реактивное сопротивление, облегчающее работу голосовых связок. 

     6. Индикаторная функция − (от англ. indicator – указатель) вибрация резонаторов как показатель (индикатор) их активности.

Вибрационные ощущения в процессе пения не только свидетельствуют об активности резонаторов, но и являются основой настройки резонаторной системы, то есть певческие резонаторы являются индикаторами собственной активности.  Настройка резонаторной системы происходит за счет функционирования механизма обратной связи между центральной нервной системой и системой резонаторов, в основе которой лежит ощущение резонирования.

Все певческие резонаторы являются индикаторами,  но среди них особенно выделены полости, расположенные в лицевых костях черепа (придаточные пазухи носа: гайморовы полости, решетчатый лабиринт, лобные пазухи). Именно эти полости-индикаторы дают певцу ощущение «маски». Вибрационные ощущения различны у разных певцов, так как индивидуальны размеры, форма, объем придаточных пазух. В зависимости
от изменения певцом технических приемов пения, типа дыхания резонанс и вибрация стенок резонаторов существенно изменяется, что позволяет В. П. Морозову утверждать, что индикаторная функция создает условия для управления активностью резонаторов.

Активизирующая – вибрация резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых связок и всего голосового аппарата в целом. Активизирующая функция резонаторов проявляется в том, что вибрация их стенок оказывает стимулирующее воздействие на голосовую функцию.

Этот процесс, носящий чисто физиологический рефлекторный характер, особенно сильно ощущается в определенных точках голосового тракта, где фокусируются резонансные звуковые волны: это точка «Морана» над верхними резцами, а также область маски и область трахеи.

Зоны особенно сильной резонансной вибрации рефлекторно стимулируют голосовой аппарат и называются рефлексогенными зонами.  Р.Юссон отмечает рефлексогенную зону в области задней стенки глотки и мягкого неба, распространяющегося и на твердое небо. Он называет эту зону активирующим небным полем. Маэстро Барра также добивался у певцов вибрационных ощущений на губах (так называемый «близкий звук»), в области грудной клетки, даже спины, что связано с «резонирующим дыханием»[с.546, 34].

К рефлексогенным активизирующим зонам относятся также носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа, то есть все «резонаторы-индикаторы». Все резонаторные полости голосового тракта певца считаются «резонаторами-активизаторами». 

 Выделяя эти семь функций певческих резонаторов,
В.П. Морозов указывает на то, что практическая работа вокального педагога сводится к управлению этими функциями
и их оптимальной настройке. Все рассмотренные выше функции резонаторов реализуются в пении не изолированно, а находятся
в тесном взаимодействии друг с другом.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: