Глава II. Современный интерьер в контксте международных коммуникаций

 

Многовековой опыт культурных контактов, которые ведут свое на­чало еще с древнейших времен, имеет большое значение и сегодня при выработке основных направлений, форм и принципов международного культурного взаимодействия.

В архитектуре имеются определения и характеристики стилей, которые в действительности тесно переплетаются между собой.

Четких гра­ниц между стилями, как и эпохами их породившими, не существует. Стиль — это язык архитектуры, проекта, композиции и, как любой другой живой язык, перенимает языки, отдельные слова из других на­правлений. Отсюда переплетение стилей, их родство. Рассмотрим некоторые из них.

 

Неоготика

Современный жилой интерьер не может воспроизвести пространство средневекового храма. Именно поэтому архитекторы, работающие в неоготике, чаще всего обращаются к теме замка, условного крепостного сооружения в готическом стиле. Из узнаваемых элементов в таких интерьерах, как правило, оставляют сводчатые потолки, порой создавая для них декоративные арочные ребра или балки. «Для отделки стен и потолка часто используют натуральный или искусственный камень. Деревянный или каменный пол украшают инкрустацией либо делают шахматным. Роскошный стилеобразующий элемент – стрельчатое окно с витражами (Прил.Рис.5). Кроме того, и потолок и стены могут быть обтянуты шпалерами. Иногда используют обои с готическим или ренессансным орнаментом: от стилизованных цветов и хитрых геометрических переплетений до золотых королевских лилий (Прил.Рис.6). Характерные для готического стиля предметы выполнялись из дерева и были массивными и жесткими. Зато мебель украшалась сложной геометрической резьбой и зачастую была столь же ажурной, как возносящиеся ввысь средневековые храмы: стулья с высокой спинкой, снабженной стрельчатыми навершиями, резные скамьи и высокие двустворчатые шкафы, «феодальные» массивные столы, кровати с балдахинами, покоящимися на витых столбах»[93].

В готическом интерьере не должно быть слишком много мебели. Современные стилизованные предметы изготавливают из резного дерева или ажурного кованого металла, стремясь к визуальной легкости очертаний. Ткачество и вышивка – ремесла, которые были особенно развиты в эпоху средневековья. Именно поэтому текстильному украшению готического интерьера уделяется пристальное внимание. Здесь найдут свое место и причудливые восточные ковры[94] и балдахины над кроватями из плотной портьерной ткани, часто вышитой. Нередко дизайнеры используют декора­тивные портьеры с рыцарской символи­кой, гербами и т. п. Интересным решени­ем для оформления стен являются тканевые шпалеры (сейчас мы называем их гобеленами). Можно допустить также некото­рое смешение стилей и ввести в готический интерьер узорчатые ткани и обои в ду­хе Ренессанса, подобные тем, которые создал для своего знаменитого Красного дома Уильям Моррис[95].

 В качестве аксессуаров используется все, что напоминает о рыцар­ских временах: сверкающие или, напро­тив, покрытые благородной патиной доспе­хи, стилизованные старинные гербы, кова­ные канделябры. В интерьере часто присутствуют характерные деревянные ска­мьи-сундуки с украшениями из кованого металла.

 Центром парадного помеще­ния служит массивный стол, вокруг которого расставлены стулья с высо­кими спинками. Это признак радушия и го­степриимства хозяина «замка». Над ним, как правило, подвешивают одну или несколько люстр в форме средневековых канделябров: нередко они представляют собой характерный обруч с несколькими «лампадами» по кругу. Еще один непремен­ный атрибут — очаг, то есть камин.

«Дубовая кровать с витыми столбами под роскошным балдахином — символ незыблемости семейных уз и до­машнего благополучия. Возле нее часто ставят кованые прикроватные столики, лампы, стилизованные под старинные кан­делябры. Этому помещению совсем не­обязательно хранить излишнюю суро­вость: для отделки стен подойдут светлые обои в ренессансном стиле, на полу бу­дет прекрасно смотреться ковер яркой и веселой расцветки»[96].

 

 

Необарокко

В современном дизайне заметны тенденции к возвращению многих барочных мотивов, однако они нередко рассматриваются в несколько ироничном ключе. Если в оформлении дома в духе барокко используется стилизованная мебель, то говоря о таком интерьере, уместнее будет употреблять термины «историзм» или «эклектика».

К необарокко принято относить современную мебель и аксессуары, имеющие характерные черты данного стиля, в том числе по-новому интерпретированные.

Большим успехом пользуются люстры «дворцового» вида, но не из хрусталя, а, например, из пластика оптоволокна и даже алюминия, при этом их форма напоминает сложные многоярусные произведения XVIII века. Кресла, стулья, столы и канапе также довольно часто подражают мебели времен одного из Людовиков, копируя то завитки подлокотников, то изогнутые фигурные ножки, то рельефно причудливый декор[97] (Прил.Рис.7,8).

Несколько последних лет стиль необарокко очень популярен в дизайне интерьеров, и, как следствие, нашел отражение в дизайне мебели, све­тильников, отделочных материалов, аксессуа­ров и текстиля. Придя на смену строгому минимализму, этот стиль предложил яркие краски, контрасты, вы­чурные формы, не­обычные интерпрета­ции старых моделей в современных материалах.

 

Ар Нуво

Облагородить и объединить в единый ансамбль все предметы повседневной жизни – вот высшая цель нового декоративного направления.

Ар Нуво[98] - это элегантный, многожанровый стиль, появившийся в начале 1880-х гг. почти одновременно во многих странах. Он известен под разными названиями: в Германии, как югендсиль, в Италии, как либерти, в США – как Тиффани[99]. В России он привычно именуется модерном.

Ар нуво синтезиро­вал в себе все виды пространственных искусств. Его отличают удивительная це­лостность и художественная завершен­ность объектов, создание максимально гармоничной среды, органичное слияние конструктивных и декоративных элемен­тов. Главная особенность стиля — отказ от прямых линий и углов в пользу плав­ных естественных форм с явно выражен­ной асимметрией (Прил. Рис.9). В основе «текучей», словно находящейся в постоянном дви­жении орнаментики лежат стилизованные природные мотивы: набегающая волна, морские раковины, стебли лиан, павли­ньи перья, крылья бабочек, экзотические цветы — лилии, ирисы, орхидеи... Излюб­ленная тема — изображение грациозной женской фигуры с длинными струящими­ся волосами.

Деревянный кессон на потолке, эркеров[100] – все эти характерные приемы содействуют созданию цельности помещения.

Обстановка в стиле ар ну­во легка и изящна. В ней ощущается дви­жение и таинственная неуловимость. На подсознательном уровне такой интерьер всегда тесно связан с личностью хозяина. Возможно, поэтому жилище в этом стиле трудно создать и почти невозможно повто­рить. «Интерьерам ар нуво свойственны сво­бодная планировка, разноуровневые полы, асимметричные арочные проемы, геомет­рически сложные, часто скругленные фор­мы окон. Пространство плавно перетекает из одной комнаты в другую, порой закручи­ваясь по спирали. Оформление нередко подчинено какой-то теме; морское дно, джун­гли, цветущий сад. В любом случае этот стиль эксклюзивен»[101].

Современная мебель модерн отдаленно напоминает образцы начала прошлого века. Среди современных предметов нетрудно найти круглый обеденный стол, сту­лья с гнутыми спинками, типа «венских»[102], изящный стеклянный столик на кованых ножках, затянутую шелком ширму, диван с характерной обивкой, кокетливый пуфик... Шторы выполнены из цветной органзы, тюль с растительным рисунком.

Для создания интерьера в стиле модерн используются различные аксессуары, в том числе светильники в духе Тиффани. Он без ущерба для себя примет и современную бытовую технику, и даже ультрасовременную мебель.

 В отделке помещений ар нуво используется большое разнообразие ма­териалов: металл, камень, дерево, стекло, керамика, ткани, обои, гипс. Характерный для этого стиля кованый металл находит применение в обрамлении лестниц и арок, оконных карнизах, рамах для зеркал, све­тильниках, элементах мебели. Плоские лен­ты-стебли в кованом рисунке обычно до­полняют объемными цветками из тонкой листовой стали. Нижнюю часть стен не­редко обшивают деревом; окна, дверные проемы, зеркала украшают резными де­ревянными рамами. Стекло присутствует в интерьере в основном в виде витражей. «Особенно характерны для ар нуво объем­ные витражи в технике Тиффани из мно­гоцветного стекла с абстракт­ным пластичным рисунком. Их использу­ют не только на окнах, но и в качестве вставок в двери, межкомнатные перего­родки, а также в декоре светильников, потолочных карнизов,  плафонов, как правило с искусственной подсветкой»[103].

Стены чаще всего обтягивают тканью или оклеивают обоями с тканевой фактурой и растительным рисунком. Однотонные поверхности дополняют широким цветоч­ным бордюром, который часто выклады­вают из изразцов или мозаики. Иногда стены оштукатуривают, окрашивают в па­стельные тона и украшают росписью, пло­скорельефной гипсовой пластикой, а так­же мозаичными или керамическими ор­наментальными панно, Полы чаще всего покрывают наборным паркетом из благо­родных пород дерева. «Потолки декориру­ют лепниной или витражными фонарями. Растительный орнамент плавно перете­кает с одной поверхности на другую. В цветовой палитре ар нуво преобладают натуральные, природные оттенки. Излюб­ленные тона — лиловый, фиолетовый, па­стельно-розовый, светло-серебристый, кремовый, салатный, снежно-голубой. Нежный, неяркий общий колорит часто дополняют радужной переливчатой игрой цвета»[104].

 Для мебели в стиле модерн характерно светлое дерево - серебристый клен, выбеленная береза, светлые породы ясеня, розовое дерево, (Прил. рис 10). Фасадам корпусной мебели часто придают волнообразные контуры. Круглые или овальные столешницы устанавливают на витые деревянные или ажурные кованые ножки. Спинки стульев гнутые, ножки нередко асимметричны и напоминают ветви деревьев. Мягкие диваны с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками обиты шелковистыми тканями с характерным цветочным рисунком. Модерну свойственны разнообразные пуфики, тумбы, комоды, стеклянные витрины, а также ширмы со сложным и тонким рисунком. «В мебельном декоре присутствует резьба, инкрустации перламутром, слоновой костью, драгоценными металлами ценными породами дерева, накладки из меди или латуни»[105]. Но наибольший декора­тивный эффект производит причудливость форм, которая вовсе не исключает комфорта и практичности. Такую мебель трудно поставить на поток, она требует авторского дизайна и ручной работы.

Ар нуво относится к де­талям с особым пиететом. Всевозможные вазы из фарфора или тонированного стек­ла, скульптуры из майолики, карнизы для штор с коваными наконечниками, деко­ративные подушки, овальные зеркала в причудливо искривленных рамах опре­деляют «лицо» жилища. Особое внима­ние уделяется тканям — легким, текучим, мелколистым, с растительным рисунком.

Шторы подбирают в тон стенам; в драпи­ровках часто присутствует асимметрия, а ламбрекены вторят линиям рисунка на што­рах. Главную роль, несомненно, играют светильники: с шелковыми или стеклянны­ми абажурами в форме цветка, с овальными матовыми плафонами, обрамленными резным деревом, торшеры на причудли­вых ножках брон­зовые лампы под абажурами из витражного стекла, на которых изобра­жены растения и насекомые.

 

Ар Деко

Ар деко[106] явился воплощением прекрасной и почти беззаботной эпохой между двумя мировыми войнами. Это стиль первых небоскребов Манхэттена и самых дорогих круизных лайнеров, вобравший в себя отдельные черты ар нуво, неоклассицизма, конструктивизма, этники и др. стилей.

Интерьеры ар деко при всей сво­ей парадности обстановка в духе ар деко не кажется тяжеловесной (Прил. Рис.11, 12). В декоре пре­обладают архитектурные элементы — ко­лонны и полуколонны, иногда в египетском стиле. Одна из характерных черт интерь­ера — использование для отделки стен панелей из ценных и редких пород дере­ва. Зачастую они украшены бронзовыми или позолоченными накладками, орнамен­том. Более демократичный вариант — обои со стилизованным цветочным рисунком, отчасти напоминающим мотивы модерна, но более геометризованным. «Потолок ча­сто оформлен лепным карнизом и может быть украшен росписями — особенно по­пулярен африканский геометрический ор­намент (зигзаги, треугольники, линии), заимствованный у художников-кубистов. Полы облицованы паркетом или полиро­ванным натуральным камнем.

В отдельном предмете мебели характерно сочетание нескольких геометричес­ких форм (круг, овал, прямоугольник). Ос­новной материал — дерево ценных пород, гнутая многослойная фанера. Стулья и кресла обиты экзотической кожей с вы­разительной фактурой или однотонной, но рельефной тканью. Для отделки ис­пользованы перламутр, эмаль, камни, ме­таллические накладки»[107]. Один из парадок­сов стиля — сочетание хромированных деталей (ручек, ножек, подлокотников) с отделкой из бамбука, кокоса и других при­родных материалов.

«Столы и корпусная мебель нередко из­готовлены из стекла, иногда тонирован­ного, или металла. Изысканный вариант отделки — сочетание цветной эмали и черного лака. Наиболее традиционные виды мебельного декора — интарсия и инкрустация»[108].

В интерьере царят экзотические породы дерева, африканские и египет­ские мотивы в декоре. Сегодня, когда ар деко снова вошел в моду, широко упот­ребляются различные виды стилизации. Современные интерпретаторы нередко используют золотую и серебряную фольгу для отделки прикроватных тумбочек или изголовий. На полу расстилают натураль­ную шкуру— роскошь должна проявлять­ся во всем.

Текстиль используется чрез­вычайно широко, причем не только для драпировок или портьер. Вернувшаяся мо­да на ар деко принесла с собой тканевые абажуры для массивных настольных ламп с бронзовыми или деревянными основаниями. В качестве обивочного материала часто выступает кожа: ею отделывают не только мягкую, но и корпусную мебель.

В роли аксессуаров выступают самые разные предметы: от произведений абстрактной живописи до скульптуры в духе кубизма. «Характерны для ар  деко и великолепные изделия из стекла — однотонного, с декоративными вставками подносы, обтянутые кожей, и изящные серебряные вещицы, а также бронза и эмаль, В декоре часто используются золото, «горящие» оттенки алого и лазурного в целом все выглядит очень дорого и крайне изысканно»[109].

 

Английский стиль

Будучи отражением национального характера, английский стиль сдержан, респектабелен, в меру консервативен и патриархален.

При оформлении помещений в английском стиле стенам уделяют основное внимание. Стены окрашивают в достаточ­но широкой гамме — от охристых, беже­вых и золотистых оттенков до насыщен­но-зеленых, терракотовых и красных (ча­сто в три уровня). «Нередко нижнюю часть стен обшивают деревянными панелями, а верхнюю оклеивают обоями с классиче­скими полосками, геральдическим или рас­тительным рисунком: листья аканта, цвет­ки граната, розы... Самый престижный ва­риант — стены, обитые тканью»[110]. Важно, чтобы выбранный для них оттенок гармо­нично сочетался с мебелью и текстиль­ным декором. Пол выстилают доской или штучным паркетом и покрывают тонким слоем лака, который позволяет сохранить фактуру дерева. В прихожей, кухне и са­нузлах используют плитку с геометриче­ским рисунком. Белый потолок украшают карнизами и фризами под лепнину.

Традиционную английскую ме­бель отличают завершенность форм, плав­ные, слегка изогнутые линии, сдержан­ный резной декор, открытая текстура де­рева. Особенно популярны мореный дуб, орех, тис темного цвета, красное дерево. Поверхности окрашивают, шлифуют, полируют и натирают натуральным воском либо лакируют и патинируют[111]. В декоре корпусной мебели преобла­дают резные карнизы и пилястры, инкрустации и интарсии, а также изящные латунные ручки и щитки замочных скважин.

«Столешницы письменных и ломберных[112] столов обтягивают тисненой кожей или сукном. Кожа, простеганная в стиле «Честерфилд»[113], присутствует также в обивке кабинетных диванов и кресел. Для гостиных часто используют обивку из шерстя­ных тканей и гобеленов.

Текстильный декор создают объемные драпировки на ок­нах и дверных проемах, украшенные лам­брекенами[114], фалдами, шнурами и кистями (Прил.Рис.13). Шторы, как правило, двухслойные: один слой состоит из прозрачной ткани с рисунком, второй — из более плотного од­нотонного материала. Дополняют впечат­ление декоративные подушки, пледы, по­крывала, чехлы и обивка мебели, полог над кроватью, тканевые абажуры и т.д. Ткани для них используются добротные и солидные — бархат, гобелен, дамаст, ка­шемир, вощеный ситец, преимуществен­но в светлой, пастельной цветовой гамме.

Для кресел предпочтительна клетчатая обивка, для диванов — однотонная. С ней хорошо сочетаются льняные шторы в полоску или с цветочным орнаментом.

«Для гостиных характерны традиционные геральдические и растительные рисунки, для кабинетов строгие полоски, для спальни – букеты роз, а в кухне обычно преобладают мелкие рисунки, горошек, куриная лапка, «огурцы», шотландская клетка, которой нередко обивают диваны и кресла»[115].

Детали — вот что созда­ет подлинную атмосферу английского до­ма. Популярны настольные и напольные фарфоровые вазы, художественное ли­тье, предметы индийского и китайского искусства, картины маслом, акварели, гравюры, зеркала в золоченых рамах, го­белены. Характерные светильники — лю­стры с хрустальными подвесками, бра – подсвечники, фонари в арабском духе, настольные лампы (часто парные) с расписным керамическим основанием или на высоких латунных ножках. В кабинетах можно увидеть коллекции оружия, курительных трубок, охотничьих трофеев. В столовых и кухнях – полки и витрины с фарфоровой посудой. На полу – шерстяные ковры с восточным орнаментом, добавляющий интерьеру солидности и основательности.

В гостиной не обойтись без камина настоящего или декоративного. С полкой из темного дерева и набором обязательных аксессуаров: кованным экраном, вешалкой для бронзовых щипцов, кочерги и т. п. Воз­ле него в соответствии с канонами стиля располагают кресла, диваны, невысокий чайный или кофейный столик. Не об­ходится английская гостиная и без комодов. Столь же традиционна витрина с коллекцией фарфора, особенно если гостиная объединена со столовой: в этом случае в центре комнаты обычно устанавливают круг­лый или овальный обеденный стол[116].

В кабинете выделяют три части: рабочую, зо­ну отдыха и библиотеку. Для рабочей части характерен массивный, чаще двухтумбовый, стол, украшенный резным декором, и обтя­нутое кожей кресло. Библиотека обычно представляет собой ряд книжных шкафов с застекленным верхом и закрытым низом, которые часто занимают всю стену. Зона от­дыха — это диван и кресла возле чайного или ломберного столика. Более компактный вариант—вольтеровское кресло с высокой спинкой, деревянными подлокотниками и резными ножками. Еще одна характерная для анг­лийского кабинета черта—стены, обшитые дубовыми панелями (буазери[117]).

В искусстве имитации старинной английской мебели преуспели не только британские, но и итальянские и немецкие про­изводители мебели. И все же лишь в Великобритании знают традиционные технологии и подлинные секреты ручной обра­ботки дерева. В числе известных английских мебельных компаний — TUDOR OAK, ROYAL OAK, BEVAN FUNNEL, EFMA, WILLIAM SHEPPEE и ряд других. Воспроизводя старинные образцы, английские мебельщики не забывают о том, что их из­делиями пользуются жители XXI века[118].

 

Этнические стили

Существует двусторонняя связь между национальными традициями организации среды и их образным отражением в современных интерьерах. Национальные традиции служат той идейной базой создания художественно-эстетических композиций. В свою очередь, определенные модели организации среды играют роль маркеров национального своеобразия, способствуют этнической идентификации людей, сохранению культурных традиций. Через художественный образ интерьера происходит приобщение современного человека к культурному многообразию мира.

В интерьерной композиции национальные традиции могут быть выражены через архитектурно-пространственный компонент, предметное наполнение функционально-декоративного и декоративного характера и колористику. Соответственно, в процессе художественно-эстетической организации интерьера в «этническом», или традиционном, стиле необходимо обращение к культурным традициям в сферах организации среды (проксемики[119]), народно-художественного творчества, образной и предметной символики позволяет вычленить такие элементы и характеристики, которые будут создавать «национальный имидж» интерьера. Эти же пласты культурных традиций, рассмотренные в историческом контексте, будут служить той информационной базой, на которой возможно проведение анализа современного интерьера, выполненного в «этническом» стиле (Прил.Рис14).

 

Индонезийский стиль.

Индонезия поражает роскошью природы и ярким своеобразием культуры. Эта страна причудливо переплавила в единое целое достижения многих цивилизаций. Неудивительно, что необычный и эклектичный индонезийский стиль на протяжении долгого времени владеет умами любителей этники.

В состав Ин­донезии входит более 13,5 тысяч островов, население которых очень неоднородно в плане культуры, религии и даже расовой принадлежности. Уже поэтому невозможно говорить о каком-то едином для всей страны стиле. На про­тяжении многовековой истории Индонезия соприкасалась с культурой и менталите­том разных стран и народов. Неоспоримое влияние на формирование индонезийско­го стиля оказали Индия и Китай, начиная с XIII века — исламские традиции, а позже — европейская колонизация[120].

Индонезийский стиль родился в условиях экваториального климата, и его трудно адаптировать к другим широтам, он предполагает не столько следование каким-то конкретным принципам планирования жилого пространства или его отделки, сколько применение традиционными ремесленных техник для изготовления вполне современных предметов интерьера (Прил.Рис.15).

До сих пор аутентичные рез­ные панно со старых домов высоко ценят­ся в Индонезии — ими принято украшать стены в современных интерьерах. Осо­бенным спросом пользуются двери из Кудуса (Восточная Ява), в оформлении ко­торых отчетливо просматривается мест­ный почерк: тонкая высокорельефная резьба, иногда раскрашенная. Характерный пирамидальный потолок оформляли бал­ками с искусной резьбой.

Большая кровать с пологом появи­лась лишь в XIX веке, равно как и другие предметы европейской мебели: столы, сту­лья и т. д.

За годы общения с европей­цами жители Индонезии научились про­изводить любую мебель, вплоть до столов и шкафов, этажерок и тумбочек. «Точкой отсчета развития моды на колониальные интерьеры в индонезийском стиле можно считать середину XVIII века. Именно тогда голландские купцы впервые привезли в Европу стулья из мореного дерева с плетеными ротанговыми сиденьями. Современное сознание относит к индонезийскому стилю мебель из массива тика, махагони, мербау[121], гевеи[122], розового или пальмового дерева, богато декорированную резьбой или выполненную в рустикальном стиле[123] — с грубыми, тяжелыми формами. Неровные поверхности имеют фактуру проморенного дерева, нередко имитируют обработку топором и следы, оставленные жуками-древоточцами. Искусство резьбы по дереву, камню и кости исстари развито в Индонезии; особенно богатыми традициями славятся острова Ява и Бали.»[124] Последнего практически не косну­лась исламизация, и потому там до сих пор преобладают статуи и живописные изобра­жения мифологических персонажей. Для яванских мастеров характерны сложные декоративные композиции, украшающие мебель, домашнюю утварь и даже носы ло­док. В этом декоре заметно мусульманское влияние: узоры содержат главным образом растительные мотивы. Экраны, ширмы, на­стенные панели, выполненные в технике сквозной резьбы, и сегодня с успехом ис­пользуются в оформлении помещения в этническом стиле.

Плетение широко  распространено по всей Индонезии. Самые изысканные плетеные изделия до сих пор изготавливаются на острове Ломбок. Мате­риалом служит практически все: бамбук, ротанг, морские водоросли, солома. Легкая и прочная плетеная мебель, которую одинаково успешно можно эксплуатировать и в помещении, и на открытом воздухе, давно стала своеобразной визитной карточкой ин­донезийского стиля. Сегодня традиционное плетение дополняется современными тех­нологиями — появилась плетеная мебель на металлокаркасе[125]. Эта модель в стиле «тропический модерн», то есть коло­ниальная разновидность ар деко, была скон­струирована в 20-х годах прошлого века. Для индонезийского стиля до сих пор ха­рактерно сочетание массива древесины и плетения. В мебельных фронтах гладкий де­ревянный каркас зачастую комбинируют с плетеными фрагментами. Характерны так­же сочетания ротанга и тика с кожей. Пред­меты мебели и быта часто орнаментирова­ны геометрическими узорами, украшены аппликациями, мелкими ракушками, перла­мутром, скорлупой кокосовых орехов, пан­цирем черепахи, бисером, кожей[126].

Еще один традицион­ный промысел, широко используемый в современном этнодизайне,— батик на хлоп­чатобумажных и шелковых тканях. Иссле­дователи насчитывают несколько тысяч батиковых узоров—это настоящая сокровищ­ница национальной орнаментики. Особенно выигрышно эти шедевры выглядят в качес­тве акцентирующей детали интерьера: на подушках, в виде скатертей или занавесок. Дорогие батики выполнены по трудоемкой, многоуровневой технике ручной окраски, более дешевые — в технике штамповки. Непременными аксессуарами традиционно­го интерьера являются многочисленные ко­робочки и ящички для хранения припасов и специальные подносы на ножках — их укра­шают цветами и используют для сервиров­ки пищи или напитков. Дополнят картину све­тильники из бронзы и терракоты, лампады с благовониями, холодное оружие и тради­ционные индонезийские куклы — тростевые марионетки и плоские персонажи театра теней «ваянг пурво», выполненные из про­резанной буйволовой кожи. Национальную принадлежность интерьера подчеркнет и индонезийская мелкая пластика: буддий­ская скульптура из металла и древесины ценных пород, ритуальные маски, корзи­ночки из высушенных цветов гвоздичного дерева, резные стилизованные фигурки лю­дей, животных, птиц и рыб.

 

 

Индийский стиль.

Клинчатая арка в Индии вплоть до мусульманского завоевания была неизвестна. Литературные источники говорят о сказочной роскоши парадных дворцовых интерьеров, в которых были полы из драгоценных камней, жемчужные сетки в окнах, покрытые коврами лестницы, стенные росписи. Камень и обожжённый кирпич употреблялись редко, поэтому ни самих строений, ни элементов отделки и оборудования не сохранились до наших дней[127]. В дошедших до нас изображениях мебели господствуют довольно простые формы - табуреты с круглыми и прямоугольными сидениями, на которые клались подушки, лавки, кровати с плетёными плоскостями для лежания. Известно также, что в этот период появилась мебель из гнутой древесины[128]. Присущий индийским мастерам вкус к повышенной декоративности и сложной орнаментике нашёл воплощение в используемой ими технике цветного лакирования, в том числе с многослойным нанесением лака и последующим процарапыванием рисунка, а также резьбе по дереву. Развитие лаковых техник обязано богатству Индии различными смолами. В отличие от монументально - декоративной живописи древнего Египта и Месопотамии, живопись древней Индии решалась как полихромный ковёр, сплошь покрывающий стены и потолок. В декоративных росписях, покрывающих обычно потолки, обрамления дверей и ниш, присутствует флоральная орнаментация. 

 В современном индийском стиле используют яркие и необычные предметы интерьера. Их многообразие порождено многовековой историей страны, а также и культурными традициями, которые формировались в каждом индийском штате. Характерные черты традиционного индийского жилища – это деревянные колонны с изящными резными капителями, узорчатые арки, а также разнообразные ниши и проемы, забранные ажурными сквозными решетками. «Сводчатые потолки часто расписывают, среди геометрических рисунков – круги, символизирующие Солнце. Двери декорируют резьбой или инкрустируют перламутром, латунью, мраморными пластинками. Полы выкладывают камнем. Стены красят или покрывают штукатуркой. Преобладающая цветовая гамма – бежево-коричневая; ее часто дополняю различные оттенки красного, синего, бирюзового и оранжевого цветов»[129] (Прил.Рис.16).

Для мебели характерны достаточно простые формы с включением округлых, гнутых элементов, обильный декор, часто целиком покрывающий поверхности. Наиболее популярный прием украшения - бомбейская мозаика[130]. Широкое распространение получила обработка точеных элементов мебели и цветными лаками. В том числе техника многослойного лакирования. Часто встречаются росписи с изображением танцовщиц, божеств, животных (раджистанский стиль). Основными материалами для изготовления мебели служат тик, орех, самшит, розовое дерево, местная порода шишам. На юге страны развито производство мебели из тростника и бамбука. Эти мате­риалы покрывают лаками, морилками или красками на растительной основе, для по­лировки используют натуральный воск. Большие плоскости часто набирают из отдельных квадратов, стянутых кованы­ми металлическими полосками. Специаль­ные натуральные пропитки помогают визу­ально состарить древесину.

«Наиболее популярные предметы ме­бели - это невысокие шкафы, буфеты, резные этажерки, кованые сундуки, комо­ды с множеством выдвижных ящичков. Дверцы или боковые стенки шкафов часто выполнены в стиле «джали».[131] Не менее популярен гардероб с дверцами полностью покрытыми резьбой или разделенными на квадраты металлическими полосками. Подобный декор используется и для низких столиков на прямых толстых ножках, выполненных в стиле «джали». Распространенное интерьерное решение — набор столиков разной высоты, их можно ставить один под другой. Оригинальный облик имеют столики в стиле «тайбл»[132].

В том же стиле часто выдержаны национальные индийские скамьи. Более изящная полировочная лавочка с решетчатой спинкой, подвешенная в широком проеме, превращается в столь любимые индусами домашние качели. Их бронзовые подвесы нередко представляют собой настоящие произведения искусства. Для сидения в комнатах чаще всего используют табуреты - круглые, с точеными ножками и плетеным сиденьем, а также полностью ажурные или ярко раскрашенные.

Кровати чаще всего представляют собой деревянную раму на ножках, которая может быть каркасом для плетеной поверхности или основанием для соломенного матраса. Изголовьем, как правило служит ажурная резная панель. Кровать пышно декорируются подушками и прозрачным пологом. Возле нее особенно уместны традиционные индийские ширмы с ажурной резьбой, лаковыми миниатюра­ми и вставками из металла[133].

Текстильный декор поражает богатством фактур и отделок: тонкий, слег­ка шероховатый на ощупь индийский шелк, бархат, парча, органза, золотая тесьма. Легкие занавески на окнах дополняют тя­желыми, расшитыми вручную портьерами с кистями. Кровати украшают неяркие пар­човые или расшитые бисером и зеркальными пайетками[134] покрывала. Декоратив­ные подушки разной формы одеты в такие же чехлы. Стены завешивают искусными ласкутными панно, редкими и дорогими ка­шемировыми шалями, а также шелковы­ми коврами.

В индийских интерьерах аксессуары чрезвычайно многообразны: светильники из разноцветного стекла, колоколь­чики, шахматы из сандала, курильницы для благовоний, резные шкатулки, металличе­ские вазы, кальяны. Очень популярны фигурки животных, особенно слонов, вы­полненные из дерева или папье-маше, об­тянутого кожей, а также традиционная ин­дуистская бронзовая скульптура. Жители Индии любят украшать стены разнооб­разными панно — резными или инкрус­тированными, из контрастных по цвету пород дерева, а также из поделочных кам­ней, закрепленных на холсте. Нередко на стенах развешивают парадное оружие. Очень привлекательно выглядит нацио­нальная посуда — блюда для блинов, коробочки для специй и т. п.

 

Арабский стиль

«Берберский, мавританский, марокканский или марракеш — все это разные ипостаси одного стиля, имеющего арабские корни и впитавшего исламские традиции. Его также часто именуют ближневосточным, хотя с географической точки зрения это не совсем верно».[135]

Внутренняя отделка. Визитная кар­точка арабского интерьера — тонкая вязь орнаментов - арабесок, в которых геоме­трические фигуры переплетаются с рас­тительными мотивами. Арабески выпол­няют в технике росписи или мозаики и обильно наносят на оштукатуренные сте­ны и потолки, часто имеющие сводчатую форму. «Стены нередко отделывают дере­вянными панелями, драпируют дорогими тканями - бархатом, парчой, шелком, му­аром, органзой, или завешивают ковра­ми. Полы выкладывают плиткой и засти­лают пестрыми келимами[136]. Очень характерны решетчатые двери, способствующие свободному движению воздуха»[137]. Дверные проемы в форме стрельчатых арок или подков часто декорируют росписью, резными наличниками, мраморной мозаикой, тонкими колоннами, а окна закрывают резными ставнями.

 Большинство арабских народов — в прошлом кочевники, и потому они не привыкли к обилию мебели. Пожалуй, глав­ный предмет восточной обстановки — низкие и широкие диваны, обитые шелком, атласом или кожей верблюда. Любимое место отдыха — низкие, покрытые коврами оттоманки, которые нередко используют в качестве кровати. Спальное место отго­раживают ширмой. Шкафы обычно быва­ют невысокими; часто их заменяют стен­ные ниши с резными или наборными двер­цами. Популярны этажерки, стоячие и под­весные буфеты, комоды, консоли, трюмо, сундуки, невысокие столики с многоуголь­ными или круглыми столешницами (иног­да в виде медного блюда). Всю мебель из­готавливают из твердых пород дерева. Спинки стульев, комоды и сундуки часто обивают кожей, украшенной тиснением, позолотой и ажурными металлическими накладками.

Основу мебельного декора  со­ставляет изящная резьба по дереву, в том числе резные накладки из ливанского ке­дра или туи.

 

 

Деревянные поверхности ча­сто украшают инкрустациями[138]. К традиционным способам декора ме­бели относятся также латунные вставки с чеканкой, ручная роспись, позолота, пе­регородчатая эмаль, мозаика из мелкой плитки или смальты на столешницах. По­пулярны кованые детали: изголовья кро­ватей, основания столиков, карнизы, крон­штейны для полок (Прил.Рис.16). Уникальная черта арабской мебели — мозаика из тонких дере­вянных палочек. Сложенный из них рису­нок закрепляют на деревянных пластинах, дополняют перламутровыми вставками, а затем покрывают лаком или полируют.

 Для восточных интерьеров характерны тканевые драпи­ровки не только на окнах, но и стенах. Над кроватями часто устраивают балдахины и пологи. Оттоманки и кресла традицион­но застилают покрывалами из верблюжь­ей шерсти: на этом фоне прекрасно смо­трятся парчовые и бархатные подушки и валики, украшенные кистями, вышив­кой, бисером. На полу, стенах, диванах красуются тканые шелковые и шерстя­ные ковры с геометрическими и расти­тельными орнаментами — те же узоры можно увидеть на подушках и драпиров­ках. Особенно популярна в интерьерах шелковая парча, затканная золотом и се­ребром. Многоцветная ткань, которую до сих пор выделывают по средневековым образцам и на основе старинных технологий, не выглядит слишком яркой благодаря мелкому узору и мягкому мерцанию металлической нити.

В традиционных арабских жилищах светильники поражают разнообразием форм и декора: кованные из железа, латуни или медного сплава, вырезанные из кожи, с круглыми или многогранными латунными колпаками... Кованые модели часто покрывают коричневым лаком, а кожаные тонируют хной или соком гранта характерны для восточного стиля фонари с гранями из цветных стеклышек, кованые светильники в форме звезд, изящные позолоченные или чеканные подсвечники. Светильники украшают длинными нитями из разноцветного бисера и шелковыми кистями. Люстры обычно подвешивают к потолку на цепях. Абажуры и корпуса настольных ламп нередко выполняют из стекла и расписывают вручную.

Красочная стеклянная мозаика и сложные ажурные узоры наполняют пространство необычными световыми эффектами.

 Среди предметов, укра­шающих арабские интерьеры, нельзя не назвать разнообразные кальяны, курильницы для благовоний, коллекции оружия, зеркала в костяных рамах, инкрустиро­ванные доски для шахмат и нард... Особое место отводится посуде. Традицион­ные глиняные изделия лепят вручную, без гончарного круга, сушат на солнце и полируют камнем; затем некоторые из них обтягивают кожей, инкрустируют латунью и костью. На медные блюда, вазы, кувши­ны наносят плоскую гравировку или че­канку, затем изделие искусственно ста­рят. Стеклянные предметы декорируют ручной росписью цветными эмалями и зо­лотом. Мелкую посуду размещают в бу­фетах, нишах и на открытых полках, а большие вазы, кувшины, чаны ставят прямо на пол. Чеканные металлические, а также резные деревянные блюда развешивают по стенам.

 «Обстановка традиционного арабского дома отличается яркими, сочными красками: красная киноварь, бирю­за, темно-синяя лазурь, золото... Поражают воображение неожиданные сочетания цветов: лиловый с зеленым, синий с оран­жевым и т. д. Такое многоцветие харак­терно для текстильного декора и изощрен­ных узоров, которыми изобилуют ткани, ковры, мозаичные поверхности, мебель. Прекрасный фон для этого буйства кра­сок создают белые стены, мебель из тем­ного дерева или черного металла, покры­вала, сотканные из некрашеной верблю­жьей шерсти, полы, выложенные кера­мической плиткой песочного или терра­котового цвета. Наиболее характерные фоновые тона, приглушающие излишнюю яркость и пестроту, принадлежат к бор­дово-коричневой гамме.

Из всех вариаций на восточную тему наиболее востребован европейцами стиль марракеш. Он соединил арабскую роскошь с европейской сдержанностью и прекрасно вписывается в современные интерьеры»[139].

Китайский стиль

Культура Китая одна из древнейших в мире. В отделке жилых и парадных помещений периода Мин часто использовались бумажные обои и шелковые ткани. Особую наряд­ность и декоративную пышность облику дворцов придавали резные балюстрады и лестницы каменных террас, являвшихся как бы продол­жением интерьеров стоявших на них полихромных павильонов. Стены этих павильонов обычно окрашивались в красный цвет, кронштейны расписывались голубой, зеленой, белой краской и золотом.

Для китайской архитектуры очень характерна устойчивость стро­ительных и художественных традиций, которые незначительно меня­лись в различные периоды.

B интерьере нет ни одной архитектурной поверхности, лишенной цветного или рельефного декора. Деревянные стены, колонны, балки, многоярусные доу-гуны карнизов украшены орнаментом из красного и золотого лака. Потолок покрыт мелкими резными кессонами. Возвы­шающийся в центре высокий помост для трона, похожий на миниатюр­ное архитектурное сооружение со сложной системой лестниц, укра­сившей символическими фигурами животных, священными сосудами, мелкой резьбой. В наружных террасах каменная резьба покрывает даже ступени лестниц.

«Обстановка жилых и дворцовых интерьеров Китая более разно­образна чем в Японии и в других странах Дальнего Востока. Среди предметов мебели были стулья, кресла, табуреты, кровати, полки раз­личной, часто довольно сложной конфигурации, столы, подставки для ваз, ширмы»[140]. Материалом служило дерево местных хвойных и твердых пород, тик, черное и розовое дерево, а также бамбук, изделия из кото­рого имели жесткие прямоугольные формы. Наиболее распространен­ным видом отделки мебели была лаковая техника: красный, коричне­вый или черный (чаще всего) фон с золотой отделкой. В парадной мебели использовалась также интарсия и инкрустация слоновой кос­тью, панцирем черепахи, перламутром, металлами и полудрагоцен­ными камнями. Китайские кровати представляли собой довольно широкие кушетки с ажурными спинками с трех сторон. Иногда кро­ме спинок кровати имели и «крышу», превращаясь в некое подобие шкафа для лежания[141].

Наиболее оригинальным национальным видом мебели в Китае были лакированные табуреты-столики, одинаковые по высоте, но разные по длине и ширине. Такие столики, служившие как чайные, сервировочные и как подставки для цветов и ваз, составляли своеоб­разные гарнитуры, могли складироваться, устанавливаясь пирами­дой друг на друга или вкладываясь друг в друга. «В богатых жилищах широко использовались также небольшие лаковые столики с обиль­но украшенными затейливой резьбой царгами. Кроме табуретов для сидения использовались складные стулья с Х-образными ножками и кожаным сидением, а также стулья и кресла с прямыми ножками, спинка которых часто имела вид декоративной решетки. В XVIII в. (одновременно с Европой) в ножках парадной мебели появляется S-образная форма»[142].

Кроме мебели в обстановочный комплекс китайских дворцовых интерьеров входили вазы из фарфора, металла, а в период Цин также из стекла и горного хрусталя, мелкая пластика из керамики, бронзы и серебра, пейзажная живопись на шелке и на бумаге, лаковые шка­тулки, курильницы и другие произведения декоративно-прикладно­го искусства. Эти предметы, также как и парковая архитектура Китая, были очень популярными в Европе XVIII в. и оказали определенное влияние на формирование стиля рококо. Элементы предметного наполнения, как и элементы архитектурно-пространственного компонента, выполнены в традиционной либо в стилизованной манере. В большей степени стилизация касается предметов функционально-декоративного назначения – мебели, ширм, экранов. Среди элементов декоративного назначения признаки стилизации наиболее заметны у деревянных решеток в рисунке резьбы, особенностях локализации в интерьерном пространстве. Художественный фарфор и керамика, произведения живописи и каллиграфии, фонари выполнены всегда в традиционной манере, с соблюдением технологических и эстетических стандартов. Характер их размещения в интерьере выдержан в классическом стиле[143].

Планировка отдельных зданий и ансамблей подчинялась прави­лам системы «фэн-шуй»[144].

«Наиболее распространенными являются растительные и зооморфные символы. Из них явное предпочтение отдается дракону, фениксу и бамбуку, олицетворяющим соответственно несокрушимую мощь нации, мир и спокойствие, долголетие и жизненную стойкость. Среди символов-иероглифов и антропоморфных символов самыми представительными являются те, которые связаны с пожеланиями долголетия и счастья. Визуально-образные символы могут выступать в качестве мотива орнаментального декора архитектурно-пространственных элементов и объектов предметного наполнения, либо темы самостоятельного произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства»[145]. Они могут выдерживаться в традиционных канона, либо являться трансформированным, стилизованным вариантом сложившихся стандартов. К традиционной символике относятся и некоторые элементы предметного наполнения (фонари, «узлы счастья», и др.), несущие позитивную смысловую нагрузку (Прил.Рис.18,19).

Современный китайский стиль выстроен на характерных акцентах.
Экзотический стиль интерьера в основном припускает этнические мотивы. Китайский стиль, конечно, во многом выстроенный за счет характерных акцентов, но не обходится без других узнаваемых деталей. Внутреннее пространство дома аксессуарами, в которых безошибочно угадывается Китай: легкие занавески в дверных прорезах с иероглифами, или маленькие фигурки китайских мандаринов и воинов на полках, или покрытый тонкой росписью по голубому шелку китайский зонтик в прихожей.

Как ни в какой другой культуре, понятие пространства в Китае имеет значение. Так, внешняя простота плавных или округлых изгибов всегда несет в себе возражение прямых и резких линий.

Как правило, любое китайское сооружение имеет несколько опор, которые отвечают стихиям огня, воды, воздух и земли. Они могут быть стилизованными, выполненными из гипса и отодвинутыми к стенам или совсем утопленными в них. В интерьере, выполненном в китайском духе, попросту нет мелочей. Практически каждая его деталь оригинальная, неповторимая и играет важнейшую роль в аранжировке пространства, будь то китайская ширма или небрежно брошенная на кушетку подушка. Например, важнейшим элементом оформления является украшение и форма двери и окон. И расположение их также не может быть.

Мебель при оформлении играет не последнюю роль. В этом случае она как никакой другой элемент интерьера очень консервативна, так как отвечает канонам и обычаям, которые оставались неизменными на протяжении две тысячи лет. При оформлении квартиры основным элементом может стать плетеная из бамбука кушетка. Используются простые плетеные стулья, табуреты, столики или подставки для ваз разной формы, ширмы и экраны, разрисованные пейзажами, или карликовые деревья в стилизованных кадках, столик украшенный ажурной царгой[146]. Все это прибавляет особый оттенок восточного колорита интерьеру дому.

 

 


Японский стиль

«В основе древнейшей японс­кой религии — синто лежало обожествление всего окружающего мира, населенного невидимыми духами. Одушевленностью и святостью наделя­лась природа во всех ее составляющих и проявлениях (горы, вода, цве­ты, деревья» радуга и т. д.). Характер средневековых японских культовых и светских интерьеров в огромной степени был производным от религиозно- философских установок синто и буддизма. Синтоистская вера воспитывала чуткость и любовь к природе, умение наслаждаться ее красотой.

Граница между интерьером и внешней средой также не была жестко фиксирована, так как некоторые стены представляли собой подвешенные к потолку решетчатые ставни («ситомидо»)[147].

Под влиянием основных положений дзенской философии о необходимости гармоничного единства человека с окружающей его природной и созданной руками предметно-про­странственной средой были выработаны новые принципы и компози­ционные приемы формообразования жилища, которые привели к воз­никновению принципиально нового стиля — «сёин-дзукури»[148]. Этот стиль получит особенно широкое распространение на протяжении всего позднего средневековья.

В интерьерах стиля сёин главный строительный материал — дерево применяется без покраски, скрывающей его естественную фактуру. Во всех элементах отделки и оборудования отсутствуют яркие цвета, резьба и другие виды декора.

Одним из важнейших нововведений этого периода было использо­вание стационарных толстых соломенных циновок «татами», которыми сплошь застилался пол комнат.

В японской архитектуре в средние века сложились приемы создания мобильного трансформи­руемого «перетекающего» пространства, при помощи которых стало возможным минимальными средствами проводить функциональное зонирование помещений. Для создания интерьеров в китайском стиле этот метод широко используется во всём современном мире. Главным композиционным местом жилого интерьера часто являлась ниша с приподнятым полом — «токонома», в которой обычно вешался свиток и ставилась ваза с цветами, «икэбана», искусство аранжировки которых достигает очень высокого уровня[149].

Дверной проем в чайный домик делался низким с расчетом, чтобы входящий нагибался, как бы демонстрируя свою отрешенность от мирских суетных мыслей и дел.

При ограниченной площади жилищ одна и та же комната могла служить в разное время столовой, спальней и рабочим кабинетом. Достаточно было вынуть из встроенных шка­фов с раздвижными дверками постельные принадлежности и развер­нуть их на циновках или поставить низкий столик для трапезы или работы. «Кроватей до XIX в. в Японии не было. Вместо подушки часто использовалась специальная подставка для головы, представлявшая сплетенный из тростника крутящийся цилиндр, поддерживаемый деревянным каркасом»[150].

Техника лакирования, заимствованная из Китая, использовалась как в отделке архитектурных деталей, так и в мебели начиная с пери­ода Нара. Декоративная резьба и сложная профилировка отсутство­вали. Своеобразным элементом декора могла быть металлическая фурнитура.

Среди наиболее распро­страненных предметов были также деревянные переносные ширмы, затянутые бумагой или расписным шелком, бумажные фонари с рееч­ным каркасом и встроенные полки («шигай-дана»), на которые мож­но было класть мелкие предметы. При отсутствии в помещении спе­циальной ниши токонома ее заменяла ячейка-ниша, устраиваемая в системе этих полок, куда можно было вешать свиток, ставить икэбана или небольшую скульптуру. Корпусную мебель в Японии начали изго­тавливать только во второй половине XIX в., причем первоначально она шла преимущественно на экспорт[151].

Японский стиль по свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль. Это минималистко - декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. Внутреннее устройство помещений сводит к минимуму мебель и прочие привычные атрибуты дома. Японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели, поверхность мебели и стен гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. В стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты. Типичная деталь - японская раздвижная стенка, и конечно, бамбуковая мебель. Вместе с тем, нередко как контраст, используются темные натуральные цвета. Иероглифы - почти неизбежный атрибут оформления жилья "под Японию. "В таком интерьере прекрасно вписывается скромная невысокая мебель, диванчики и столы разной высоты (Прил.Рис.18,19).

Философия японского дома тесно связана с природой - с точки зрения материалов, цвета, композиции. Но главная его "природная" черта - это возможность трансформироваться, изменяться, расти. Все эти качества специалисты постарались "привить" интерьеру, в котором японское звучит не прямо, а лишь тонким подтекстом. Основная часть жилища - открытое пространство, включающее в себя зону гостиной, открытую кухню, чайный подиум, столовую и рабочее место. Границы зоны обозначены перегородками из матового стекла, которые стилистически напоминают традиционные японские бумажные ширмы[152].

В японском стиле нередко используют также лампы, напоминающие японские фонарики. Японский стиль лаконично вписывается в требование к интерьеру - быть  современным и уютным жильем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы рассмотрели сложную проблему межкультурных коммуникаций в сфере дизайна интерьера. На основе обширного материала исследований мы можем подойти к следующим выводам: Водам. культурный обмен в системе международных отношений – это сложное комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса.

 Феномен культурного обмена, диалога культур прослеживается ещё с древнейших времён. Так персы заимствовали элементы архитектуры у покорённых ими народов, создавая свою неповторимую культуру. В частности, просторные многоколонные залы, окружённые портиками шестиметровой высоты были заимствованы у Мидии, декоративные мотивы - крылатый бык с бородатым человеческим лицом они переняли из предшествующих культур этого региона, а интерьер жилых домов сохранял ассиро- вавилонские черты.

Многие виды древнегреческой мебели оказали влияние на формообразование мебели Древнего Рима, а спустя 2 тыс. лет на формы ампирной мебели. Мебель в стиле ампир использует большинство характерных черт из античной архитектуры и скульптуры, наполненный египетскими мотивами. Несмотря на обычай сидеть на земле, именно египтяне первыми создали развитую мебель для сиденья. В основном это низкие скамеечки и стулья. Здесь возник и прототип первого складного стула. Одним из ведущих мотивов ампира выступают львиные лапы - олицетворение имперской мощи, изображение, лотоса, фигуры сфинксов и богов.

В Европе ампир наиболее ярко проявился в интерьерах загородных резиденций императора Наполеона Бонапарта. Оформлением дворцов Тюильри, Сен-Клу, Фонтенбло занимались французские архитекторы Ш.Персье и П.Фонтен, которые считаются создателями этого стиля в интерьере. В России с ампиром связан поздний этап классицизма, расцвет парадных интерьеров. Торжество военных побед дополнило декорационную схему символами древнерусской воинской славы, придало стилю национально – патриотический оттенок. Примером этого стиля является интерьер Белого зала Михайловского дворца творения архитектора К.И.Росси, который сохранился без изменений. Белые стены с живописными «вставками», росписи плафона, падуг включают орнаментальные мотивы античности. Львиные лапы на ножках мебели – египетские мотивы.

На протяжении всей своей истории римская архитектура и искус­ство заимствовали многие черты у культуры завоеванных Римом стран и народов. Особенно сильное влияние в этом отношении оказала Гре­ция. Романские шкафы ведут свое происхождение от греческих и египетских сундуков, поставленных вертикально или друг на друга. Конструкция стульев на трех ножках а также складных стульев была унаследована из античной мебели, модели которых мы используем и в наши дни.

 Родиной готической архитектуры является Франция. Этот стиль возник на основе романской культуры. В соборах, выполненных в готическом стиле, широкое распространение получило витражное искусство. Сейчас даже трудно представить себе существование исторического периода, когда стекло не было известно человеку. Археологическими раскопками подтверждено, что первые стеклянные изделия были найдены на территории Египта, Древней Месопотамии и Финикии датируемые 2450-м годом до н.э. Усовершенствованная технология производства и изобретение новых видов стекла стали залогом фантастического успеха и популярности витражей в Новом Свете, рождению которых мы обязаны Луису-Комфорту Тиффани. Вторую жизнь обретает искусство средних веков в отделке интерьеров Зимнего и Мраморного дворцов в Санкт-Петербурге. Стиль Неоготика стал в России к концу XIX века очень популярен и часто использовался при оформлении библиотек, кабинетов во дворцах и особняках.

Также готические конструктивные и декоративные приемы использовались арабскими мастерами в восточной Испании в XIII— XIV вв. Еще с древнейших времен мусульманская культура испытала большое влияние культуры завоёванных народов (византийцев, египтян, персов, римлян) и создала свой оригинальный стиль, который христиане именовали "стилем сарацинов". Под влиянием Востока вошли ковры в убранство интерьеров эллинистической эпохи, которые пользовались мировой известностью.

В эпоху Возрождения происходит синтез нового духа в Италии который, разрушая окончательно Средневековье, открывает новую эпоху. Зодчие Ренессанса, классицизма, неоклассицизма отталкивались от античности как от канона. Гостиные и спальни знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. Этот архитектурный стиль эклектичный и скорее декоративный, чем конструктивный. Формальные элементы стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Мебельное искусство Англии этой эпохи развивалось под влиянием голландских образцов, а в Германии оно длительное время «подчинялось» двум стилям – готическому и ренессансному.

Художественно-эстетическая организация интерьера сочетает традиционные подходы к композиции и творческую интерпретацию культурных канонов различных стран, этнический стиль. Так наиболее сильное влияние "китайский стиль" оказал на английское мебельное искусство середины XVIII века, и в частности на один из периодов деятельности известного английского мебельщика Томаса Чиппендейла. В истории английской мебели это была недолго длившаяся, капризная мода. Характерным для этой моды было повсеместное увлечение китайской решеткой, декоративными планками. Китай открыл для мира вазы из фарфора, металла, стекла и горного хрусталя, мелкую пластику из керамики, бронзы и серебра, пейзажную живопись на шелке и на бумаге, лаковые шка­тулки, курильницы и другие произведения декоративно-прикладно­го искусства.

Если китайское искусство столетиями оказывало сильное влияние на прикладное искусство Европы, то японские изделия появились в Европе только в конце XIX века. Японское прикладное искусство превосходило не только художественное ремесло других азиатских стран, но и плодотворно влияло на него и на европейское искусство.

В японском быту использовались маленькие комоды, из легких светлых пород древесины, с металлической фурнитурой. Эта мебель оказала сильное влияние на мебельные формы стиля модерн, возникшего в конце прошлого века, а также на стилевые эксперименты двадцатых годов - формализм. Большое влияние на развитие современных мебельных форм, в основном - легкой динамичной мебели, оказала японская мебель XVIII-XIX веков. Европейское искусство в последний период историзма испытывало настолько сильное влияние японских форм, особенно орнаментики, что на всемирной выставке в Париже в 1878 году развернулось целое движение. Японское влияние также чувствуется в стиле модерн конца столетия.

В современном интерьере часто используются африканские мотивы. Африка насытила собою три европейских стиля: ар деко, колониальный стиль и этностиль. Разновидностью этого стиля так же является марокканский стиль. Это одно из самых экзотичных смешений нескольких культурных слоёв - мавританского, арабского, берберского и европейского. Римляне, испанцы, англичане - все они оставили здесь следы своей культуры, но самым сильным оказалось влияние французов. Однако это отнюдь не выражается в навязывании европейских архитектурных канонов, это органичный синтез европейских и североафриканских элементов.

Таким образом, стиль может строго соответствовать уже сложившемуся направлению в интерьере, он может быть и смешанным, исполненном в классическом стиле, могут присутствовать предметы мебели и отдельные элементы, выполненные в современном дизайне.

В культурный диалог вовлечены все страны мира, народы, независимо от их религиозной, культурной, политической принадлежности. Представление человека о красоте менялось со сменой эпох. Новые возможности научно технического прогресса принесли нам новые материалы, появились возможности сделать окружающие предметы более сложными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: