В связи с работой гортани и с ее взаимодействием
с дыханием и резонаторами рассмотрим механизм колебания голосовых связок с точки зрения других известных теорий голосообразования.
Первое – это традиционная миоэластическая теория, рассматривающая голосообразование как результат механических, упругих колебаний голосовых связок под действием проходящего через их сомкнутые края потока воздуха из легких. Эта теория родилась в середине XIX века и признана всеми современными учеными.
Второе направление – нейрохронаксическая или нейромоторная теория французкого исследователя Р. Юссона. Она была выдвинута в начале XX века и является теорией колебания голосовых связок. Р.Юссон утверждал: голосовые связки колеблются не пассивно под действием тока воздуха, а напротив активно, то есть производят частые мышечные сокращения
со звуковой частотой, в результате чего голосовая щель гортани периодически раскрывается и закрывается, прерывая тем самым поток воздуха из легких [c.18, 49].
После множества проведенных аналогичных исследований
в научных лабораториях всего мира эта теория была отвергнута, так как многие ее положения оказались уязвимыми. Также теория Р.Юссона не могла объяснить такие типичные явления в пении как вибрато, зависимость силы голоса от высоты ноты и другие.
К тому же, по мнению В. П. Морозова эта теория имела отрицательное психологическое и вокально-педагогическое влияние, так как дала дорогу призыву «дышите как удобно», это был прямой отказ от организации певческого дыхания
и резонаторов.
Резонансная теория искусства пения (РТИП) не является противопоставлением миоэластической теории голосообразования (МЭТ), но вместе с тем существенно отличается от нее рядом особенностей.
Резонансная теория не отрицает важной роли центральной нервной системы в регулировании работы голосовых связок,
но видит проявление этой роли не в прямом ритмическом сокращении мышечных волокон голосовых связок с частотой основного тона голоса, а в опосредованном влиянии путем создания акустических и механических условий в гортани, которые побуждают голосовые связки колебаться.
Резонансная теория утверждает, что механизм колебания голосовых связок сложен, имеет резонансную природу
и заключается во взаимодействии резонансных свойств голосовых связок с дыханием и с окружающим резонаторами – полостями голосового тракта.
Полностью доказано, что частота колебаний голосовых связок регулируется изменениями их эластических свойств
с учетом аэродинамических сил движения воздуха в гортани. В этом итоге традиционная миоэластическая теория, дополненная положениями резонансной теории, обрела более прочное обоснование.
Собственная частота голосовых связок, с которой они колеблются под действием воздуха, называется резонансной частотой голосовых связок. Подобно струне, резонирующей
от механического воздействия, голосовые связки резонируя, отвечают собственной резонансной частотой на проходящий ток воздуха из легких. Струна издает звук той высоты, на которую она настроена. Настройка голосовых связок на их резонансную частоту происходит за счет изменения длины колеблющейся части, колеблющейся массы и силы подсвязочного давления.
Если сравнить между собой миоэластическую и резонансную теорию – можно проследить определенные отличия:
1. МЭТ рассматривает внутреннюю работу гортани
(механизм колебания голосовых связок), а РТИП рассматривает роль резонаторов в певческом голосообразовании как наименее изученную часть голосового аппарата.
2. МЭТ говорит только о работе голосовых связок, не упоминая о резонаторах, а РТИП – о взаимодействии резонаторов с работой дыхания и гортани, то есть о работе всего голосового аппарата как целостной системы.
3. МЭТ рассматривает работу голосовых связок с позиции только одной науки – физиологии, а РТИП – акустики, физиологии и психологии.
4. МЭТ – чисто научная теория, имеющая ограниченное использование в певческой практике, а РТИП – научно-практическая теория. Ее основные положения являются результатом исследования и обобщения практики выдающихся певцов и педагогов. РТИП не только объясняет феномен резонансного пения, но и указывает пути овладения резонансной певческой техникой.
Глава II.






