Интерьеры средневековья Западной Европы на примере романского и готического стилей

Романское искусство было создано возрождающимся обществом, которое черпало из источников, окружавших его древних культур. Оно заимствовало принципы, но в применении их проявило самобытное вдохновение, чарующую непосредственность и оригинальность.[45]

В Западной Европе распространялось византийское влияние, в основном посредством греческих художников, которых сицилийские короли и крупные сеньоры Южной Италии приглашали для украшения дворцов. В XI-XII вв. в Италии обосновываются мастерские византийских мозаичистов, резчиков по кости, мастеров по художественному металлу. Техника марморариев[46] получила распространение не только в Южной Италии и Сицилии, но также в Риме и отдельных памятниках Тосканы. В романских интерьерах Сицилии эта техника могла сочетаться с арабскими геометрическими орнаментальными мотивами и архитектурными деталями (например, сталактитовыми сводами).

В качестве наиболее показательных памятников южноиталийской архитектуры, испытавших и отразивших уникальное нормано-арабо-византийское влияние, можно назвать капеллу Палатина в королевском дворце в Палермо (1129-1140 гг.) и собор в Монреале (1179-1189)., имеющий богатый мозаичный декор не только в интерьере, но и в клуатре (самом большом в Италии), где мозаикой выложены стволы колонн[47].

Значительное влияние византийского искусства испытывала так­же архитектура Северо-Восточной Италии и в первую очередь Вене­ции.

Знаме­нитый венецианский собор Сан Марко (основное строительство XI в.) представляет собой в плане копию не дошедшего до наших дней собо­ра Апостолов в Константинополе (VI в.).

«В отде­лку же интерьеров были перенесены приемы византийской архитек­туры эпохи Юстиниана. Нижние части стен облицованы огромными мраморными плитами, с тонко подобранным узором и богатыми оттенками сероватых тонов, создающих впечатле­ние прихотливого орнамента, верхние части, а также арки и купола как бы затянуты золотой парчой смальтовых мозаик[48]. Полы собо­ра выложены мелкомодульной мраморной мозаикой с геометричес­ким рисунком (сочетание кругов и прямоугольников)»[49]. В интерьерах, как и в эпоху Карла Великого, использовались античные и византий­ские колонны, причем мрамор колонн был разноцветным, а капите­ли позолоченными (Прил.рис.2).

На характер интерьеров в замках значительное воздействие ока­зывал «полукочевой» образ жизни их владельцев, которая протекала в основном на «людях». На протяжении всего романского периода собс­твенные спальные покои могли иметь только довольно важные особы.

Большая часть обстановки путешествовала в обозах за господами во время их переездов по своим имениям. Это предъявляло определенные требования к характеру оборудования интерьеров — в первую очередь удобство хранения и перевозок. Наиболее гибким и мобильным средс­твом оборудования интерьеров были ковры и ткани, которые в боль­шей степени, чем все остальные предметы создавали уют, сохраняли тепло в зябких залах с их холодными каменными или побеленными стенами. Расшитые ткани и ковры могли акцентировать место трона, оформлять спальные места и просто развешиваться на стенах[50].

Мебели в интерьерах романского периода было относительно немного. А ее ассортимент был довольно прост: сундуки, столы, лавки, стулья, кресла, табуреты, кровати, изредка шкафы. Все эти предметы ставились преимущественно вдоль стен.

Наиболее распространенным предметом обихода был сундук, который мог ставиться на ножки и иметь разную форму, в том числе, форму ларя с двускатной крышкой (наподобие древнеегипетских и древнегреческих сундуков). «Часто сундук являлся универсальным типом мебели, выполнял роль чемодана, стол, лавку, кровать, шкаф. Романские шкафы ведут свое происхождение от сундуков, поставленных вертикально или поставленных друг на друга»[51].

Мебель для сидения состояла в основном из лавок с опорами в виде точеных стержней или досок, а также стульев, кресел с прямыми спинками на точеных ножках. Часто стулья и кресла имели подставки для ног, которые мерзли на холодных каменных плитах пола. Встречаются также стулья на трех ножках и складные стулья, конструкция которых была унаследована из античной мебели[52].

Готика - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению[53].

Ведущее место в искусстве готики занимал собор, стены которого были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами. В таинственном полумраке интерьера они светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу.

Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: скульптур, витражей - главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами, фантастическими фигурами зверей - "химерами". Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Эпоха готики - время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней, слоновой кости и др. Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру[54].

Выдающиеся произведения готической архитектуры: во Франции (собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре); в Германии (собор в Кельне); в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне) и др.

В XV- XVI вв. готику сменяет эпоха Возрождения.

Родиной готической архитектуры является Франция, которую в средневековье в других странах называли «строительством на французский лад».

Возникали определенные стимулы для развития инженерной мысли – строить с наименьшей затратой материалов, заменяя их количество смелой конструкцией. Позволявшей свести к минимуму сечения стен, столбов и других частей архитектуры. Именно развитие конструктивной структуры являлось главным фактором формообразования отделки и оборудования интерьеров в этот период.

«Ранние памятники готической архитектуры несут в себе ряд романских черт. До XII г. еще сохраняются массивные каменные стены, в которых пробиты небольшие (как в романский период) окна, имеющие романское полуциркульное завершение.»[55] Первые готические постройки появились в Иль-де-Франсе – в домене короля.

В XII г. стрельчатая форма окон окончательно входит в моду и применяется повсеместно.

Отсутствие яркой полихромии в отделке стен большинства французских готических церквей компенсировалось витражами, составлявшими главный элемент цветового убранства в интерьере. Свет, проходя сквозь витраж, окрашивался и, падая на каменные стены, заставлял их вспыхивать разноцветными бликами. «Витраж связан с самой сущностью готического собора в той мере, в какой собор стремится создать изменчивую и окрашенную светом атмосферу в интерьере»[56]

Цветные витражи, являвшиеся одним из главных монументаль­но-декоративных компонентов культовых интерьеров, встречаются в светских парадных залах и жилых комнатах в виде отдельных клейм, окруженных более прозрачным и бесцветным стеклом.[57]

В Восточной Испании (Каталония, Арагон, Валенсия) в XIII— XIV вв. арабскими мастерами создавались церкви, в которых исполь­зовались наряду с готическими также мавританские конструктивные и декоративные приемы (т. н. стиль «мудехар»). Наиболее распростра­ненным материалом в этих областях был кирпич, из которого выкла­дывались разнообразные орнаментальные мотивы. В интерьерах часто использовалась также резьба по алебастру и стуку (церкви Сан-Саль­вадор и Сан-Мартин в Теруэле и др.).

В XV в. в Испании расцветает богатый и пышный позднеготический стиль — «эстило флоридо». Он характеризуется сочетанием готических черт не только с мавританскими декоративными форма­ми, но и с отдельными ренессансными мотивами, которые проникали в Испанию из Италии.[58] Часто к такому нарядному и изощренному по пластической ткани архитектурному декору применяют обозначение «стиля платереско», т. е. «ювелирного стиля», названному так из-за близости своих форм характеру художественных работ по металлу в раннем итальянском ренессансе. В интерьерах в этот пери­од используется много декоративной пластики — резные деревянные скамьи. Эти сооружения обычно имеют архитектурное обрамление, а их центральная часть сплошь покрыта скульптурой, иногда с использованием раскраски и позолоты.

Открытые деревянные конструкции крыши особенно характерны для интерьеров поздней готики, когда возросло значение большепролетных парадных залов, используемых для торжественных церемоний.

Дворцовые жилые интерьеры отапливались каминами, причем в больших залах могло быть несколько каминов, которые представляли собой монументальные сооружения с высокой топкой и огромным колпаком, пластически разработанным всевозможными архитектурно-скульптурными мотивами (колонны, арки, статуи в нишах и на консолях, орнаментальный рельеф, геральдика) (Прил.Рис.3)[59]. Колпаки поддерживались кронштейнами, колонками или небольшими стенками, разработанными системой выступов, пилястр[60] или полуколонн. Наиболее монументальные и пышные по своему архитектурно-скульптурному декору камины характерны для интерьеров в первую очередь французских замков.

Парадные интерьеры средневековых замков имели довольно раз­нообразную палитру их отделки и оборудования[61]. В отдельных слу­чаях стены представляли собой простую каменную кладку, на которую вешались шпалеры, декоративные ткани (иногда расписанные кистью), оружие, охотничьи трофеи, а также флаги и геральдические щиты. «Такой тип декора практиковался особенно часто в замках, где хозяе­ва жили не постоянно, а приезжали время от времени и где предпоч­тительными были «мобильные» элементы убранства, которые можно было положить в сундук и увезти с собой в другую пустовавшую рези­денцию, быстро преображавшуюся при помощи этих предметов»[62].

Чаще, однако, стены покрывались побелкой (толченый мел, вода), оштукатуривались (известь, песок или жженый гипс), а также покры­вались темперной покраской[63]. Росписи по штукатурке иногда были фигуративными[64]. Господс­твующими же приемами были орнаментальные мотивы, выполняемые часто по трафарету. Росписи покрывали стены сплошным ковром и были довольно насыщены по цвету. Яркими красками иногда покрывались также каминные колпаки и потолочные балки.

В период поздней готики в употребление входят деревянные филенчатые панели, которыми облицовывались стены на всю или на часть их высоты. Особенно часто они использовались в таких странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария. На Юге - в Италии, Испании, Южной Франции дере­вянная обшивка стен встречается редко[65].

Полы в парадных интерьерах замков могли выполняться из камен­ных плит, деревянных досок, кирпича, уложенного в «елочку», а так­же из керамических расписных плиток, покрытых глазурью. Плитки, покрытые одноцветными глазурями,  могли укладываться в шахматном порядке. Кроме того использовалась расписная керамика с изображе­нием геометрических и флоральных узоров, зверей, птиц, геральдики. «Существовали и наборы из четырех-шестнадцати плиток, складыва­емых в общий рисунок. Иногда полы жилых покоев застилались коврами, в том числе персидскими и даже выделанными из кожи, например, в гардеробной английского короля Генриха IV.»[66]

Так как на протяжении всего средневековья каменные стены дела­лись очень толстыми, в готический период сохраняется обычай уст­раивать в них перед окнами ниши, поднятые на одну или несколько ступеней и оборудованные каменными скамьями в откосах проема, с которых открывался вид на улицу или в природное окружение. Окна в готический период обычно имеют оконные коробки и ставни, рас­положенные с внутренней стороны. Оконные створки могли раскры­ваться или опускаться.

«Искусственное освещение парадных интерьеров средневеко­вых замков и дворцов осуществлялось исключительно при помощи открытого огня каминов, факелов или специальных осветительных приборов — люстр, стенников, бра и канделябров»[67]. Факелы раннего средневековья, состоявшие из скрученных смолистых веток, выделявшие много дыма и копоти, с XIII в. уступили место факелам в виде пучков сальных или восковых свечей. Использовались факелы при различных торжественных церемониях, в том числе во время пиров. «Масляные лампы, дававшие очень тусклый, чем свечи свет, использовались в период готики преимущественно в жилых и служебных интерьерах. В нижней части люстр находились зеркала отражавшие происходящее в зале[68]. Расположенные вокруг внутренних дворов парадные, жилые и культовые интерьеры, перекрытые преимущественно нервюрными сводами или балочными потолками»[69].

Любовью к узорочью, полихромия отделочных материалов, использование монументально-декоративных росписей особенно характерно для готических интерьеров Италии. Наиболее яркий, показательный и хорошо сохранившийся пример в этом отношении представляет палаццо Даванцати во Флоренции, отделка интерьеров которого была выполнена в XIV веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: