Исторические и методические ступени развития школы резонансного пения

1.1 Исторические и методические аспекты формирования приемов резонансного пения .

За многолетнюю эволюцию вокальной педагогики, вёлся поиск  совершенного и единого метода обучения певца. Противоречия
и разногласия вокальных школ, заставляли сравнивать и искать научные подтверждения или опровержения тем или иным явлениям в субъективных вокальных ощущениях педагогов и певцов. Профессор и педагог
В.П. Морозов обозначил некоторые ступени развития науки о системе голосообразования в контексте поиска единственного и правильного метода обучения пению.

Согласно обобщенному описанию исторических ступеней развития резонансного метода пения в книге В.П. Морозова «Искусство резонансного пения», первый период являлся «донаучным» или чисто «эмпирическим». Наука того времени почти ничего не знала о механизмах пения. Этот период простирается от самых далеких времен и до середины  XIX века. Тогда Мануэль Гарсия впервые увидел голосовые связки, с помощью специального прибора ларингоскопа и в своем трактате описал работу органов голосообразования. Педагогам того времени приходилось фантазировать
о механизмах голосообразования, так как им больше ничего не оставалось.
Не было научного знания. В своей работе педагоги больше всего опирались на «метод подражания».





Второй период охарактеризовался влиянием науки на педагогические методы. После того, как Гарсия написал свой трактат, а Герман Фон Гельмгольц доказал резонансную природу речеобразования, понятие резонанса уже начало плавно входить в лексикон передовых педагогов и это благотворно сказывалось на процессе обучения. Несмотря на это большая часть вокальных педагогов оставались в блаженном неведении о научных данных и открытиях в вокальной педагогике.

Затем пришла новая волна возрождения интереса педагогов к научному объяснению методик вокала. Наступил третий период. Он начался в 20х годах XX века. В это время процветали ошибочные, вредные, безграмотные методики обучения. Именно в это время зарождалась идея для научно обоснованного метода постановки голоса, который стал бы единым правильным. Государственный институт музыкальной науки, созданный для этих целей, систематизировал научные данные. В результате этого рождается много полезных научных трудов. Но из-за неспособности преподавателей взять в практику сложные для них научные положения «единого метода», он пришелся совсем не ко двору в вокально-педагогической практике и постепенно о нем забыли.

Четверый период. После конференции, прошедшей в 1954 году
в качестве специфичного аналога «единого метода»  были определены общие положения, предложенные как основные понятия в вокальной педагогике:    

    ▪метод единства художественного и технического развития певца;

    ▪метод постепенности и последовательности в овладении пением;

    ▪метод индивидуального подхода к учащемуся;


В итоге попытка создания единого для всех педагогов метода обучения свелась к общим указаниям для педагогов, которые были далеко не научного направления.

Единый метод не прижился в практике педагогов. Основные причины неуспеха нового метода были обусловлены тем, что создатели метода шли не от опыта, накопленного великими мастерами вокального ремесла, практически понятного и удобного для вокальных педагогов, а от недостаточных научных знаний о певческом процессе. Восприятие педагогов было совсем не готово к таким нововведениям, но им навязывали научный подход. В результате систему так и не удалось привести к единому верному методу постановки голоса.

 Сложности данного  метода состояли также и в различиях эстетических эталонов певческого голоса.

Пока велись поиски универсального метода обучения пению, оказалось, что такой метод давно был создан практикой выдающихся вокалистов. В его основе природосообразный принцип резонансного пения, прослуживший выдающимся мастерам вокального ремесла не один век.

Резонансная теория искусства пения (РТИП) − это научно-практическая теория, рассказывающая о принципах резонансного пения. Она была сформирована из многолетнего опыта выдающихся мастеров вокального искусства. В этом состоит уникальность резонансной теории.
С одной стороны она основывается на научных данных о процессе голосообразования, а с другой стороны на обобщении опыта великих мастеров.

Резонансное пение − это такое пение, которое происходит
с максимально возможным использованием певцами резонансных свойств голоса для получения эффекта полетности, силы и эстетических качеств голоса при минимальных физических затратах и с помощью вибрационной чувствительности как индикатора резонанса.

Владимир Петрович Морозов, являясь российским педагогом, психологом, физиологом, профессором и доктором биологических наук преподносит свою резонансную теорию искусства пения как новую психофизиологическую концепцию профессионального певческого голосообразования, созданную на научно-экспериментальном доказательстве ведущей роли резонаторной системы голосообразования в формировании важнейших технических и эстетических качеств голоса.

В результате развития вокального искусства одаренные певцы
и педагоги сформировали особую психологию резонансного пения, свой узкий мир субъективных представлений об объективно происходящих процессах внутри певческого аппарата. Изучение голосов величайших певцов их ощущений и рассказов о процессе пения помогло понять, на какие закономерности физиологии, психологии и акустики опирается теория резонансного пения.




РТИП восполняет собой исторически сформировавшуюся недостачу научных сведений о роли разных частей голосового аппарата.

С давних пор особое значение уделялось певческому дыханию.
Со времен староитальянской школы нам известно утверждение «искусство пения − это искусство дыхания».


В первой половине XX века широко развернулись научные исследования певческого дыхания. Особую известность получила гипотеза Леонида Дмитриевича Работнова о парадоксальном певческом дыхании и роли гладкой мускулатуры бронхов(1932). Педагоги проводили экспериментальные исследования и издавали методические руководства по пению. Также большое значение в этой области представляли рентгенологические исследования Леонида Борисовича Дмитриева. Уже с 50-х годов опубликованы труды о нейромоторном механизме колебания голосовых связок французкого физиолога Рауля Юссона, в которых подробно рассматривается регистровое строение голоса. Его соотечественник Ф.Фабр разрабатывает новый электронный метод регистрации колебаний голосовых связок с помощью электродов, наложенных на поверхность гортани. 

Несмотря на то, что нейрохронаксическая теория Р.Юссона не была доказана, во второй половине XX века приоритет был отдан в основном гортани и голосовым связкам. Проблема дыхания тем самым осталась в тени. По лабораториям ученых всего мира прошла новая волна интереса к работе голосовых связок. Роль резонаторов сильно приуменьшена и практически проигнорирована. Одно из распространенных заблуждений тех лет: «резонаторы всегда отвечают, и здесь нет проблем». Недооценка значения резонаторов в пении без сомнений возникла от большой сложности для понимания процесса резонанса, а также отсутствие научных обоснований
на данную тему.   

По сей день в вокальной педагогике существует противопостовление эмпирического метода преподавания научному. В действительности,
по убеждению физиолога, психолога, педагога и исследователя
В.П. Морозова такого разделения быть не должно, так как только обобщая весь педагогический опыт и обосновывая его логикой научного анализа, можно найти убедительную аргументацию для принципов голосообразования. Нецелесообразно придерживаться лишь одного
из методов. Эмпирический метод передачи опыта имеет право
на существование, но примененный без учета индивидуальности может навредить ученику-вокалисту. Использование научных наблюдений также вредно, если происходит изолированно само по себе, а не соединяется
с опытом и чутьем педагога.







В многочисленной массе публикаций о приоритете гортани, методические труды В.П. Морозова, впервые поднимающего вопросы резонаторов в пении, не находили должного отклика. В исследовательских трудах Морозова 60-х-70х годов он доказывает, что в известной триаде «дыхание-гортань-резонаторы» безусловное и, что очень важно, психологическое предпочтение следует отдавать дыханию и резонаторам.

Благодаря исследованиям профессора В.П. Морозова выяснилось,  что пока наука акцентировала внимание на гортани, а проблемы дыхания и резонаторов оставались малозначимыми, выдающиеся вокалисты поступали наоборот: основное внимание направили на особую организацию дыхания и максимальную активизацию резонаторов, психологически оставляя гортань с голосовыми связками как бы в тени сознания.

Одно из основных положений резонансной теории, по мнению мастеров вокала, это забота о гортани и связках. Она должна заключаться
 в том, чтобы обеспечить им защиту от перегрузок с помощью спасительного диафрагматического дыхания, а также реактивной поддержки резонаторов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: