Возврат к эллинистической культуре в эпоху Ренессанса

Период Возрождения в искусстве закономерно начинается в Италии - самом экономически развитом на тот момент регионе Европы. Искусство начинает принимать всё более светский и свободный характер. Виднейшие деятели искусства начинают заново открывать для себя мир античных форм - его гармонию и соразмерность[70]. Главные заказчики этого времени - правители итальянских городов-республик и богатые горожане - поручают архитекторам решение новых, светских задач. Формальный язык античного искусства поставлен на службу идеалам новой эпохи. В противопоставление устремлённым ввысь линиям готики, архитектуре и, вслед за ней мебели возвращают спокойные горизонтальные членения. Интерьеры дворцов поражают монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. На юге Италии жилые помещения обычно очень просторные: пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок. Простое дощатое покрытие стен сменяется сложно решёнными деревянными покрытиями с колоннами, пилястрами и резными филенками. Облик городского дома эпохи Возрождения знаком нам "изнутри", и в первую очередь благодаря живописцам. Зоны внутри пространства жилого дома начали выделять еще в XII-XIII вв., в эпоху Высокого Средневековья, но лишь в эпоху Возрождения человек наконец-то получил возможность уединиться в собственном жилище. Отделение кухни от прочих зон стало первым шагом на пути дробления внутреннего пространства дома. Жилые комнаты отличались строгим, если не сказать скромным убранством. В южных городах окна закрывали ставнями и жалюзи. В спальне, как правило, стояла двуспальная кровать под балдахином.

Интерьеры Ренессанса предпочитали деревянные двери, декор которых исполнялся в технике деревянной инкрустации – интарсии. Мебель Возрождения стала органичной составляющей жилого интерьера. Кресла, кровати с балдахином, сундуки со спинкой, шкафы, украшенные архитектурными мотивами, орнаментальной интарсией и резьбой, подчеркивали красоту интерьеров. «Конструкция и декор разных стран и городов обрели свои характерные черты: влияние византийского искусства стало прослеживаться в Венеции, античных памятников – в Риме»[71]. Во Франции преобладали древнеримские мотивы – мебель украшалась глубокой резьбой, в распространившихся двухкорпусных шкафах широко применялись архитектурные элементы: лицевая сторона строилась как фасад здания с колоннами и фризом. Мебельное искусство Англии развивалось под влиянием Голландских образцов, а в Германии оно длительное время «подчинялось» двум стилям – готическому и ренессансному. «Искусство мебели подчеркивало общее и особенное в искусстве интерьеров Возрождения. Мозаичная техника из камня возникла в XVI веке в Италии (во Флоренции) и получило широкое распространение в Европе. Элементы изображения вырезались из тонких пластинок мрамора, лазурита, яшмы, агата и т.п. Широкое применение флорентийская мозаика нашла как в декоративно-прикладном, так и в монументальном искусстве. Во Флоренции сформировался новый тип здания – Palazzo – дворец (городской дверец – особняк) и получил широкое распространение в других итальянских и европейских городах эпохи Ренессанса»[72]. Оформление жилых покоев ориентировалось на образцы общественной архитектуры Древнего Рима, но в т же время тяготело к функциональности: комнаты для аудиенций и приемов, часовни и кабинеты, имевшие каждый свое назначение, чередовались в анфиладной планировке с личными покоями, открытыми для постороннего глаза.

В интерьере использовали деревянные панели, выполненные с применением изысканной техники – интарсии.

«Рафаэлю принадлежит идея Возрождения древнего оформления интерьеров гротесками, которая нашла свое воплощение в Лоджии виллы Мадама в Риме. Этот интерьер демонстрирует выверенное пропорциональное соответствие архитектурных форм и живописных композиций, оригинальное сочетание тукового рельефа с фресковой росписью, а также использование разнообразных декоративных мотивов»[73]. А также использование различных декоративных мотивов, которые затем в различных вариациях присутствовали и в интерьерах барокко, рококо, классицизма. Глазурованные майоликовые изразцы широко распространились в домашних интерьеров XV века. Эффект таких покрытий заключался не в красоте отдельных плиток, а в узоре, которые они образовывали. «Мотивы декора мебели часто перекликались с убранством стен, дверей – резные деревянные панели, инкрустация на дверцах шкафов. Для Венецианских интерьеров Ренессанса были характерны огромные живописные полотна, расположенные на потолке или стенах. Примером такого оформления может служить палаццо Дожей в Венеции, где фрески Тинторетто и полотна Тициана выступают главной декоративной доминантой. Ковры, ввозимые из Турции через Венецию, были достоянием самых богатых интерьеров. В убранстве использовались и тяжелые кожаные занавеси, которые украшались либо росписью, либо позолотой»[74]. Итальянские интерьеры Ренессанса – это пышная роскошь могущественных Дворов и гармоническая сдержанность убранства, акценты которого приходились на декор потолков, пола; такие интерьеры служили фоном для пышных костюмов того времени.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: