Многовековой опыт культурных контактов, которые ведут свое начало еще с древнейших времен, имеет большое значение и сегодня при выработке основных направлений, форм и принципов международного культурного взаимодействия.
В архитектуре имеются определения и характеристики стилей, которые в действительности тесно переплетаются между собой.
Четких границ между стилями, как и эпохами их породившими, не существует. Стиль — это язык архитектуры, проекта, композиции и, как любой другой живой язык, перенимает языки, отдельные слова из других направлений. Отсюда переплетение стилей, их родство. Рассмотрим некоторые из них.
Неоготика
Современный жилой интерьер не может воспроизвести пространство средневекового храма. Именно поэтому архитекторы, работающие в неоготике, чаще всего обращаются к теме замка, условного крепостного сооружения в готическом стиле. Из узнаваемых элементов в таких интерьерах, как правило, оставляют сводчатые потолки, порой создавая для них декоративные арочные ребра или балки. «Для отделки стен и потолка часто используют натуральный или искусственный камень. Деревянный или каменный пол украшают инкрустацией либо делают шахматным. Роскошный стилеобразующий элемент – стрельчатое окно с витражами (Прил.Рис.5). Кроме того, и потолок и стены могут быть обтянуты шпалерами. Иногда используют обои с готическим или ренессансным орнаментом: от стилизованных цветов и хитрых геометрических переплетений до золотых королевских лилий (Прил.Рис.6). Характерные для готического стиля предметы выполнялись из дерева и были массивными и жесткими. Зато мебель украшалась сложной геометрической резьбой и зачастую была столь же ажурной, как возносящиеся ввысь средневековые храмы: стулья с высокой спинкой, снабженной стрельчатыми навершиями, резные скамьи и высокие двустворчатые шкафы, «феодальные» массивные столы, кровати с балдахинами, покоящимися на витых столбах»[93].
В готическом интерьере не должно быть слишком много мебели. Современные стилизованные предметы изготавливают из резного дерева или ажурного кованого металла, стремясь к визуальной легкости очертаний. Ткачество и вышивка – ремесла, которые были особенно развиты в эпоху средневековья. Именно поэтому текстильному украшению готического интерьера уделяется пристальное внимание. Здесь найдут свое место и причудливые восточные ковры[94] и балдахины над кроватями из плотной портьерной ткани, часто вышитой. Нередко дизайнеры используют декоративные портьеры с рыцарской символикой, гербами и т. п. Интересным решением для оформления стен являются тканевые шпалеры (сейчас мы называем их гобеленами). Можно допустить также некоторое смешение стилей и ввести в готический интерьер узорчатые ткани и обои в духе Ренессанса, подобные тем, которые создал для своего знаменитого Красного дома Уильям Моррис[95].
В качестве аксессуаров используется все, что напоминает о рыцарских временах: сверкающие или, напротив, покрытые благородной патиной доспехи, стилизованные старинные гербы, кованые канделябры. В интерьере часто присутствуют характерные деревянные скамьи-сундуки с украшениями из кованого металла.
Центром парадного помещения служит массивный стол, вокруг которого расставлены стулья с высокими спинками. Это признак радушия и гостеприимства хозяина «замка». Над ним, как правило, подвешивают одну или несколько люстр в форме средневековых канделябров: нередко они представляют собой характерный обруч с несколькими «лампадами» по кругу. Еще один непременный атрибут — очаг, то есть камин.
«Дубовая кровать с витыми столбами под роскошным балдахином — символ незыблемости семейных уз и домашнего благополучия. Возле нее часто ставят кованые прикроватные столики, лампы, стилизованные под старинные канделябры. Этому помещению совсем необязательно хранить излишнюю суровость: для отделки стен подойдут светлые обои в ренессансном стиле, на полу будет прекрасно смотреться ковер яркой и веселой расцветки»[96].
Необарокко
В современном дизайне заметны тенденции к возвращению многих барочных мотивов, однако они нередко рассматриваются в несколько ироничном ключе. Если в оформлении дома в духе барокко используется стилизованная мебель, то говоря о таком интерьере, уместнее будет употреблять термины «историзм» или «эклектика».
К необарокко принято относить современную мебель и аксессуары, имеющие характерные черты данного стиля, в том числе по-новому интерпретированные.
Большим успехом пользуются люстры «дворцового» вида, но не из хрусталя, а, например, из пластика оптоволокна и даже алюминия, при этом их форма напоминает сложные многоярусные произведения XVIII века. Кресла, стулья, столы и канапе также довольно часто подражают мебели времен одного из Людовиков, копируя то завитки подлокотников, то изогнутые фигурные ножки, то рельефно причудливый декор[97] (Прил.Рис.7,8).
Несколько последних лет стиль необарокко очень популярен в дизайне интерьеров, и, как следствие, нашел отражение в дизайне мебели, светильников, отделочных материалов, аксессуаров и текстиля. Придя на смену строгому минимализму, этот стиль предложил яркие краски, контрасты, вычурные формы, необычные интерпретации старых моделей в современных материалах.
Ар Нуво
Облагородить и объединить в единый ансамбль все предметы повседневной жизни – вот высшая цель нового декоративного направления.
Ар Нуво[98] - это элегантный, многожанровый стиль, появившийся в начале 1880-х гг. почти одновременно во многих странах. Он известен под разными названиями: в Германии, как югендсиль, в Италии, как либерти, в США – как Тиффани[99]. В России он привычно именуется модерном.
Ар нуво синтезировал в себе все виды пространственных искусств. Его отличают удивительная целостность и художественная завершенность объектов, создание максимально гармоничной среды, органичное слияние конструктивных и декоративных элементов. Главная особенность стиля — отказ от прямых линий и углов в пользу плавных естественных форм с явно выраженной асимметрией (Прил. Рис.9). В основе «текучей», словно находящейся в постоянном движении орнаментики лежат стилизованные природные мотивы: набегающая волна, морские раковины, стебли лиан, павлиньи перья, крылья бабочек, экзотические цветы — лилии, ирисы, орхидеи... Излюбленная тема — изображение грациозной женской фигуры с длинными струящимися волосами.
Деревянный кессон на потолке, эркеров[100] – все эти характерные приемы содействуют созданию цельности помещения.
Обстановка в стиле ар нуво легка и изящна. В ней ощущается движение и таинственная неуловимость. На подсознательном уровне такой интерьер всегда тесно связан с личностью хозяина. Возможно, поэтому жилище в этом стиле трудно создать и почти невозможно повторить. «Интерьерам ар нуво свойственны свободная планировка, разноуровневые полы, асимметричные арочные проемы, геометрически сложные, часто скругленные формы окон. Пространство плавно перетекает из одной комнаты в другую, порой закручиваясь по спирали. Оформление нередко подчинено какой-то теме; морское дно, джунгли, цветущий сад. В любом случае этот стиль эксклюзивен»[101].
Современная мебель модерн отдаленно напоминает образцы начала прошлого века. Среди современных предметов нетрудно найти круглый обеденный стол, стулья с гнутыми спинками, типа «венских»[102], изящный стеклянный столик на кованых ножках, затянутую шелком ширму, диван с характерной обивкой, кокетливый пуфик... Шторы выполнены из цветной органзы, тюль с растительным рисунком.
Для создания интерьера в стиле модерн используются различные аксессуары, в том числе светильники в духе Тиффани. Он без ущерба для себя примет и современную бытовую технику, и даже ультрасовременную мебель.
В отделке помещений ар нуво используется большое разнообразие материалов: металл, камень, дерево, стекло, керамика, ткани, обои, гипс. Характерный для этого стиля кованый металл находит применение в обрамлении лестниц и арок, оконных карнизах, рамах для зеркал, светильниках, элементах мебели. Плоские ленты-стебли в кованом рисунке обычно дополняют объемными цветками из тонкой листовой стали. Нижнюю часть стен нередко обшивают деревом; окна, дверные проемы, зеркала украшают резными деревянными рамами. Стекло присутствует в интерьере в основном в виде витражей. «Особенно характерны для ар нуво объемные витражи в технике Тиффани из многоцветного стекла с абстрактным пластичным рисунком. Их используют не только на окнах, но и в качестве вставок в двери, межкомнатные перегородки, а также в декоре светильников, потолочных карнизов, плафонов, как правило с искусственной подсветкой»[103].
Стены чаще всего обтягивают тканью или оклеивают обоями с тканевой фактурой и растительным рисунком. Однотонные поверхности дополняют широким цветочным бордюром, который часто выкладывают из изразцов или мозаики. Иногда стены оштукатуривают, окрашивают в пастельные тона и украшают росписью, плоскорельефной гипсовой пластикой, а также мозаичными или керамическими орнаментальными панно, Полы чаще всего покрывают наборным паркетом из благородных пород дерева. «Потолки декорируют лепниной или витражными фонарями. Растительный орнамент плавно перетекает с одной поверхности на другую. В цветовой палитре ар нуво преобладают натуральные, природные оттенки. Излюбленные тона — лиловый, фиолетовый, пастельно-розовый, светло-серебристый, кремовый, салатный, снежно-голубой. Нежный, неяркий общий колорит часто дополняют радужной переливчатой игрой цвета»[104].
Для мебели в стиле модерн характерно светлое дерево - серебристый клен, выбеленная береза, светлые породы ясеня, розовое дерево, (Прил. рис 10). Фасадам корпусной мебели часто придают волнообразные контуры. Круглые или овальные столешницы устанавливают на витые деревянные или ажурные кованые ножки. Спинки стульев гнутые, ножки нередко асимметричны и напоминают ветви деревьев. Мягкие диваны с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками обиты шелковистыми тканями с характерным цветочным рисунком. Модерну свойственны разнообразные пуфики, тумбы, комоды, стеклянные витрины, а также ширмы со сложным и тонким рисунком. «В мебельном декоре присутствует резьба, инкрустации перламутром, слоновой костью, драгоценными металлами ценными породами дерева, накладки из меди или латуни»[105]. Но наибольший декоративный эффект производит причудливость форм, которая вовсе не исключает комфорта и практичности. Такую мебель трудно поставить на поток, она требует авторского дизайна и ручной работы.
Ар нуво относится к деталям с особым пиететом. Всевозможные вазы из фарфора или тонированного стекла, скульптуры из майолики, карнизы для штор с коваными наконечниками, декоративные подушки, овальные зеркала в причудливо искривленных рамах определяют «лицо» жилища. Особое внимание уделяется тканям — легким, текучим, мелколистым, с растительным рисунком.
Шторы подбирают в тон стенам; в драпировках часто присутствует асимметрия, а ламбрекены вторят линиям рисунка на шторах. Главную роль, несомненно, играют светильники: с шелковыми или стеклянными абажурами в форме цветка, с овальными матовыми плафонами, обрамленными резным деревом, торшеры на причудливых ножках бронзовые лампы под абажурами из витражного стекла, на которых изображены растения и насекомые.
Ар Деко
Ар деко[106] явился воплощением прекрасной и почти беззаботной эпохой между двумя мировыми войнами. Это стиль первых небоскребов Манхэттена и самых дорогих круизных лайнеров, вобравший в себя отдельные черты ар нуво, неоклассицизма, конструктивизма, этники и др. стилей.
Интерьеры ар деко при всей своей парадности обстановка в духе ар деко не кажется тяжеловесной (Прил. Рис.11, 12). В декоре преобладают архитектурные элементы — колонны и полуколонны, иногда в египетском стиле. Одна из характерных черт интерьера — использование для отделки стен панелей из ценных и редких пород дерева. Зачастую они украшены бронзовыми или позолоченными накладками, орнаментом. Более демократичный вариант — обои со стилизованным цветочным рисунком, отчасти напоминающим мотивы модерна, но более геометризованным. «Потолок часто оформлен лепным карнизом и может быть украшен росписями — особенно популярен африканский геометрический орнамент (зигзаги, треугольники, линии), заимствованный у художников-кубистов. Полы облицованы паркетом или полированным натуральным камнем.
В отдельном предмете мебели характерно сочетание нескольких геометрических форм (круг, овал, прямоугольник). Основной материал — дерево ценных пород, гнутая многослойная фанера. Стулья и кресла обиты экзотической кожей с выразительной фактурой или однотонной, но рельефной тканью. Для отделки использованы перламутр, эмаль, камни, металлические накладки»[107]. Один из парадоксов стиля — сочетание хромированных деталей (ручек, ножек, подлокотников) с отделкой из бамбука, кокоса и других природных материалов.
«Столы и корпусная мебель нередко изготовлены из стекла, иногда тонированного, или металла. Изысканный вариант отделки — сочетание цветной эмали и черного лака. Наиболее традиционные виды мебельного декора — интарсия и инкрустация»[108].
В интерьере царят экзотические породы дерева, африканские и египетские мотивы в декоре. Сегодня, когда ар деко снова вошел в моду, широко употребляются различные виды стилизации. Современные интерпретаторы нередко используют золотую и серебряную фольгу для отделки прикроватных тумбочек или изголовий. На полу расстилают натуральную шкуру— роскошь должна проявляться во всем.
Текстиль используется чрезвычайно широко, причем не только для драпировок или портьер. Вернувшаяся мода на ар деко принесла с собой тканевые абажуры для массивных настольных ламп с бронзовыми или деревянными основаниями. В качестве обивочного материала часто выступает кожа: ею отделывают не только мягкую, но и корпусную мебель.
В роли аксессуаров выступают самые разные предметы: от произведений абстрактной живописи до скульптуры в духе кубизма. «Характерны для ар деко и великолепные изделия из стекла — однотонного, с декоративными вставками подносы, обтянутые кожей, и изящные серебряные вещицы, а также бронза и эмаль, В декоре часто используются золото, «горящие» оттенки алого и лазурного в целом все выглядит очень дорого и крайне изысканно»[109].
Английский стиль
Будучи отражением национального характера, английский стиль сдержан, респектабелен, в меру консервативен и патриархален.
При оформлении помещений в английском стиле стенам уделяют основное внимание. Стены окрашивают в достаточно широкой гамме — от охристых, бежевых и золотистых оттенков до насыщенно-зеленых, терракотовых и красных (часто в три уровня). «Нередко нижнюю часть стен обшивают деревянными панелями, а верхнюю оклеивают обоями с классическими полосками, геральдическим или растительным рисунком: листья аканта, цветки граната, розы... Самый престижный вариант — стены, обитые тканью»[110]. Важно, чтобы выбранный для них оттенок гармонично сочетался с мебелью и текстильным декором. Пол выстилают доской или штучным паркетом и покрывают тонким слоем лака, который позволяет сохранить фактуру дерева. В прихожей, кухне и санузлах используют плитку с геометрическим рисунком. Белый потолок украшают карнизами и фризами под лепнину.
Традиционную английскую мебель отличают завершенность форм, плавные, слегка изогнутые линии, сдержанный резной декор, открытая текстура дерева. Особенно популярны мореный дуб, орех, тис темного цвета, красное дерево. Поверхности окрашивают, шлифуют, полируют и натирают натуральным воском либо лакируют и патинируют[111]. В декоре корпусной мебели преобладают резные карнизы и пилястры, инкрустации и интарсии, а также изящные латунные ручки и щитки замочных скважин.
«Столешницы письменных и ломберных[112] столов обтягивают тисненой кожей или сукном. Кожа, простеганная в стиле «Честерфилд»[113], присутствует также в обивке кабинетных диванов и кресел. Для гостиных часто используют обивку из шерстяных тканей и гобеленов.
Текстильный декор создают объемные драпировки на окнах и дверных проемах, украшенные ламбрекенами[114], фалдами, шнурами и кистями (Прил.Рис.13). Шторы, как правило, двухслойные: один слой состоит из прозрачной ткани с рисунком, второй — из более плотного однотонного материала. Дополняют впечатление декоративные подушки, пледы, покрывала, чехлы и обивка мебели, полог над кроватью, тканевые абажуры и т.д. Ткани для них используются добротные и солидные — бархат, гобелен, дамаст, кашемир, вощеный ситец, преимущественно в светлой, пастельной цветовой гамме.
Для кресел предпочтительна клетчатая обивка, для диванов — однотонная. С ней хорошо сочетаются льняные шторы в полоску или с цветочным орнаментом.
«Для гостиных характерны традиционные геральдические и растительные рисунки, для кабинетов строгие полоски, для спальни – букеты роз, а в кухне обычно преобладают мелкие рисунки, горошек, куриная лапка, «огурцы», шотландская клетка, которой нередко обивают диваны и кресла»[115].
Детали — вот что создает подлинную атмосферу английского дома. Популярны настольные и напольные фарфоровые вазы, художественное литье, предметы индийского и китайского искусства, картины маслом, акварели, гравюры, зеркала в золоченых рамах, гобелены. Характерные светильники — люстры с хрустальными подвесками, бра – подсвечники, фонари в арабском духе, настольные лампы (часто парные) с расписным керамическим основанием или на высоких латунных ножках. В кабинетах можно увидеть коллекции оружия, курительных трубок, охотничьих трофеев. В столовых и кухнях – полки и витрины с фарфоровой посудой. На полу – шерстяные ковры с восточным орнаментом, добавляющий интерьеру солидности и основательности.
В гостиной не обойтись без камина настоящего или декоративного. С полкой из темного дерева и набором обязательных аксессуаров: кованным экраном, вешалкой для бронзовых щипцов, кочерги и т. п. Возле него в соответствии с канонами стиля располагают кресла, диваны, невысокий чайный или кофейный столик. Не обходится английская гостиная и без комодов. Столь же традиционна витрина с коллекцией фарфора, особенно если гостиная объединена со столовой: в этом случае в центре комнаты обычно устанавливают круглый или овальный обеденный стол[116].
В кабинете выделяют три части: рабочую, зону отдыха и библиотеку. Для рабочей части характерен массивный, чаще двухтумбовый, стол, украшенный резным декором, и обтянутое кожей кресло. Библиотека обычно представляет собой ряд книжных шкафов с застекленным верхом и закрытым низом, которые часто занимают всю стену. Зона отдыха — это диван и кресла возле чайного или ломберного столика. Более компактный вариант—вольтеровское кресло с высокой спинкой, деревянными подлокотниками и резными ножками. Еще одна характерная для английского кабинета черта—стены, обшитые дубовыми панелями (буазери[117]).
В искусстве имитации старинной английской мебели преуспели не только британские, но и итальянские и немецкие производители мебели. И все же лишь в Великобритании знают традиционные технологии и подлинные секреты ручной обработки дерева. В числе известных английских мебельных компаний — TUDOR OAK, ROYAL OAK, BEVAN FUNNEL, EFMA, WILLIAM SHEPPEE и ряд других. Воспроизводя старинные образцы, английские мебельщики не забывают о том, что их изделиями пользуются жители XXI века[118].
Этнические стили
Существует двусторонняя связь между национальными традициями организации среды и их образным отражением в современных интерьерах. Национальные традиции служат той идейной базой создания художественно-эстетических композиций. В свою очередь, определенные модели организации среды играют роль маркеров национального своеобразия, способствуют этнической идентификации людей, сохранению культурных традиций. Через художественный образ интерьера происходит приобщение современного человека к культурному многообразию мира.
В интерьерной композиции национальные традиции могут быть выражены через архитектурно-пространственный компонент, предметное наполнение функционально-декоративного и декоративного характера и колористику. Соответственно, в процессе художественно-эстетической организации интерьера в «этническом», или традиционном, стиле необходимо обращение к культурным традициям в сферах организации среды (проксемики[119]), народно-художественного творчества, образной и предметной символики позволяет вычленить такие элементы и характеристики, которые будут создавать «национальный имидж» интерьера. Эти же пласты культурных традиций, рассмотренные в историческом контексте, будут служить той информационной базой, на которой возможно проведение анализа современного интерьера, выполненного в «этническом» стиле (Прил.Рис14).
Индонезийский стиль.
Индонезия поражает роскошью природы и ярким своеобразием культуры. Эта страна причудливо переплавила в единое целое достижения многих цивилизаций. Неудивительно, что необычный и эклектичный индонезийский стиль на протяжении долгого времени владеет умами любителей этники.
В состав Индонезии входит более 13,5 тысяч островов, население которых очень неоднородно в плане культуры, религии и даже расовой принадлежности. Уже поэтому невозможно говорить о каком-то едином для всей страны стиле. На протяжении многовековой истории Индонезия соприкасалась с культурой и менталитетом разных стран и народов. Неоспоримое влияние на формирование индонезийского стиля оказали Индия и Китай, начиная с XIII века — исламские традиции, а позже — европейская колонизация[120].
Индонезийский стиль родился в условиях экваториального климата, и его трудно адаптировать к другим широтам, он предполагает не столько следование каким-то конкретным принципам планирования жилого пространства или его отделки, сколько применение традиционными ремесленных техник для изготовления вполне современных предметов интерьера (Прил.Рис.15).
До сих пор аутентичные резные панно со старых домов высоко ценятся в Индонезии — ими принято украшать стены в современных интерьерах. Особенным спросом пользуются двери из Кудуса (Восточная Ява), в оформлении которых отчетливо просматривается местный почерк: тонкая высокорельефная резьба, иногда раскрашенная. Характерный пирамидальный потолок оформляли балками с искусной резьбой.
Большая кровать с пологом появилась лишь в XIX веке, равно как и другие предметы европейской мебели: столы, стулья и т. д.
За годы общения с европейцами жители Индонезии научились производить любую мебель, вплоть до столов и шкафов, этажерок и тумбочек. «Точкой отсчета развития моды на колониальные интерьеры в индонезийском стиле можно считать середину XVIII века. Именно тогда голландские купцы впервые привезли в Европу стулья из мореного дерева с плетеными ротанговыми сиденьями. Современное сознание относит к индонезийскому стилю мебель из массива тика, махагони, мербау[121], гевеи[122], розового или пальмового дерева, богато декорированную резьбой или выполненную в рустикальном стиле[123] — с грубыми, тяжелыми формами. Неровные поверхности имеют фактуру проморенного дерева, нередко имитируют обработку топором и следы, оставленные жуками-древоточцами. Искусство резьбы по дереву, камню и кости исстари развито в Индонезии; особенно богатыми традициями славятся острова Ява и Бали.»[124] Последнего практически не коснулась исламизация, и потому там до сих пор преобладают статуи и живописные изображения мифологических персонажей. Для яванских мастеров характерны сложные декоративные композиции, украшающие мебель, домашнюю утварь и даже носы лодок. В этом декоре заметно мусульманское влияние: узоры содержат главным образом растительные мотивы. Экраны, ширмы, настенные панели, выполненные в технике сквозной резьбы, и сегодня с успехом используются в оформлении помещения в этническом стиле.
Плетение широко распространено по всей Индонезии. Самые изысканные плетеные изделия до сих пор изготавливаются на острове Ломбок. Материалом служит практически все: бамбук, ротанг, морские водоросли, солома. Легкая и прочная плетеная мебель, которую одинаково успешно можно эксплуатировать и в помещении, и на открытом воздухе, давно стала своеобразной визитной карточкой индонезийского стиля. Сегодня традиционное плетение дополняется современными технологиями — появилась плетеная мебель на металлокаркасе[125]. Эта модель в стиле «тропический модерн», то есть колониальная разновидность ар деко, была сконструирована в 20-х годах прошлого века. Для индонезийского стиля до сих пор характерно сочетание массива древесины и плетения. В мебельных фронтах гладкий деревянный каркас зачастую комбинируют с плетеными фрагментами. Характерны также сочетания ротанга и тика с кожей. Предметы мебели и быта часто орнаментированы геометрическими узорами, украшены аппликациями, мелкими ракушками, перламутром, скорлупой кокосовых орехов, панцирем черепахи, бисером, кожей[126].
Еще один традиционный промысел, широко используемый в современном этнодизайне,— батик на хлопчатобумажных и шелковых тканях. Исследователи насчитывают несколько тысяч батиковых узоров—это настоящая сокровищница национальной орнаментики. Особенно выигрышно эти шедевры выглядят в качестве акцентирующей детали интерьера: на подушках, в виде скатертей или занавесок. Дорогие батики выполнены по трудоемкой, многоуровневой технике ручной окраски, более дешевые — в технике штамповки. Непременными аксессуарами традиционного интерьера являются многочисленные коробочки и ящички для хранения припасов и специальные подносы на ножках — их украшают цветами и используют для сервировки пищи или напитков. Дополнят картину светильники из бронзы и терракоты, лампады с благовониями, холодное оружие и традиционные индонезийские куклы — тростевые марионетки и плоские персонажи театра теней «ваянг пурво», выполненные из прорезанной буйволовой кожи. Национальную принадлежность интерьера подчеркнет и индонезийская мелкая пластика: буддийская скульптура из металла и древесины ценных пород, ритуальные маски, корзиночки из высушенных цветов гвоздичного дерева, резные стилизованные фигурки людей, животных, птиц и рыб.
Индийский стиль.
Клинчатая арка в Индии вплоть до мусульманского завоевания была неизвестна. Литературные источники говорят о сказочной роскоши парадных дворцовых интерьеров, в которых были полы из драгоценных камней, жемчужные сетки в окнах, покрытые коврами лестницы, стенные росписи. Камень и обожжённый кирпич употреблялись редко, поэтому ни самих строений, ни элементов отделки и оборудования не сохранились до наших дней[127]. В дошедших до нас изображениях мебели господствуют довольно простые формы - табуреты с круглыми и прямоугольными сидениями, на которые клались подушки, лавки, кровати с плетёными плоскостями для лежания. Известно также, что в этот период появилась мебель из гнутой древесины[128]. Присущий индийским мастерам вкус к повышенной декоративности и сложной орнаментике нашёл воплощение в используемой ими технике цветного лакирования, в том числе с многослойным нанесением лака и последующим процарапыванием рисунка, а также резьбе по дереву. Развитие лаковых техник обязано богатству Индии различными смолами. В отличие от монументально - декоративной живописи древнего Египта и Месопотамии, живопись древней Индии решалась как полихромный ковёр, сплошь покрывающий стены и потолок. В декоративных росписях, покрывающих обычно потолки, обрамления дверей и ниш, присутствует флоральная орнаментация.
В современном индийском стиле используют яркие и необычные предметы интерьера. Их многообразие порождено многовековой историей страны, а также и культурными традициями, которые формировались в каждом индийском штате. Характерные черты традиционного индийского жилища – это деревянные колонны с изящными резными капителями, узорчатые арки, а также разнообразные ниши и проемы, забранные ажурными сквозными решетками. «Сводчатые потолки часто расписывают, среди геометрических рисунков – круги, символизирующие Солнце. Двери декорируют резьбой или инкрустируют перламутром, латунью, мраморными пластинками. Полы выкладывают камнем. Стены красят или покрывают штукатуркой. Преобладающая цветовая гамма – бежево-коричневая; ее часто дополняю различные оттенки красного, синего, бирюзового и оранжевого цветов»[129] (Прил.Рис.16).
Для мебели характерны достаточно простые формы с включением округлых, гнутых элементов, обильный декор, часто целиком покрывающий поверхности. Наиболее популярный прием украшения - бомбейская мозаика[130]. Широкое распространение получила обработка точеных элементов мебели и цветными лаками. В том числе техника многослойного лакирования. Часто встречаются росписи с изображением танцовщиц, божеств, животных (раджистанский стиль). Основными материалами для изготовления мебели служат тик, орех, самшит, розовое дерево, местная порода шишам. На юге страны развито производство мебели из тростника и бамбука. Эти материалы покрывают лаками, морилками или красками на растительной основе, для полировки используют натуральный воск. Большие плоскости часто набирают из отдельных квадратов, стянутых коваными металлическими полосками. Специальные натуральные пропитки помогают визуально состарить древесину.
«Наиболее популярные предметы мебели - это невысокие шкафы, буфеты, резные этажерки, кованые сундуки, комоды с множеством выдвижных ящичков. Дверцы или боковые стенки шкафов часто выполнены в стиле «джали».[131] Не менее популярен гардероб с дверцами полностью покрытыми резьбой или разделенными на квадраты металлическими полосками. Подобный декор используется и для низких столиков на прямых толстых ножках, выполненных в стиле «джали». Распространенное интерьерное решение — набор столиков разной высоты, их можно ставить один под другой. Оригинальный облик имеют столики в стиле «тайбл»[132].
В том же стиле часто выдержаны национальные индийские скамьи. Более изящная полировочная лавочка с решетчатой спинкой, подвешенная в широком проеме, превращается в столь любимые индусами домашние качели. Их бронзовые подвесы нередко представляют собой настоящие произведения искусства. Для сидения в комнатах чаще всего используют табуреты - круглые, с точеными ножками и плетеным сиденьем, а также полностью ажурные или ярко раскрашенные.
Кровати чаще всего представляют собой деревянную раму на ножках, которая может быть каркасом для плетеной поверхности или основанием для соломенного матраса. Изголовьем, как правило служит ажурная резная панель. Кровать пышно декорируются подушками и прозрачным пологом. Возле нее особенно уместны традиционные индийские ширмы с ажурной резьбой, лаковыми миниатюрами и вставками из металла[133].
Текстильный декор поражает богатством фактур и отделок: тонкий, слегка шероховатый на ощупь индийский шелк, бархат, парча, органза, золотая тесьма. Легкие занавески на окнах дополняют тяжелыми, расшитыми вручную портьерами с кистями. Кровати украшают неяркие парчовые или расшитые бисером и зеркальными пайетками[134] покрывала. Декоративные подушки разной формы одеты в такие же чехлы. Стены завешивают искусными ласкутными панно, редкими и дорогими кашемировыми шалями, а также шелковыми коврами.
В индийских интерьерах аксессуары чрезвычайно многообразны: светильники из разноцветного стекла, колокольчики, шахматы из сандала, курильницы для благовоний, резные шкатулки, металлические вазы, кальяны. Очень популярны фигурки животных, особенно слонов, выполненные из дерева или папье-маше, обтянутого кожей, а также традиционная индуистская бронзовая скульптура. Жители Индии любят украшать стены разнообразными панно — резными или инкрустированными, из контрастных по цвету пород дерева, а также из поделочных камней, закрепленных на холсте. Нередко на стенах развешивают парадное оружие. Очень привлекательно выглядит национальная посуда — блюда для блинов, коробочки для специй и т. п.
Арабский стиль
«Берберский, мавританский, марокканский или марракеш — все это разные ипостаси одного стиля, имеющего арабские корни и впитавшего исламские традиции. Его также часто именуют ближневосточным, хотя с географической точки зрения это не совсем верно».[135]
Внутренняя отделка. Визитная карточка арабского интерьера — тонкая вязь орнаментов - арабесок, в которых геометрические фигуры переплетаются с растительными мотивами. Арабески выполняют в технике росписи или мозаики и обильно наносят на оштукатуренные стены и потолки, часто имеющие сводчатую форму. «Стены нередко отделывают деревянными панелями, драпируют дорогими тканями - бархатом, парчой, шелком, муаром, органзой, или завешивают коврами. Полы выкладывают плиткой и застилают пестрыми келимами[136]. Очень характерны решетчатые двери, способствующие свободному движению воздуха»[137]. Дверные проемы в форме стрельчатых арок или подков часто декорируют росписью, резными наличниками, мраморной мозаикой, тонкими колоннами, а окна закрывают резными ставнями.
Большинство арабских народов — в прошлом кочевники, и потому они не привыкли к обилию мебели. Пожалуй, главный предмет восточной обстановки — низкие и широкие диваны, обитые шелком, атласом или кожей верблюда. Любимое место отдыха — низкие, покрытые коврами оттоманки, которые нередко используют в качестве кровати. Спальное место отгораживают ширмой. Шкафы обычно бывают невысокими; часто их заменяют стенные ниши с резными или наборными дверцами. Популярны этажерки, стоячие и подвесные буфеты, комоды, консоли, трюмо, сундуки, невысокие столики с многоугольными или круглыми столешницами (иногда в виде медного блюда). Всю мебель изготавливают из твердых пород дерева. Спинки стульев, комоды и сундуки часто обивают кожей, украшенной тиснением, позолотой и ажурными металлическими накладками.
Основу мебельного декора составляет изящная резьба по дереву, в том числе резные накладки из ливанского кедра или туи.
Деревянные поверхности часто украшают инкрустациями[138]. К традиционным способам декора мебели относятся также латунные вставки с чеканкой, ручная роспись, позолота, перегородчатая эмаль, мозаика из мелкой плитки или смальты на столешницах. Популярны кованые детали: изголовья кроватей, основания столиков, карнизы, кронштейны для полок (Прил.Рис.16). Уникальная черта арабской мебели — мозаика из тонких деревянных палочек. Сложенный из них рисунок закрепляют на деревянных пластинах, дополняют перламутровыми вставками, а затем покрывают лаком или полируют.
Для восточных интерьеров характерны тканевые драпировки не только на окнах, но и стенах. Над кроватями часто устраивают балдахины и пологи. Оттоманки и кресла традиционно застилают покрывалами из верблюжьей шерсти: на этом фоне прекрасно смотрятся парчовые и бархатные подушки и валики, украшенные кистями, вышивкой, бисером. На полу, стенах, диванах красуются тканые шелковые и шерстяные ковры с геометрическими и растительными орнаментами — те же узоры можно увидеть на подушках и драпировках. Особенно популярна в интерьерах шелковая парча, затканная золотом и серебром. Многоцветная ткань, которую до сих пор выделывают по средневековым образцам и на основе старинных технологий, не выглядит слишком яркой благодаря мелкому узору и мягкому мерцанию металлической нити.
В традиционных арабских жилищах светильники поражают разнообразием форм и декора: кованные из железа, латуни или медного сплава, вырезанные из кожи, с круглыми или многогранными латунными колпаками... Кованые модели часто покрывают коричневым лаком, а кожаные тонируют хной или соком гранта характерны для восточного стиля фонари с гранями из цветных стеклышек, кованые светильники в форме звезд, изящные позолоченные или чеканные подсвечники. Светильники украшают длинными нитями из разноцветного бисера и шелковыми кистями. Люстры обычно подвешивают к потолку на цепях. Абажуры и корпуса настольных ламп нередко выполняют из стекла и расписывают вручную.
Красочная стеклянная мозаика и сложные ажурные узоры наполняют пространство необычными световыми эффектами.
Среди предметов, украшающих арабские интерьеры, нельзя не назвать разнообразные кальяны, курильницы для благовоний, коллекции оружия, зеркала в костяных рамах, инкрустированные доски для шахмат и нард... Особое место отводится посуде. Традиционные глиняные изделия лепят вручную, без гончарного круга, сушат на солнце и полируют камнем; затем некоторые из них обтягивают кожей, инкрустируют латунью и костью. На медные блюда, вазы, кувшины наносят плоскую гравировку или чеканку, затем изделие искусственно старят. Стеклянные предметы декорируют ручной росписью цветными эмалями и золотом. Мелкую посуду размещают в буфетах, нишах и на открытых полках, а большие вазы, кувшины, чаны ставят прямо на пол. Чеканные металлические, а также резные деревянные блюда развешивают по стенам.
«Обстановка традиционного арабского дома отличается яркими, сочными красками: красная киноварь, бирюза, темно-синяя лазурь, золото... Поражают воображение неожиданные сочетания цветов: лиловый с зеленым, синий с оранжевым и т. д. Такое многоцветие характерно для текстильного декора и изощренных узоров, которыми изобилуют ткани, ковры, мозаичные поверхности, мебель. Прекрасный фон для этого буйства красок создают белые стены, мебель из темного дерева или черного металла, покрывала, сотканные из некрашеной верблюжьей шерсти, полы, выложенные керамической плиткой песочного или терракотового цвета. Наиболее характерные фоновые тона, приглушающие излишнюю яркость и пестроту, принадлежат к бордово-коричневой гамме.
Из всех вариаций на восточную тему наиболее востребован европейцами стиль марракеш. Он соединил арабскую роскошь с европейской сдержанностью и прекрасно вписывается в современные интерьеры»[139].
Китайский стиль
Культура Китая одна из древнейших в мире. В отделке жилых и парадных помещений периода Мин часто использовались бумажные обои и шелковые ткани. Особую нарядность и декоративную пышность облику дворцов придавали резные балюстрады и лестницы каменных террас, являвшихся как бы продолжением интерьеров стоявших на них полихромных павильонов. Стены этих павильонов обычно окрашивались в красный цвет, кронштейны расписывались голубой, зеленой, белой краской и золотом.
Для китайской архитектуры очень характерна устойчивость строительных и художественных традиций, которые незначительно менялись в различные периоды.
B интерьере нет ни одной архитектурной поверхности, лишенной цветного или рельефного декора. Деревянные стены, колонны, балки, многоярусные доу-гуны карнизов украшены орнаментом из красного и золотого лака. Потолок покрыт мелкими резными кессонами. Возвышающийся в центре высокий помост для трона, похожий на миниатюрное архитектурное сооружение со сложной системой лестниц, украсившей символическими фигурами животных, священными сосудами, мелкой резьбой. В наружных террасах каменная резьба покрывает даже ступени лестниц.
«Обстановка жилых и дворцовых интерьеров Китая более разнообразна чем в Японии и в других странах Дальнего Востока. Среди предметов мебели были стулья, кресла, табуреты, кровати, полки различной, часто довольно сложной конфигурации, столы, подставки для ваз, ширмы»[140]. Материалом служило дерево местных хвойных и твердых пород, тик, черное и розовое дерево, а также бамбук, изделия из которого имели жесткие прямоугольные формы. Наиболее распространенным видом отделки мебели была лаковая техника: красный, коричневый или черный (чаще всего) фон с золотой отделкой. В парадной мебели использовалась также интарсия и инкрустация слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, металлами и полудрагоценными камнями. Китайские кровати представляли собой довольно широкие кушетки с ажурными спинками с трех сторон. Иногда кроме спинок кровати имели и «крышу», превращаясь в некое подобие шкафа для лежания[141].
Наиболее оригинальным национальным видом мебели в Китае были лакированные табуреты-столики, одинаковые по высоте, но разные по длине и ширине. Такие столики, служившие как чайные, сервировочные и как подставки для цветов и ваз, составляли своеобразные гарнитуры, могли складироваться, устанавливаясь пирамидой друг на друга или вкладываясь друг в друга. «В богатых жилищах широко использовались также небольшие лаковые столики с обильно украшенными затейливой резьбой царгами. Кроме табуретов для сидения использовались складные стулья с Х-образными ножками и кожаным сидением, а также стулья и кресла с прямыми ножками, спинка которых часто имела вид декоративной решетки. В XVIII в. (одновременно с Европой) в ножках парадной мебели появляется S-образная форма»[142].
Кроме мебели в обстановочный комплекс китайских дворцовых интерьеров входили вазы из фарфора, металла, а в период Цин также из стекла и горного хрусталя, мелкая пластика из керамики, бронзы и серебра, пейзажная живопись на шелке и на бумаге, лаковые шкатулки, курильницы и другие произведения декоративно-прикладного искусства. Эти предметы, также как и парковая архитектура Китая, были очень популярными в Европе XVIII в. и оказали определенное влияние на формирование стиля рококо. Элементы предметного наполнения, как и элементы архитектурно-пространственного компонента, выполнены в традиционной либо в стилизованной манере. В большей степени стилизация касается предметов функционально-декоративного назначения – мебели, ширм, экранов. Среди элементов декоративного назначения признаки стилизации наиболее заметны у деревянных решеток в рисунке резьбы, особенностях локализации в интерьерном пространстве. Художественный фарфор и керамика, произведения живописи и каллиграфии, фонари выполнены всегда в традиционной манере, с соблюдением технологических и эстетических стандартов. Характер их размещения в интерьере выдержан в классическом стиле[143].
Планировка отдельных зданий и ансамблей подчинялась правилам системы «фэн-шуй»[144].
«Наиболее распространенными являются растительные и зооморфные символы. Из них явное предпочтение отдается дракону, фениксу и бамбуку, олицетворяющим соответственно несокрушимую мощь нации, мир и спокойствие, долголетие и жизненную стойкость. Среди символов-иероглифов и антропоморфных символов самыми представительными являются те, которые связаны с пожеланиями долголетия и счастья. Визуально-образные символы могут выступать в качестве мотива орнаментального декора архитектурно-пространственных элементов и объектов предметного наполнения, либо темы самостоятельного произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства»[145]. Они могут выдерживаться в традиционных канона, либо являться трансформированным, стилизованным вариантом сложившихся стандартов. К традиционной символике относятся и некоторые элементы предметного наполнения (фонари, «узлы счастья», и др.), несущие позитивную смысловую нагрузку (Прил.Рис.18,19).
Современный китайский стиль выстроен на характерных акцентах.
Экзотический стиль интерьера в основном припускает этнические мотивы. Китайский стиль, конечно, во многом выстроенный за счет характерных акцентов, но не обходится без других узнаваемых деталей. Внутреннее пространство дома аксессуарами, в которых безошибочно угадывается Китай: легкие занавески в дверных прорезах с иероглифами, или маленькие фигурки китайских мандаринов и воинов на полках, или покрытый тонкой росписью по голубому шелку китайский зонтик в прихожей.
Как ни в какой другой культуре, понятие пространства в Китае имеет значение. Так, внешняя простота плавных или округлых изгибов всегда несет в себе возражение прямых и резких линий.
Как правило, любое китайское сооружение имеет несколько опор, которые отвечают стихиям огня, воды, воздух и земли. Они могут быть стилизованными, выполненными из гипса и отодвинутыми к стенам или совсем утопленными в них. В интерьере, выполненном в китайском духе, попросту нет мелочей. Практически каждая его деталь оригинальная, неповторимая и играет важнейшую роль в аранжировке пространства, будь то китайская ширма или небрежно брошенная на кушетку подушка. Например, важнейшим элементом оформления является украшение и форма двери и окон. И расположение их также не может быть.
Мебель при оформлении играет не последнюю роль. В этом случае она как никакой другой элемент интерьера очень консервативна, так как отвечает канонам и обычаям, которые оставались неизменными на протяжении две тысячи лет. При оформлении квартиры основным элементом может стать плетеная из бамбука кушетка. Используются простые плетеные стулья, табуреты, столики или подставки для ваз разной формы, ширмы и экраны, разрисованные пейзажами, или карликовые деревья в стилизованных кадках, столик украшенный ажурной царгой[146]. Все это прибавляет особый оттенок восточного колорита интерьеру дому.
Японский стиль
«В основе древнейшей японской религии — синто лежало обожествление всего окружающего мира, населенного невидимыми духами. Одушевленностью и святостью наделялась природа во всех ее составляющих и проявлениях (горы, вода, цветы, деревья» радуга и т. д.). Характер средневековых японских культовых и светских интерьеров в огромной степени был производным от религиозно- философских установок синто и буддизма. Синтоистская вера воспитывала чуткость и любовь к природе, умение наслаждаться ее красотой.
Граница между интерьером и внешней средой также не была жестко фиксирована, так как некоторые стены представляли собой подвешенные к потолку решетчатые ставни («ситомидо»)[147].
Под влиянием основных положений дзенской философии о необходимости гармоничного единства человека с окружающей его природной и созданной руками предметно-пространственной средой были выработаны новые принципы и композиционные приемы формообразования жилища, которые привели к возникновению принципиально нового стиля — «сёин-дзукури»[148]. Этот стиль получит особенно широкое распространение на протяжении всего позднего средневековья.
В интерьерах стиля сёин главный строительный материал — дерево применяется без покраски, скрывающей его естественную фактуру. Во всех элементах отделки и оборудования отсутствуют яркие цвета, резьба и другие виды декора.
Одним из важнейших нововведений этого периода было использование стационарных толстых соломенных циновок «татами», которыми сплошь застилался пол комнат.
В японской архитектуре в средние века сложились приемы создания мобильного трансформируемого «перетекающего» пространства, при помощи которых стало возможным минимальными средствами проводить функциональное зонирование помещений. Для создания интерьеров в китайском стиле этот метод широко используется во всём современном мире. Главным композиционным местом жилого интерьера часто являлась ниша с приподнятым полом — «токонома», в которой обычно вешался свиток и ставилась ваза с цветами, «икэбана», искусство аранжировки которых достигает очень высокого уровня[149].
Дверной проем в чайный домик делался низким с расчетом, чтобы входящий нагибался, как бы демонстрируя свою отрешенность от мирских суетных мыслей и дел.
При ограниченной площади жилищ одна и та же комната могла служить в разное время столовой, спальней и рабочим кабинетом. Достаточно было вынуть из встроенных шкафов с раздвижными дверками постельные принадлежности и развернуть их на циновках или поставить низкий столик для трапезы или работы. «Кроватей до XIX в. в Японии не было. Вместо подушки часто использовалась специальная подставка для головы, представлявшая сплетенный из тростника крутящийся цилиндр, поддерживаемый деревянным каркасом»[150].
Техника лакирования, заимствованная из Китая, использовалась как в отделке архитектурных деталей, так и в мебели начиная с периода Нара. Декоративная резьба и сложная профилировка отсутствовали. Своеобразным элементом декора могла быть металлическая фурнитура.
Среди наиболее распространенных предметов были также деревянные переносные ширмы, затянутые бумагой или расписным шелком, бумажные фонари с реечным каркасом и встроенные полки («шигай-дана»), на которые можно было класть мелкие предметы. При отсутствии в помещении специальной ниши токонома ее заменяла ячейка-ниша, устраиваемая в системе этих полок, куда можно было вешать свиток, ставить икэбана или небольшую скульптуру. Корпусную мебель в Японии начали изготавливать только во второй половине XIX в., причем первоначально она шла преимущественно на экспорт[151].
Японский стиль по свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль. Это минималистко - декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. Внутреннее устройство помещений сводит к минимуму мебель и прочие привычные атрибуты дома. Японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели, поверхность мебели и стен гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. В стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты. Типичная деталь - японская раздвижная стенка, и конечно, бамбуковая мебель. Вместе с тем, нередко как контраст, используются темные натуральные цвета. Иероглифы - почти неизбежный атрибут оформления жилья "под Японию. "В таком интерьере прекрасно вписывается скромная невысокая мебель, диванчики и столы разной высоты (Прил.Рис.18,19).
Философия японского дома тесно связана с природой - с точки зрения материалов, цвета, композиции. Но главная его "природная" черта - это возможность трансформироваться, изменяться, расти. Все эти качества специалисты постарались "привить" интерьеру, в котором японское звучит не прямо, а лишь тонким подтекстом. Основная часть жилища - открытое пространство, включающее в себя зону гостиной, открытую кухню, чайный подиум, столовую и рабочее место. Границы зоны обозначены перегородками из матового стекла, которые стилистически напоминают традиционные японские бумажные ширмы[152].
В японском стиле нередко используют также лампы, напоминающие японские фонарики. Японский стиль лаконично вписывается в требование к интерьеру - быть современным и уютным жильем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели сложную проблему межкультурных коммуникаций в сфере дизайна интерьера. На основе обширного материала исследований мы можем подойти к следующим выводам: Водам. культурный обмен в системе международных отношений – это сложное комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса.
Феномен культурного обмена, диалога культур прослеживается ещё с древнейших времён. Так персы заимствовали элементы архитектуры у покорённых ими народов, создавая свою неповторимую культуру. В частности, просторные многоколонные залы, окружённые портиками шестиметровой высоты были заимствованы у Мидии, декоративные мотивы - крылатый бык с бородатым человеческим лицом они переняли из предшествующих культур этого региона, а интерьер жилых домов сохранял ассиро- вавилонские черты.
Многие виды древнегреческой мебели оказали влияние на формообразование мебели Древнего Рима, а спустя 2 тыс. лет на формы ампирной мебели. Мебель в стиле ампир использует большинство характерных черт из античной архитектуры и скульптуры, наполненный египетскими мотивами. Несмотря на обычай сидеть на земле, именно египтяне первыми создали развитую мебель для сиденья. В основном это низкие скамеечки и стулья. Здесь возник и прототип первого складного стула. Одним из ведущих мотивов ампира выступают львиные лапы - олицетворение имперской мощи, изображение, лотоса, фигуры сфинксов и богов.
В Европе ампир наиболее ярко проявился в интерьерах загородных резиденций императора Наполеона Бонапарта. Оформлением дворцов Тюильри, Сен-Клу, Фонтенбло занимались французские архитекторы Ш.Персье и П.Фонтен, которые считаются создателями этого стиля в интерьере. В России с ампиром связан поздний этап классицизма, расцвет парадных интерьеров. Торжество военных побед дополнило декорационную схему символами древнерусской воинской славы, придало стилю национально – патриотический оттенок. Примером этого стиля является интерьер Белого зала Михайловского дворца творения архитектора К.И.Росси, который сохранился без изменений. Белые стены с живописными «вставками», росписи плафона, падуг включают орнаментальные мотивы античности. Львиные лапы на ножках мебели – египетские мотивы.
На протяжении всей своей истории римская архитектура и искусство заимствовали многие черты у культуры завоеванных Римом стран и народов. Особенно сильное влияние в этом отношении оказала Греция. Романские шкафы ведут свое происхождение от греческих и египетских сундуков, поставленных вертикально или друг на друга. Конструкция стульев на трех ножках а также складных стульев была унаследована из античной мебели, модели которых мы используем и в наши дни.
Родиной готической архитектуры является Франция. Этот стиль возник на основе романской культуры. В соборах, выполненных в готическом стиле, широкое распространение получило витражное искусство. Сейчас даже трудно представить себе существование исторического периода, когда стекло не было известно человеку. Археологическими раскопками подтверждено, что первые стеклянные изделия были найдены на территории Египта, Древней Месопотамии и Финикии датируемые 2450-м годом до н.э. Усовершенствованная технология производства и изобретение новых видов стекла стали залогом фантастического успеха и популярности витражей в Новом Свете, рождению которых мы обязаны Луису-Комфорту Тиффани. Вторую жизнь обретает искусство средних веков в отделке интерьеров Зимнего и Мраморного дворцов в Санкт-Петербурге. Стиль Неоготика стал в России к концу XIX века очень популярен и часто использовался при оформлении библиотек, кабинетов во дворцах и особняках.
Также готические конструктивные и декоративные приемы использовались арабскими мастерами в восточной Испании в XIII— XIV вв. Еще с древнейших времен мусульманская культура испытала большое влияние культуры завоёванных народов (византийцев, египтян, персов, римлян) и создала свой оригинальный стиль, который христиане именовали "стилем сарацинов". Под влиянием Востока вошли ковры в убранство интерьеров эллинистической эпохи, которые пользовались мировой известностью.
В эпоху Возрождения происходит синтез нового духа в Италии который, разрушая окончательно Средневековье, открывает новую эпоху. Зодчие Ренессанса, классицизма, неоклассицизма отталкивались от античности как от канона. Гостиные и спальни знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. Этот архитектурный стиль эклектичный и скорее декоративный, чем конструктивный. Формальные элементы стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Мебельное искусство Англии этой эпохи развивалось под влиянием голландских образцов, а в Германии оно длительное время «подчинялось» двум стилям – готическому и ренессансному.
Художественно-эстетическая организация интерьера сочетает традиционные подходы к композиции и творческую интерпретацию культурных канонов различных стран, этнический стиль. Так наиболее сильное влияние "китайский стиль" оказал на английское мебельное искусство середины XVIII века, и в частности на один из периодов деятельности известного английского мебельщика Томаса Чиппендейла. В истории английской мебели это была недолго длившаяся, капризная мода. Характерным для этой моды было повсеместное увлечение китайской решеткой, декоративными планками. Китай открыл для мира вазы из фарфора, металла, стекла и горного хрусталя, мелкую пластику из керамики, бронзы и серебра, пейзажную живопись на шелке и на бумаге, лаковые шкатулки, курильницы и другие произведения декоративно-прикладного искусства.
Если китайское искусство столетиями оказывало сильное влияние на прикладное искусство Европы, то японские изделия появились в Европе только в конце XIX века. Японское прикладное искусство превосходило не только художественное ремесло других азиатских стран, но и плодотворно влияло на него и на европейское искусство.
В японском быту использовались маленькие комоды, из легких светлых пород древесины, с металлической фурнитурой. Эта мебель оказала сильное влияние на мебельные формы стиля модерн, возникшего в конце прошлого века, а также на стилевые эксперименты двадцатых годов - формализм. Большое влияние на развитие современных мебельных форм, в основном - легкой динамичной мебели, оказала японская мебель XVIII-XIX веков. Европейское искусство в последний период историзма испытывало настолько сильное влияние японских форм, особенно орнаментики, что на всемирной выставке в Париже в 1878 году развернулось целое движение. Японское влияние также чувствуется в стиле модерн конца столетия.
В современном интерьере часто используются африканские мотивы. Африка насытила собою три европейских стиля: ар деко, колониальный стиль и этностиль. Разновидностью этого стиля так же является марокканский стиль. Это одно из самых экзотичных смешений нескольких культурных слоёв - мавританского, арабского, берберского и европейского. Римляне, испанцы, англичане - все они оставили здесь следы своей культуры, но самым сильным оказалось влияние французов. Однако это отнюдь не выражается в навязывании европейских архитектурных канонов, это органичный синтез европейских и североафриканских элементов.
Таким образом, стиль может строго соответствовать уже сложившемуся направлению в интерьере, он может быть и смешанным, исполненном в классическом стиле, могут присутствовать предметы мебели и отдельные элементы, выполненные в современном дизайне.
В культурный диалог вовлечены все страны мира, народы, независимо от их религиозной, культурной, политической принадлежности. Представление человека о красоте менялось со сменой эпох. Новые возможности научно технического прогресса принесли нам новые материалы, появились возможности сделать окружающие предметы более сложными.