Рис. 4
Неоготика
Рис. 5
Рис. 6
Необарокко
Рис. 7
Рис. 8
Интерьер в стиле ар нуво (модерн)
Рис. 9
Рис. 10. Мебель в стиле модерн
Интерьеры в стиле ар деко
Рис.11
Рис. 12
Английский стиль
Рис. 13
Этнический стиль в современном интерьере
Рис. 14
Индонезийская мебель в современном интерьере
Рис. 15
Индийский стиль
Рис. 16
Арабский стиль в современном интерьере
Рис. 17
Элементы декора интерьера в китайском стиле
|
Рис. 18 Рис. 19
Современный интерьер с элементами японского стиля
Рис. 20
[1] Пондопуло Г.К. Формирование культурной традиции / Г.К. Пондуполо. – М.: 2001. – С.105.
[2] Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. – С.181.
|
|
[3] Соловьев И.К. История интерьера. Древний мир. Средние века / И.К.Соловьев – М.: В. Шевчук, -2007.С.23.
[4] Фпитткер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран / Н.Д.Фпитткер. — М.—Л.; 1989. – С.89.
[5] Павлов В. В. Очерки по искусству Древнего Египта / В.В.Павлов. — М.: Эксмо, 1999. – С.76.
[6] Цирес А, Искусство архитектуры / А.Цирес. — М.: Мысль. 1992. – С.34.
[7] Прахт К. Мебель и архитектура / К.Прахт. - М., Стройиздат, 1993. – С.52.
[8] Рама, соединяющая ножки стола или стула. (Интерьер. Иллюстрированный художественный словарь / Ред. Т.В.Горбунова. – СПб.: Летера, 2002. – С.210.(В дальнейшем справочная информация дается из данного источника.).
[9] Пондопуло Г.К. Формирование культурной традиции / Г.К. Пондуполо. – М.: 2001. – С.115.
[10]Соловьев И.К. История интерьера. Древний мир. Средние века / И.К.Соловьев – М.: В. Шевчук, - 2007. –С.67.
[11] В 634 г. Была завоевана Сирия, в 641 г. – Египет, в 642 г. – Сасанидская Персия, в 674 г. – Бухара, в начале VIII в. – Северная Африка и Испания. В результате этих завоеваний возникли огромные государства – халифаты с центром в Дамаске и Багдаде.
[12] Декоративные приемы каменной отделки включали кроме того перемежащуюся кладку камней разного цвета («мадамик»), орнамент, на основе совмещения фигурновырезанных камней разного цвета и наполнение узорчатых выемок декоративным материалом.
[13] Ит. Intarsio – частный случай инкрустации, когда деревянная основа украшается фигурными вставками древесины другого цвета. Известна эта техника со времен древнего Египта.
[14] Вставки из драгоценных камней, смальты, фаянса и др.
[15] Энтазис (от греч. entasis - напряжение), утолщение ствола колонны в средней его части, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.
|
|
[16] Каплун А. И. Стиль и архитектура / А.И.Каплун. — М.: Цитадель, 1985. –С.160.
[17] Веймарн Б. Искусство арабских народов / Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский. — М.; 1960. –С.65.
[18] Пондопуло Г.К. Формирование культурной традиции / Г.К. Пондуполо. – М.: 2001.-С.123.
[19] Существует версия, что первыми подковообразную арку применили вестготы. Прообразом двухъярусной постанови аркад послужили римские акведуки.
[20] Техника изразцовой мозаики заключается в составлении орнаментов из разноцветных изразцовых плит, вырезанных узорами.
[21]Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф.Рунге. – М.: Архитектура – 2006. -С.84
[22]Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф.Рунге. – М.: Архитектура – 2006. – С.44
[23]Воронина В. Л. Народное жилище арабских стран / В.Л. Воронина. — М.: Риполл Классик, 1972.-С. 32.
[24]Воронина В. Л. Народное жилище арабских стран / В.Л. Воронина. — М.: Риполл Классик, 1972.-С.85.
[25]Верман К. История искусств всех времен и народов: в 3 т / К.Верман. - Спб.: Литера, 1903. - С.194.
[26]Мотивы масульманской мебели и обстановочного комплекса, как элементы экзотической моды (на ряду с китайскими мотивами), довольно часто использовались в оформлении богатых европейских интерьеров XVIII – XIX вв. («Турецкие» диванные салоны, «Мавритансуие» курительные и кофейные комнаты)
[27]Боголюбова Н.М. Культурный обмен в системе международных отношений / Н.М.Боголюбова, Ю.В.Николаева. – Изд. Санкт-Петербургского университета, 2003. -С.54
[28]Ит. Stucco- отделывать. Облицовочный материал, так называемый «искусственный мрамор», в состав которого входят тонко просеянный гипс (алебастр) с мраморной пудрой, а также квасцы и клей. После затвердевания обретает большую прочность, а после полировки имеет вид натурального мрамора.
[29]Соловьёв Н.К.Искусство интерьера., М.: изд-во «В.Шевчук»,2007 -С.74
[30]Ит.intarsio- инкрустация дерева по дереву другого цвета и породы.
[31]В архаический период в греческой мебели заметно восточное влияние (жёсткие прямоугольные формы, облицовка дерева металлически листами)
[32]В Спарте применение некоторых, в том числе рубанка было запрещено, так как изготовление изящной мебели якобы могло способствовать изнеженности населения.
[33]сохранилась бронзовая кровать IV в. до н. э. из г. Приенны и мрамор (столы и алтари).
[34]Соловьёв Н.К. История интерьера, М.: изд-во «В.Шевчук»,2007, -С.102
[35]характерные элегантными пропорциями и изящным выгибом передних и задних ножек, составляющих одну плавную лекальную кривую со спинкой (иногда спинка и задние ножки были вертикальными)
[36]Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: Учебное пособие / Л.М.Демин. – М.: Изд. РУДН, 1999. – С.176.
[37]Чаще всего клинэ имело высокие (до 1 м) прямые дощатые или точеные ножки, причем две опоры были выше, чтобы поддерживать подголовник с подушкой и заканчивались обычно валютами. Известны также более низкие кровати с изогнутыми ножками, заимствованными от клисмоса.
[38]самый многочисленный и престижный тип мебели
[39]Лат.in crusto- покрывать чем-либо. Украшение поверхности одного материала фигурными врезками другого.
[40]неизменные сюжеты рельефных украшений — грифоны, орнамент из листьев аканфа, цветов и стеблей.
[41]Коппинский 222 с.Ю.Д. Искусство Древней Греции / Ю.Д. Коппинский. — М.: АСТ-Пресс, 1961.-С.135
[42]Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф.Рунге. – М.: Архитектура – 2006. – С.136.
[43]Уайт Э. Мебель и другие предметы обстановки / Э.Уайт, Б.Робертсон. – М.: Издательство АСТ, 2005. - 190 с.
[44]Соловьёв Н.К.Искусство интерьера., М.: изд-во «В.Шевчук»,2007 - С.132.
[45]Шуази Огюст. История архитектуры. М., 1937 г. Т.2. с.231
|
|
[46]Техника марморариев заключается в том, что из тонких цветных мраморных пластинок вырезаются отдельные фигуры орнамента, которые вставляются в соответствующие углубления архитектурных элементов и деталей.
[47]Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. –С.38.
[48]Самые древние мозаики расположены в алтарной части. Остальные относятся к XIII в.
[49]Кес Д. Стили мебели / Д. Кес. — Будапешт; 1979. - С.65
[50]Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. –С.83.
[51]Соловьёв Н.К.Искусство интерьера., М.: изд-во «В.Шевчук»,2007 - С.132
[52]Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: Учебное пособие / Л.М.Демин. – М.: Изд. РУДН, 1999. – С.130.
[53]Лясковская О. А. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж / О.А.Лясковская. — М.: Мысль, 1973. - С.25.
[54]Кожин Н. А. Архитектура средневековья / Кожин Н. А., А.А.Сидоров. — М.: Пилигрим, 1940. – С.37.
[55]Лясковская О. А. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж / О.А.Лясковская. — М.: Мысль, 1973. - С.56.
[56]Андре Шастель. Об искусстве витража// Декоративное искусство СССР. 1983 г. №4.
[57]Абсолютно бесцветное стекло начали производить только в первой половине XVII века.
[58]Кожин Н. А. Архитектура средневековья / Кожин Н. А., А.А.Сидоров. — М.: Пилигрим, 1940. – С.45.
[59]Каплун А. И. Стиль и архитектура / А.И.Каплун. — М.: Цитадель, 1985. - С.104.
[60]Лат. Pila – столб – вертикальный прямоугольный в сечении выступ из плоскости стены, обязательно повторяющий все части и пропорции колонны. Используется как элемент ордерной декорации.
[61]Об отделке готических интерьеров можно судить по сохранившимся памятникам, литературным источникам и живописи (створки алтарей, книжные иллюстрации) позднеготического периода.
[62]Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции / А.Иконников, Г.Степанов. — М.; 1971. – С.206
[63]В Англию обычай штукатурить стены интерьеров пришел из Франции. Примечательно в связи с этим, что гипсовая штукатурка в Англии называлась парижской или французской.
[64]Чаще всего в виде фриза в верхней части стены с историческими и религиозными сюжетами, аллегориями, сценами из рыцарских поэм, придворной жизни, изображениями охоты. Фигуративные росписи парадных интерьеров встречаются в различных странах Европы. Особенно популярны они были в Италии. Нередко свое название те или иные комнаты замков получали по сюжетам расположенных в них росписей.
|
|
[65]Кожин Н. А. Архитектура средневековья / Кожин Н. А., А.А.Сидоров. — М.: Пилигрим, 1940.- С.132
[66]Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции / А.Иконников, Г.Степанов. — М.; 1971. – С.123.
[67]Кожин Н. А. Архитектура средневековья / Кожин Н. А., А.А.Сидоров. — М.: Пилигрим, 1940. – С.94.
[68]В каждой люстре сидел человек, управлявший различными механизмами, заставлявшими вращаться подсвечники и вылезать драконов из скал.
[69]Каплун А. И. Стиль и архитектура / А.И.Каплун. — М.: Цитадель, 1985. – С.96.
[70] Прахт К. Мебель и архитектура / К.Прахт. - М., Стройиздат, 1993. – С.105.
[71] Фосийон А. Жизнь форм / А. Фосийон. — М.: Художественная литература, 1995. – С.225.
[72] Цирес А, Искусство архитектуры / А.Цирес. — М.: Мысль. 1992. – С. 134.
[73]Интерьер. Иллюстрированный художественный словарь / Ред. Т.В.Горбунова. – СПб.: Летера, 2002. – С.93.
[74]Протопопов В.В. Дизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьера / В.В.Протопопов. – М.: ИКЦ Март, 2004. – С.82
[75]Барокко. Признаки и разновидности стиля / Гл. ред. Т.Зимогорова // Идеи вашего дома. Интерьер. – 2008. - №1. С62.
[76] Придворный мебельщик Ан-дрэ Шарль Буль изобрел новый способ инкрустации, названный по имени мастера.
[77] Соболев Н. Н. Стили в мебели / Н.Н.Соболев. — М.: Высшая школа, 2001. – С.310
[78] Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. – С.84
[79] Декоративный орнамент в виде стилизованных пальмовых листьев, соединённых в гирлянду. Был довольно популярен в Риме, позже в искусстве классицизма.
[80]Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф.Рунге. – М.: Архитектура – 2006. – С.85
[81]Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / А.Лукас. — М.: Мир, 1958. – С.102..
[82]Виолле-ле-Дюк В.Беседы об архитектуре / В.Виолле-ле-Дюк. — М.: Мир, 1938. – С.101
[83]Соловьев И.К. История интерьера.Древний мир. Средние века/И.К.Соловьев – М.:В.Шевчук,-2007.С.198.
[84]Верхняя часть стула Тутанхамона была украшена золотой накладкой с крылатым солнцем – знаком бога Ра.
[85]Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / А.Лукас. — М.: Мир, 1958. – С. 243.
[86]Криволинейная вогнутая поверхность в архитектуре интерьера, служащая переходом от плоскости стены к плоскости потолка.
[87]Небольшой карниз, выступающий из стены над наличником оконного или дверного приёма. Различают сандрики лучковые, треугольные, прямые. Иногда они укрепляются на кронштейнах, колоннах, пилястрах, расположенных по сторонам проёма.
[88]Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. – С. 134.
[89]Столы с круглыми столешницами на массивном основании и небольшие столики на одной ножке, украшаются бронзовыми рельефами.
[90]короткая кушетка с высоким изогнутым изголовьем, названная в честь знаменитой мадам Рекамье, хозяйки модного литературно- политического салона времён Наполеона I.
[91] Павлов В. В. Очерки по искусству Древнего Египта / В.В.Павлов. — М.: Эксмо, 1999. – С.324.
[92] Мак-Коркодейя Ч. Убранство жилого интерьера / Ч.Мак-Коркодейя. — М.: Мир, 1990. – С. 68.
[93] Готический стиль / Гл. ред. Т.Зимогорова // Идеи вашего дома. Интерьер. – 2008. - №2. – С.82
[94] Такие ковры начали появляться в Европе после Крестовых походов.
[95] Златовская Т. Д. У истоков европейской культуры. Троя, Крит, Микены / Т.Д. Златовская. — М.: Мысль, 1990. – С.170.
[96] Соловьев И.К. История интерьера. Древний мир. Средние века / И.К.Соловьев – М.: В. Шевчук, - 2007. –С.198
[97] Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: Учебное пособие / Л.М.Демин. – М.: Изд. РУДН, 1999. – С.99.
[98] Фр. l’art nouveau - новое искусство.
[99] Тиффани Луи Комфорт (1848-1933) – американский художник, дизайнер и бизнесмен, лидер стиля «модерн» в национальном искусстве, один из создателей технологии производства витражей, названной его именем. Первым создал массовое производство изделий из художественного стекла конце 19.в.
[100] Нем. erker – выступ, балкончик, фонарь.
[101] Плотникова А. Самое интересное / А. Плотникова // Salon interior. – 2008. – апрель №4. – С.328
[102] В 1853 г. М.Тонет, основатель мебельной фирмы (с 1849г. Она находилась в Вене) изобрёл технологию изготовления стула, суть которого состояла в использовании метода выгибания прогретых паром заготовок (как правило, буковых) в металлических формах – шаблонах. Конструирование изделий из гнутой древесины уходит в глубокое прошлое. Так делали сани, лыжи, лодки, бочки и прочее.
[103] Харит М. Эпоха модерна / М. Харит // Модерн. – 2006. – июль-август №4. – С.64
[104] Крутских Е.Ю. Интерьер Вашего дома / Е.Ю.Крутских, Д.В.Литвинов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – С.75.
[105] Новоселова Т.А. Современный интерьер / Т.А. Новоселова, Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – С. 175
[106] фр. art deco — декоративное искусство
[107] Новоселова Т.А. Современный интерьер / Т.А. Новоселова, Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – С.250
[108] Маргулис М. Ваша квартира. Руководство по декору дома / М.Маргулис. – М.: Вече, 2006. –С.55.
[109] Новоселова Т.А. Современный интерьер / Т.А. Новоселова, Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – С.254
[110] Соболев Н. Н. Стили в мебели / Н.Н.Соболев. — М.: Высшая школа, 2001. – С.210.
[111]Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных кислот). Искусственная патинация применяется для придания изделиям из бронзы или даже чугуна благородного вида.
[112] стол - четырехугольный раскладной стол для игры в карты, середина которого затянута сукном, на котором мелками можно вести запись (от названия старинной карточной игры – ломбер).
[113] Отделанная деталями из красного дерева, мебель имеет характерную обивку: кожа как будто простегана гвоздями с кожаной же шляпкой.
[114] Фр. Lambrequin – резной. Украшение декоративными драпировками верхней части оконного или дверного проема; в XVII веке ими украшался полог кровати. Драпировки собираются в вертикальные складки или поперечные воланы. По нижнему краю возможны фестоны кисти, бахрома, как, например, в Стеклярусном Китайского дворца.
[115] Андреа М. Мебель, стены, пол / М.Андреа. - М.: Ниола 21 век, 2004. – С. 77.
[116] Плотникова А. Самое интересное / А. Плотникова // Salon interior. – 2008. – апрель №4. – С.329.
[117] фр. boiserie - деревянная обшивка - это полная отделка стен и потолка стеновыми панелями с элементами тканевого покрытия, при этом используется только массив ценных пород дерева и шелк.
Является неотъемлемой составляющей солидного "кабинетного" стиля.
это полная отделка стен и потолка стеновыми панелями с элементами тканевого покрытия, при этом используется только массив ценных пород дерева и шелк.
[118] Плотникова А. Самое интересное / А. Плотникова // Salon interior. – 2008. – апрель №4. – С.240.
[119] Наука, изучающая роль пространства в коммуникации организация пространства и времени коммуникативного процесса. Основоположник проксемики - американский культурный антрополог Э.Холл.
[120] Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. – С.170
[121] твердолиственная порода деревьев родом из Юго-Восточной Азии.
[122]Хевея бразильская – hevea или каучуковое дерево, основной источник натурального каучука. Из рода вечнозелёных однодомных деревьев семейства молочайных.
[123]Стиль, который так же называется «фольклорным» или «кантри-лук». Интерьер, выполненный в деревенском или народном стиле, довольно прост. Ткани в рустикальном стиле имеют шероховатую поверхность, видны переплетения нитей.
[124] Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. – С.175
[125] Стулья в стиле хай-тек (кожаные сиденье и спинка, натянутые на цельный алюминиевый каркас) представляют собой вариацию на тему кресла индонезийского велорикши.
[126] Виолле-ле-Дюк В. Беседы об архитектуре / В.Виолле-ле-Дюк. — М.: Мир, 1938. – С.73.
[127] Короцкая А. Архитектура Индии раннего средневековья / А. Короцкая. — М. Эксмо, 1964. –С.96.
[128] В Европе гнутая (т.н. «венская») мебель начала изготавливаться только в XIX в..
[129] Галеркина О. И. Искусство Индии в древности и средние века / О.И.Галеркина, Ф.Л.Богданов. — М.: Мысль, 1967. –С.213.
[130]Ажурная резьба, интарсия из разных пород дерева, перламутра и слоновой кости.
[131] Фасадная часть мебели снабжена деревянными или металлическими решетчатыми вставками.
[132]Столики с выгнутыми наружу ножками и гладкими столешницами, на изготовление которых идут элементы старых повозок или слоновых седел.
[133] Евдокимова Е.В. Искусство как стиль жизни / Е.В. Евдокимова // ELLE Декор. – 2008. – март. – С.18
[134] Плоские разноцветные металлические кружочки, гладкие или гофрированные, круглые или многогранные. Ими часто декорируют предметы интерьера.
[135] Пондопуло Г.К. Формирование культурной традиции / Г.К. Пондуполо. – М.: 2001.- С.164
[136] Ковры из верблюжьей шерсти.
[137] Там же С.189
[138] Геометрические орнаменты обычно выкладывают из кости, а растительные — из перламутра.
[139] Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. – С.256
[140] Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. – С.223
[141] Гладкова М. Дотянуться до небес / М Гладкова // Жилая среда. – 2008. – январь. – С.35.
[142] Соколов А. Н. Теория стиля / А.Н.Соколов. — М.: Искусство, 1981. – С. 229
[143] Гладкова М. Дотянуться до небес / М Гладкова // Жилая среда. – 2008. – январь. – С.34.
[144] Кит.-«ветер-вода». Система, разработанная в виде наставлений для строителёй.
[145] Вонг Е. Фэншуй. Древняя мудрость гармонии в наши дни / Е.Вонг - М.,: Мосток, 1998 - С.56.
[146] Вид выпиливания по дереву лобзиком.
[147] Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековья Японии / Н.И. Конрад. — М.: Цитадель, 1980.-С.160
[148]Название стиля производно от названия окна с широким подоконником («сёин»), которая начала использоваться в этот период.
[149] Гартман К. О. История архитектуры / К.О. Гартман. - М.:Эксмо, 1987. —С.212..
[150]Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековья Японии / Н.И. Конрад. — М.: Цитадель, 1980.-С.199
[151] Гартман К. О. История архитектуры / К.О. Гартман. - М.:Эксмо, 1987. —С.230
[152] Каплун А. И. Стиль и архитектура / А.И.Каплун. — М.: Цитадель, 1985. –С.148.