Состав Координационного совета при главе г. Сургут

    В соответствии с п. 9 Положения о координационном совете Решения совета носят рекомендательный характер, направляются во все необходимые инстанции.

    В 2019 году проведено окружное социологическое исследование, посвященное изучению состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в рамках комплексного исследования по заказу Департамента общественных и внешних связей Югры. Также МКУ «Наш город» проведено социологическое исследование по изучению состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в городе, объем выборки которого составил 600 человек. Результаты исследования 2019 года, представленные департаментом общественных и внешних связей Югры, сопоставлены с ответами на аналогичные вопросы (по совпадающим вопросам анкет) исследования города Сургута.

Данные, полученные в результате окружного опроса, показывают, что отношения между людьми различной национальности достаточно нормальные и бесконфликтные. На это указывают 64,6% участников опроса. Несмотря на определенные различия в вопросах и ответах, результаты городского опроса практически идентичны окружным, и они также показывают, что «ситуация в городе спокойная, мирная» (56,7%). О возможных конфликтах в городском исследовании высказались 6,8% опрошенных, в окружном 15,4%.

При этом и те, и другие значения по городу ниже, чем по округу в целом. Оценивая уровень межконфессиональных отношений в городе Сургуте, 91% респондентов отметили, что в целом «ситуация спокойная, мирная». Также абсолютное число опрашиваемых (81,5%) отмечают отсутствие какой-либо неприязни к представителям определенных религий или конфессий. 4,4% отметили, что испытывают чувство раздражения к последователям религиозных течений.

По опросу Департамента общественных и внешних связей - 81 % респондентов положительно оценили состояние межконфессиональных отношений в городе Сургуте. Также стоит отметить, что, анализируя ответы респондентов на вопрос о чувствах неприязни к себе со стороны людей других религиозных взглядов, можно заключить, что подобные чувства участники опроса, в большинстве случаев, не испытывали (94,7% - окружной опрос, 76,5% - городской опрос)[78].

В городе Сургуте до конца 2019 года реализовалась подпрограмма «Профилактика экстремизма» муниципальной программы «Профилактика правонарушений и экстремизма в городе Сургуте на период до 2030 года». В течение 2019 года в рамках программных мероприятий состоялось более 120 мероприятий различных форм, 7 проектов, которые направлены на различную возрастную категорию и реализованы во всех сферах жизнедеятельности. Объем финансирования подпрограммы «Профилактика экстремизма» в 2019 году составил 20 101 163, 65 рублей (в 2018 году - 19 015 332,20 руб.), из них:

¾ за счет средств местного бюджета - 19 994 565,41 рублей (в 2018 году - 18 908 632,20 руб.);

¾ за счет средств бюджета округа - 106 600,0 рублей (в 2018 году - 106 600 руб.)

Показатели муниципальной программы достигнуты. С 2020 года действует новая программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержка и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Сургута, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов, профилактика экстремизма на период до 2030 года».[79]

На территории Сургутского района действует Межведомственная комиссия Сургутского района по противодействию экстремистской деятельности. Взаимодействие с правоохранительными органами осуществляется в соответствии с утвержденным Комплексным планом мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма в Сургутском районе на 2018-2022 годы, который согласован с территориальными силовыми структурами (ОВД, Росгвардией, ФСБ). [80]  

   Сургутский район находится в лидерах по объёму финансовой поддержки для социально ориентированных НКО в Югре.  

Численность религиозных организаций, действующих на территории города Урай, не имеет динамику роста[81].

Данное социологическое исследование показывает, что характер межконфессиональных отношений остается спокойным. Также приняли участие в социологическом исследовании старшеклассники и студенты города на тему кросскультурной грамотности. Исследование типов этнической идентичности учащихся в системе образования показала, что формирование кросскультурной грамотности (основа понимания культурных различий в межнациональном общении и отношений в целом) является актуальным вопросом. Необходимо продолжить целенаправленный процесс включения детей в различные виды внеучебной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений и стимулирования их активности по выработке моральных качеств. Причем, делать это необходимо не в выпускных классах, а на более ранних этапах – уже в начальном школьном звене.

По мнению специалистов необходимо вводить в образовательный процесс изучение элементов национальных культур, фольклора, традиций, праздников, языка, при этом учитывая в процессе воспитания подрастающего поколения этнопедагогику, этнопсихологию, особенности национальных традиций и этических норм. Принято решение о проработке данных рекомендаций и включении их в работу.

Национально-культурные общественные объединения и религиозные организации принимали активное участие в организации и проведении городских и окружных мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений. Так, например:

Важным направлением является вовлечение НКО и религиозных организаций в реализацию проектов, которые способствуют интеграции адаптации различных национальностей в социальное общество Ханты-Мансийска. В 2019 году в городе Ханты-Мансийске общественными объединениями были реализованы два проекта по социальной и культурной адаптации мигрантов[82]:

1. Проект «Культурно-образовательный и интеграционный центр «Школа мигранта», реализуемый Частным учреждением дополнительного образования «Лингвистический центр «Новый взгляд»;

2. Проект «Мы вместе», реализуемый Частным учреждением дополнительного образования «Образовательный центр «Перезагрузка».

Вышеуказанные проекты были представлены на гражданском форуме общественного согласия, прошедшем в Ханты-Мансийске 2 февраля 2019года, где Губернатор автономного округа отметила: «проекты «Школа мигранта» и «Мы вместе» связаны с очень актуальной темой в мире на сегодняшний день. Не случайно его авторы получили грантовую поддержку от Фонда Президентских грантов».

Реализация проектов способствовала устранению языковых барьеров, правовому просвещению и формированию у мигрантов уважительного отношения к культуре и традициям принимающего сообщества. Так в ходе двух летней реализации мероприятий проекта «Школа мигранта»:

¾ 503 мигранта прошли курсы по обучению русскому языку, познакомились с российской культурой, историей и основами законодательства;

¾ 376 мигрантов получили консультации по правовым вопросам;

¾ 985 мигрантов стали участниками выездных лекций, на которых они были ознакомлены с нормами и правилами поведения в стране пребывания;

¾ 78 мигрантов стали участниками бесплатных экскурсионных походов в музей природы и человека города Ханты-Мансийска;

¾ 2000 информационных справочников «Добро пожаловать в Ханты-Мансийск», с переводом на азербайджанский, киргизский, таджикский и узбекский языки, были изготовлены и распространены среди трудовых мигрантов Ханты-Мансийска.

Реализация мероприятий проекта осуществлялась в тесном взаимодействии с национально-культурными объединениями. При их непосредственном участии были сформированы учебные группы трудовых мигрантов, переведены тексты информационных справочников, организованы группы мигрантов для экскурсий в музей[83].

Выстроенное таким образом взаимодействие способствовало укреплению роли национально-культурных объединений в социальной и культурной адаптации мигрантов.

Основными партнерами в реализации проектов стали следующие национально-культурные объединения и религиозные организации города Ханты-Мансийска[84]:

1. Ханты-Мансийская городская общественная организация азербайджанская община «Бирлик»;

2. Ханты-Мансийская общественная организация армянской культуры «Арарат»;

3. Местная общественная организация «Киргизский национально-культурный центр города Ханты-Мансийска «Манас»;

4. Местная общественная организация «Узбекский национально-культурный центр города Ханты-Мансийска «Звезда востока»;

5. Местная общественная организация «Таджикский национально-культурный центр города Ханты-Мансийска «Сомон»;

6. Местная мусульманская религиозная организация города Ханты-Мансийска «Махалля».

Необходимо отметить, что существенная поддержка в реализации мероприятий проектов по социальной и культурной адаптации мигрантов, была оказана органами государственной и муниципальной власти, а также окружными и городскими бюджетными учреждениями.

Например: Департаментом культуры автономного округа и бюджетным учреждением «Музей природы и человека города Ханты-Мансийска» были организованы бесплатные групповые экскурсии для трудовых мигрантов. Приведенные выше примеры показывают, как на основе государственно-частного партнерства можно организовать работу городского культурно-образовательного интеграционного центра, в котором мигранты могут обучаться русскому языку, знакомиться с российской культурой, историей и основами законодательства Российской Федерации, а также получать юридические консультации и услуги переводчиков.

В 2019 году проведено 4 заседания Межведомственной комиссии города Югорска по противодействию экстремистской деятельности. В ходе заседаний рассмотрены вопросы реализации профилактических мер по противодействию экстремизму в местах компактного проживания иностранных граждан, социализации и адаптации мигрантов в культурное и социальное пространство города Югорска, а также информационного противодействия террористической и экстремистской идеологии[85].

В нынешнее время следует подчеркнуть роль председателей НКО, которые участвуют в процессе адаптации иностранных граждан, которые находятся в России путем изучения культуры, языка, традиций местного общества.

Председатели НКО должны активно участвовать в решении проблем национального характера, предлагать возможные пути выхода из сложившейся ситуации, тем самым подтверждать свой статус руководителей.

Активная работа национально-культурных общественных объединений и религиозных организаций способствовала укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений во всем округе. Этот уникальный опыт может быть востребован в других регионах Российской Федерации, а также в других странах  в рамках системных мероприятий по организации работы с мигрантами.

Наиболее активная работа со стороны представителей национально-культурных объединений усматривается в таких городах округа, как Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым. Роль национально-культурных объединений в принятии решений в координационных советах данных городов наиболее высокая. Национально-культурные объединения могут участвовать при разрешении наиболее острых вопросов региона, принимать непосредственное участие при назначении рекомендаций для органов государственной власти.

Необходимо также подчеркнуть особую активность национально-культурных объединений в координационном совете по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве ХМАО-Югры, где большинство членов совета являются представителями национально-культурных объединений.

Из рекомендаций, которые на данный момент повысили бы роль национально-культурных объединений в содействии адаптации и интеграции мигрантов и укреплении межнациональных отношений органам государственной власти и органам местного самоуправления считаем следующие:

- более тесное взаимодействие с национально-культурными объединениями в реализации государственных и муниципальных программ, решений координационных советов при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

- выделение целевых грантов и оказание финансовой помощи на проведение этнокультурных мероприятий;

- выделение субсидий на содержание помещений для национально-культурных объединений;

- привлечение молодежи при проведении этнокультурных мероприятий;

- создание при органах государственной власти, ведающих вопросами миграции, коллегиальных органов, комиссий по вопросам нарушения прав мигрантов, помощи при легализации на территории Российской Федерации;

- наделение решений совещательных органов при органах местного самоуправления обязательного характера для всех органов государственной власти Российской Федерации;

Итак, стоит сделать выводы:

Созданные сегодня на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры общественные советы представляют собой структуры, действующие на основании Положения об Общественном совете, утверждаемом постановлением администрации, распоряжением главы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, решением собрания и так далее, то есть тем или иным органом исполнительной или представительной власти. Общественные советы состоят из представителей органов власти района, представителей общественных организаций, представителей бизнеса и известных в районе социально активных граждан, которых можно охарактеризовать как лидеров общественного мнения.

Организационная и информационная поддержка деятельности общественных советов также осуществляется органами местной власти.

В целом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре накоплен богатый опыт реализации мероприятий, направленных на успешную адаптацию мигрантов в непривычную для них социальную и культурную среду.

В 2019 году национально-культурными общественными объединениями и религиозными организациями Ханты-Мансийского автономного округа -Югра было проведено 4 заседания Совета, 4 круглых стола, 18 рабочих встреч.

Национально-культурные общественные объединения и религиозные организации принимали активное участие в организации и проведении городских и окружных мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений.

На основе полученных данных из экспертного опроса и контент анализа сайтов муниципальных органов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры можно сделать вывод, что национально-культурные объединения ХМАО-Югры на данный момент готовы к выполнению активных действий по предупреждению противоречий на национальной и конфессиональной основе.

Но стоит учитывать и тот факт, что полномочия председателей НКО ограничены, в связи с чем ограничен и круг вопросов, которые могут решить председатели НКО. Поддержка органов государственной власти и органов местного самоуправления станет надежным подспорьем для максимального увеличения эффективности работы НКО.

 

 

Заключение

Проблема интеграции и адаптации мигрантов к новой социально-экономической и культурной среде средствами государственно-общественного регулирования является сложной комплексной научной проблемой, лежащей на стыке ряда наук: социологии, демографии, экономики, права и др.

В рамках каждой из них существуют свои течения и подходы к данной проблеме.  Наименее разработана данная проблема в работах российских правоведов. Для жизни современного социума характерно возникновение мощных миграционных потоков как внутренних (из села в город, между регионами), так и внешних (между странами), вызванных, как правило, экономическими причинами.

Наиболее привлекательными для трудовых мигрантов являются крупные городские агломерации, где легче найти работу, а уровень заработной платы достаточно высок. Для Российской Федерации такими крупными принимающими регионами являются, прежде всего, Московская и Санкт-Петербургская агломерации.

Однако и менее крупные агломерации обладают привлекательностью для трудовых мигрантов – например, Волгоградская, Екатеринбургская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Челябинская и Уфимская агломерации.  К ним же относится и Ханты-Мансийский  автономный округ - Югра.

Север и Арктика остаются в числе приоритетных и наиболее перспективных направлений пространственного развития России.

Здесь сосредоточены центры нефте- и газодобычи, а сами северные регионы — доноры российского бюджета, являются субъектами РФ с наиболее высоким уровнем жизни населения.

Опосредованная включенность в глобальные процессы через хозяйственную специализацию предопределила приоритетное развитие топливно-энергетического сектора и занятость значительной доли населения в добыче, переработке и транспортировке энергоресурсов. Привлекательность указанного сектора экономики обусловила значительную емкость рынка труда, что стало причиной постоянного притока на север, в том числе в Югру, этнически разнородного населения.

Коренным для Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) населением являются северные автохтоны (ханты, манси, ненцы, коми) и русские старожилы Югры.

По данным Всероссийской Переписи 2018 г., в структуре населения Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) доля ханты составляла 1,2% (около 20 тыс. чел), манси — 0,7% (11 тыс. чел), ненцев — 0,1% (1,5 тыс. чел), коми и коми-пермяков по 2,5 тыс. чел., что составляет вместе 0,4%.

Таким образом, доля индигенного населения в ХМАО не превышает 2,5% от общей численности населения. Численность славянского населения составляет более % от всех жителей ХМАО (русские — 68,1%, украинцы — 6,4%, белорусы — 1%). По мнению некоторых экспертов, старожилами в ХМАО являются также представителей народов Поволжья (башкиры — 2,5%, чуваши — 0,9%, мари — 0,5%) и татары (7,6%), в том числе сибирские.

Переписи рубежа ХХ-ХХ1 вв. демонстрируют усиление этнического многообразия для Ханты-Мансийского автономного округа (Югры). Миграция народов, давших название союзным республикам и государствам СНГ, простимулировала появление в регионе нетрадиционных этнических групп. Вопросы о том, почему одни их представители закрепляются в регионе, а другие нет, какие факторы на это влияют, мало изучены.

Наглядным примером грамотно выстроенной миграционной политики можно считать такие результаты, когда мигранты сохраняют национальную и конфессиональную идентичность, и несмотря на это принимают и изучают некоторые нормы традиций и культуры принимающего общества, проявляя во всем толерантность как со стороны мигрантов, так и со стороны принимающего общества.

Условия, которые сложились в данный момент в ХМАО-Югре способствуют эффективному межэтническому взаимодействию, реализации деятельности НКО и приносят результаты в виде отсутсвия межнациональной напряженности и конфликтов.

Деятельность национально-культурных объединени способствует развитию институтов гражданского общества, этнической компетентности.

Национально-культурные объединения в ХМАО-Югре активно участвуют в социально-культурной и политической жизни округа, ведут активную деятельность по пропаганде собственной этнической культуры, способствуют развитию, межэтнической коммуникации взаимное обогащение традиций, при условии сохранения этнического своеобразия.

Активная работа НКО способствует гармонизации и укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений во всем округе.

Этот уникальный опыт может быть востребован в других регионах Российской Федерации, а также в других странах  в рамках системных мероприятий по организации работы с мигрантами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: