Эллинизация римской культуры в рамках дизайна интерьера

На протяжении всей своей истории римская архитектура и искус­ство заимствовали многие черты у культуры покоренных Римом стран и народов. Особенно сильное влияние в этом отношении оказала Гре­ция. Римляне не только перенимали греческие художественные тра­диции, но также вывозили из Греции в столицу республики, а затем империи произведения искусства и их создателей.  Римская архитектура является первым примером творческого использова­ния греческого архитектурного наследия, в первую очередь ордерной системы. Одновременно Рим синтезировал принципы и художест­венные приемы греческой и восточно-деспотической архитектуры, создал много нового и оригинального в области строительной техни­ки.

Развивалось искусство это­го стиля параллельно с искусством и канонами Древнего Египта, но, не­смотря на связь народов Греции и Египта, развивалось самостоятельно.

Впоследствии от античности отталкивались как от канона такие же гармоничные более поздние направления, как Ренессанс, классицизм, неоклассицизм[27].

В совокупности точных наук и искусства родилась система художе­ственного оформления в архитектуре: стоечно-балочные конструкции — ордера и колонны, используемые и по сей день. Причем роль опор вы­полняли не только цилиндрические колонны, «заимствованные» у приро­ды (стволы деревьев), но и колонны в виде фигур богов — кариатиды.

Интерьеры богатых домов отделывались стуком[28], декоративными росписями, вкладками из синей смальты в швы между каменными плитами. Особой роскошью отличался самый крупный дворец, находившийся в столице Крита - Кноссе. Стены обычно облицовывались известковой штукатуркой и расписывались. Наиболее излюбленные цвета - красный и белый. Стволы колонн окрашивались в красный цвет, а капители - в чёрный.

Сюжеты росписей связаны, главным образом, с природой и кажутся очень светскими. На стенах изображены деревья, травы, цветы, звери, птицы, море и его обитатели, люди. Даже в орнаментальных росписях редко можно встретить упорядоченные рапортные построения. Чаще всего орнамент напоминает беспокойные, постоянно меняющиеся формы природы: цветы, щупальца осьминога, следы волн и т.д.

«В искусствоведении довольно часто можно встретить стилистические параллели между искусством Древней Греции и искусством рококо»[29]. В обеих культурах, отстоящих друг от друга более чем на 3 тысячи лет, можно увидеть много внешних аналогий, например, любви к извилистым игривым линиям в монументально-декоративном, прикладном искусстве и мебели. Так каменный трон сближает с формами рококо плавный переход внутренней грани сужающихся книзу ножек в раму сидения, изгибающиеся линии, образующие контур спинки. Интерьер, в котором стоит этот трон, имеет ассиметричный план.

В материковой Греции также прослеживается влияние искусства Крита, например, использование сужающихся книзу колонн, сходство стилистики монументально - декоративной живописи, причём влиянию Крита была подвержена в основном элитарная культура.

Наиболее яркие примеры культурного обмена между государствами можно обнаружить в период античности в годы греко-персидских войн, когда греки защищали не только свою территорию, но и нацио­нальные культурные ценности.

 Общность декоративных мотивов (меандр, лотос, мотивы волн и др.) в архитектурном орнаменте, мебели, осветительной арматуре, тканях, керамике, ювелирных изделиях способствовала стилистическому единству античных интерьеров. Стены помещений расписывались фресками.

Об эллинистической монументально - декоративной и станковой живописи можно судить по сохранившимся стенописям домов Помпеи, Геркуланума и Рима, выполненными под влиянием греческих образцов. Эти росписи свидетельствуют о том, что приёмы моделирования объёма тенью, световоздушной перспективы, иллюзии глубины и прорыва плоскости, которыми будет пользоваться искусство Нового времени, возникло именно в эллинистический период.

Дальнейшее развитие в период эллинизма получают мозаики. которыми покрывались полы богатых домов. Плоскость пола обычно членилась при помощи орнаментальных полос (мотивы орнамента - меандр, пальметта, акант, лотос) на отдельные клеймы, в которых изображались мифологические персонажи и сцены, в том числе сложные многофигурные композиции. Излюбленными сюжетами мозаики были сцены из мифологии, изображения животных, фантастических персонажей, а также орнаментальные мотивы. Под влиянием Востока в убранство интерьеров эллинистической эпохи вошли также ковры, которыми могли устилаться полы жилых комнат. Греческая мебель, в отличие от гораздо более древней египетской, не сохранилась (за исключением отдельных образцов из бронзы и мрамора).

«Греческие столяры и мебельщики владели технологией рамочно-филенчатой вязки, гнутья дерева под паром, интарсии[30], токарного дела[31]. Впервые в Древнем мире именно у греков появляется рубанок[32]. Основные породы дерева, использовавшиеся для изготовления мебели, — клен, орех, кедр, самшит, слива, черное дерево. Реже в изготовлении мебели использовалась бронза[33]»[34]. Количество видов мебели в греческом доме (особенно в периоды архаики и классики) было неве­лико. В качестве корпусной мебели для хранения одежды и различ­ных вещей использовались сундуки — чаще всего ящики на ножках с двускатной крышкой, похожие на аналогичный тип мебели в Древнем Египте. Стенки таких ларей могли покрываться орнаментальной рос­писью (меандр, пальметты и др.). Мебелью для сидения служили табу­реты, стулья и кресла. Широкое распространение получили табуреты с четырьмя утончающимися книзу точеными ножками — дифрос. Из Египта был заимствован складной табурет с Х-образными ножками.

«Вершиной древнегреческого мебельного искусства были очень популярные в Греции стулья клисмос[35]. Многие виды древнегреческой мебели и особенно клисмос оказали влияние на формообразование мебели Древнего Рима, а спустя 2 тыс. лет на формы ампирной мебели»[36].

Стулья изготовляли из гнутой древесины, а их отдельные части могли скрепляться метал­лическими скобами и деревянными накладками. Встречается также более простые и тяжеловесные по своим формам кресла с ножками в виде звериных лап (египетское влияние) или из досок фигур­но вырезанных по контуру.

Ложа, клинэ[37], были довольно разнообразными. Обеденные столы — трапедза были низкими и чаще всего перенос­ными. Столы могли иметь прямоугольную и круглую форму на трех и четырех ножках, а также на одной центральной опоре. Часто нож­ки сужались книзу или заканчивались звериной лапой. Кроме дерева для изготовления небольших столов использовалась бронза.

Мебель в древнеримском жилище немногочисленна. Обычной обстановкой интерьеров были кровати, обеденные столы, маленькие столики, стулья и табуреты, сундуки, канделябры. В спальнях и столо­вых ставились ложа[38]. Римляне не только спали, но ели, читали и писали обычно лежа. Мебель изготавливалась из древесины кедра, ясеня, клена, туи, оливы. Распространена была также мебель, плетеная из ивовых прутьев, и бронзовая мебель (Прил.рис.1). Столярная техника была очень развита (использо­вались почти все известные в настоящее время ручные инструменты). В отделке применялись резьба, роспись, позолота, фанерование, инкрустация[39] металлом, слоновой костью, рогом, панцирем черепахи.

Кроме легкой мебели в обстановку богатых жилищ входила мону­ментальная неподвижная мебель из белого и цветного мрамора — под­ставки для статуэток, ложа, почетные кресла для главы дома с ножками в виде звериных лап (солиум), парадные столы (картибулы), в которых ножки обычно заменялись двумя скульптурно обработан­ными мраморными плитами[40]. Такие столы предназначались для парадной бронзовой посуды и ставились в атриум.

Наряду с каменными лежаками широко использовались деревянные кровати на четырех точеных ножках, которые несли деревянную раму, затянутую ременной или веревочной сеткой. Ножки обычно представляли комбинацию различных точеных стереометрических фигур, иногда их вытачивали из костей. Изголовье имело наклонный или изогнутый профиль и украшалось резьбой (чаще всего изобра­жениями голов животных)[41].

 С позднереспубликанского периода использовались ложа полукруглой формы (сиша) которые ставились у круглых столов[42].

Эволюция древнеримской мебели проходила не столько за счет введения каких-либо новых форм, сколько в изменении ее декора.

Отделка кроватей в богатых домах со временем менялась в направлении все большей роскоши — от декоративных бронзовых накладок во II в. до н. э. до инкрустации черепахой, слоновой костью и драгоценными металлами в императорский период, когда наряду с деревянными появляются кровати сделанные целиком из бронзы (по своим формам они не отличались от обитых бронзой кроватей).

«Кроме кроватей в италийских домах использовались скамьи трех видов: простые для ежедневных бытовых нужд; скамья со спинкой и подлокотниками, которая ставилась в атриуме и предназначалась для того, чтобы вошедший в дом при желании мог смыть уличную пыль с ног; парадная двухместная скамья без спинки, предназначенная для лиц, пользовавшихся особым почетом»[43].

«Вся мебель для сидения называлась селла и состояла из табуретов типа греческого дифроса, стульев со спинкой (катедра), в том числе напоминающих греческий клисмос, складных табуретов, плетеных кресел»[44].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: