Географическое размещение угольной промышленности России XX века

Европейская часть России

Основным центром угольной промышленности России в 1900— 1913 гг. оставался Донецкий бассейн. Несмотря на то что были открыты и разрабатывались угольные месторождения во многих районах страны. добыча этого минерального топлива сосредоточивалась на 87 % в одном бассейне в европейской части страны.

Впервые поиск, разведка и использование каменного угля были оп­ределены как одна из важных государственных задач Петром I. Наибольшее внимание Петр I уделял открытию месторождений каменного угля на юге страны, где особенно была нужда в источниках топлива для бытового потребления и для промышленности.

Первое сообщение о находке каменного угля поступило в Берг-коллегию от рудознатца, сына крепостного крестьянина б. Костромского уезда Григория Капустина в начале 1722 г. Речь шла о находке им в конце 1721 г. каменного угля близ притока Северского Донца р. Кундрючья, в восточной части современного Донбасса во время поиска им в тех местах руд.

Интерес, проявленный Петром I к ископаемому углю, в частности к находке Капустина, подтолкнул многих рудознатцев к его поиску по всей стране. Поэтому не случайно в то время месторождения ископаемого угля были открыты во всех важнейших угольных бассейнах России.

В конце XIX — начале XX века по мере развития эксплуатации различных угольных месторождений расширялись геологические иссле­дования их. С 1892 г. исследования Донецкого бассейна, ставшего важ­нейшим производителем в стране каменного угля, осуществлялись Гео­логическим комитетом. Руководил этими исследованиями в 1898—1915 гг. крупный русский геолог Леонид Иванович Лутугин (1864—1915). Он разработал методику детального площадного геологического картирования и применил ее совместно с учениками в Донбассе (Л.И. Лутугин был в то время уже профессором Петербургского горного института). Была заснята в масштабе 1:420000 основная площадь бассейна. Эта съемка была одной из лучших в мировой практике. Она стала основой для решения важнейших практических вопросов угольной геологии бассейна — подсчетов запасов угля, поисков новых угленосных районов и т.д.

В 1911 г. Л.И. Лутугин составил обзорную геологическую карту Донбасса в масштабе 1:126000, за которую на Международной выставке в Турине получил большую золотую медаль. Он впервые установил, что частая смена пород в угленосных толщах Донбасса связана с колебательными движениями земной коры.

В 1722 г. рудознатцы Иван Палицын и Марк Титов нашли ископаемый уголь во втором после Донбасса угольном бассейне в европейской части России -- Подмосковном бассейне, в селе Петрово Ряжского уезда.

Подмосковный угольный бассейн расположен ближе к промышленной центральной части России, но уголь его хуже донецкого.

Для эффективного использования подмосковного угля требовались специально приспособленные топки. Отсутствие таких топок приводило к тому, что почти весь мелкий уголь, составлявший 33 % валовой добычи бассейна, до 1913 г. шел в отвалы, но и более крупный уголь использовался очень плохо (потеря при сжигании -- 30 % его теплотворной способности).

В 80-х годах XIX века почти половину добычи подмосковного угля использовали железные дороги. С развитием транспортных средств, которые стали осуществлять дешевые перевозки в центр бакинской нефти и донецкого угля, подмосковный уголь не выдерживал конкуренции с этими видами топлива. С конца XIX в. железные дороги резко сократили спрос на подмосковный уголь. С этого времени добыча угля в Подмосковном бассейне стала сокращаться. Основным потребителем его являлась мелкая промышленность. В 1913 г. бассейн давал всего 300 тыс. т угля, т.е. в полтора раза меньше, чем в 1878 г.

Непрерывно велись поиски способов совершенствования топок для более эффективного сжигания подмосковных углей. Значительную известность получили работы «неустанного пропагандиста подмосковного угля» инженера М.А. Ганкара.

До Первой мировой войны каменный уголь еще добывался в европейской части России в Домбровском бассейне (Польша).

Урал

В первое десятилетие XX в. наиболее дешевыми оказались уральские и сибирские угли, поэтому объемы их добычи и потребления все более возрастали.

На Урале главные разработки угля были сосредоточены на западном склоне Среднего Урала, в Пермской губернии.

Залежь каменного угля в крупном угольном бассейне на западном склоне Урала -- Кизеловском бассейне -- была обнаружена в 1783 г. при постройке плотины Кизеловского металлургического завода. В 1796 г. была заложена шахта «Запрудная», на которой в 1797 г. был получен первый кизеловский уголь.

В первой половине XIX в. были разведаны новые угольные место­рождения, заложены небольшие шахты, проводились первые опыты кок­сования угля. Уголь потреблялся Кизеловским. Чусовским, Александровским и другими заводами Урала.

Росту угледобычи способствовала построенная в 1897 г. железная дорога, связавшая заводы с Кизеловским угольным бассейном, и сама ставшая основным потребителем кизеловекого угля. В 1898 г. его добыча составляла 200 тыс. т.

Во время русско-японской войны (1904-—1905 гг.) потребность в кизеловских углях резко возросла, увеличилась добыча угля в действующих шахтах, началось строительство ряда новых шахт. В 1906 г. было добыто 667 тыс. т, в 1913 г. - - 855 тыс. т. За период 1900—1913 гг. в Кизеловеком бассейне было добыто угля 7,2 млн т.

Начались разработки угольных месторождений в среднеуральских восточных районах (современная Свердловская область): Богословском, Волчанском, Егоршинском.

Первые сведения о Богословском и Волчанском буроугольных ме­сторождениях были получены в период 1849—1859 гг. Добыча угля на Волчанском месторождении началась открытым способом в 1901 г., на Богословском месторождении — с 1911 г.

Егоршинское месторождение антрацита начало разрабатываться одновременно с его разведкой — в 1872 г.

В 1913 г. 53 % общей добычи угля на Среднем Урале давали Кизеловские копи князя Абамелек-Лазарева, на втором месте находились Богословские копи. Они давали 15 % уральской добычи. На третьем месте были Луньевские копи П. Демидова (более 14 %), расположенные вблизи конечной железнодорожной станции ветки, отходящей от линии Чусовская— Соликамск.

В 1832 г. появились первые сведения о наличии угля в Челябинском бассейне. А с 1907 г. началось освоение Челябинского буроугольного ме­сторождения. Тем самым было положено начало развитию угольной промышленности на юго-востоке Урала. В 14 км восточнее Челябинска в районе казачьего поселка Тугайкуль была обнаружена большая, но площади залежь мощного пласта качественного угля. Пензенский купец И.Н. Ашанин, учитывая возросший спрос на минеральное топливо со стороны развивающейся горнозаводской промышленности Южного Урала, в начале 1907 г. арендовал у оренбургского казачьего войска участок земли и организовал горнопромышленное товарищество «Катерининские каменноугольные копи». В том же году был заложен ряд мелких шахт, затем на берегу озера Тугайкуль были заложены шахта «Екатеринка» глубиной 20 м и шахты № 2 и № 3. Первыми потребителями челябинского угля были местные заводы, мельницы. Сибирская железная дорога и домовладельцы г. Челябинска.

Одна из причин торможения добычи угля на Урале — он не был пригоден для коксования. Крупнейшим потребителем уральского угля были железные дороги и в меньшей степени уральская промышленность. В 1908 1. средняя цена потребляемого железными дорогами донецкого угля составляла 8,3 руб/т, а уральского — 5,074 руб/т.

Западная Сибирь

Все большее внимание исследователей стал привлекать Кузнецкий каменноугольный бассейн, в котором ископаемый уголь был найден еще в петровские времена. Первооткрывателем угля в Кузнецком бассейне яв­ляется крепостной рудоискатель Михайло Волков. В 1721 г. он обнаружил выходы угольных пластов на реке Томи, недалеко от нынешнего города Кемерова. Образцы найденного угля были посланы в Петербург, в Берг-коллегию. Систематическая добыча угля в Кузбассе началась в Анжеро-Судженском районе с 1897 г.

Основы современных представлений о геологическом строении Кузбасса заложены русским геологом Л.И. Лутугиным.

Производственными геологическими исследованиями, целью которых являлось составление геологической пластовой карты бассейна, было установлено, что Кузнецкий бассейн располагает запасами коксующихся углей в значительно большем количестве, чем Донецкий, и суммарная мощность кузнецких угольных пластов, залегающих в шести свитах, составляет 90 м против 18 м общей мощности пластов Донецкого бассейна. Большая часть пластов имеет мощность в 1,5—2 м, но встречаются пласты мощностью 10—45 м без прослойков. Вообще эти угли отличаются большой чистотой как по золе, так и особенно по сере, содержание которой редко превышает 0,5 %. Теплотворная способность углей не ниже 7800—8000 кал.

Разработка месторождения угля в Кузбассе сдерживалась неразвитостью путей сообщения. Только с началом в 1891 г. проведения «Великого Сибирского пути» возникла необходимость и появилась возможность начать эксплуатацию каменноугольных месторождений Кузбасса. В 1891 г. было начато строительство железнодорожной магистрали на участке от Владивостока до ст. Графской (ныне ст. Лазо), в 1892 г. - на участке от Челябинска до Оби, в 1893 г. — на участке от Оби до Иркутска.

Вместе с тем в Кузбассе были построены два угольных предприятия: Анжерская казенная шахта, находившаяся в ведении Управления Сибирской железной дороги, и Судженская шахта князя Михельсона, также по­ставлявшая уголь в основном железной дороге.

В конце 1912 г. для эксплуатации Кузбасса наступила новая эра — организовалось каменноугольное и металлургическое акционерное общество «Копикуз», получившее концессию почти на всю площадь Кузнецкого бассейна сроком на 60 лег. Образовался крупный капитал. Инициатором создания «Копикуза» был В.Ф. Тренов (брат петербургского градоначальника), по предложению которого несколько французских банков образовали Алтайско-Сибирский консорциум. Затем к этому консорциуму примкнули Международный коммерческий и Русско-Азиатский банки.

С 1913 г. «Копикуз» приступил к строительству Кемеровской и Кольчугинской шахт (каждая на добычу 327,6 тыс. т угля в год) и к уста­новке пробного коксования на Кемеровской шахте. Место закладки новых шахт указал выдающийся русский геолог, уроженец Кузбасса Л.И. Лутугин.

Был построен, кроме того, ряд мелких шахт и стала осуществляться геологическая разведка и обследование, но всей территории бассейна. Началось строительство углевозной железнодорожной линии Юрга— Кольчугино с ответвлением Тонки—Кемерово и ширококолейной железной дороги, соединяющей Кузбасс с Сибирской железной дорогой. Эта крупнейшая в мире железнодорожная магистраль, соединившая европейскую часть России с Дальним Востоком, строилась в тяжелейших условиях 25 лет. При ее строительстве был проведен большой объем геологических исследований.

В 1913 г. добыча угля по Кузбассу составила около 800 тыс. т.

Восточная Сибирь

В Восточной Сибири ископаемый уголь добывался в трех районах: в Черемховском районе Иркугской губернии; в Уссурийском крае; в За­байкальской области (бурый уголь).

На увеличение добычи угля в этих районах в начале XX в. повлияли прежде всего сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали, русско-японская и Первая мировая войны.

В Черемховском районе первые угольные кони были введены в экс­плуатацию в 1886 г. Вследствие недостатка рабочей силы в 1901 г. была сделана попытка использования на Черемховских конях труда заключенных Александровской каторжной тюрьмы. В 1908 г. в Черемхове был создан угольный синдикат, сосредоточивший более 90 % добычи угля в Иркутской губернии.

Накануне Первой мировой войны Черемховский синдикат и акционерное общество «Копикуз» выступили конкурентами Донецкого синдиката «Продуголь» в поставке угля на рынок европейской части России.

В 1917 г. на Черемховском месторождении было добыто около 1,25 млн г угля, т.е. в 46 раз больше, чем в 1900 г.

С 1904 г. началась добыча угля в Канском бассейне. Там с 1904 до 1908 г. для нужд Транссибирской железной дороги ежегодно добывалось в среднем по 3—3,5 тыс. т угля. В 1908 г. Иршинские копи в Канском бассейне были закрыты, вследствие того, что их бурый уголь не мог конкурировать с привозным черемховским и кузнецким углем*.

В Восточной Сибири в 1913 г. добыча угля снизилась по сравнению с 1912 г. на 13 %. Снижение добычи не связано было с уменьшением потребности в угле. Наоборот, железные дороги — главные потребители восточносибирского ископаемого угля нуждались в увеличении его поставок. Причина сокращения спроса на уголь — рост цен на него.

Чтобы помочь железным дорогам Заволжья перейти с нефти на уголь, уменьшить вместе с тем сирое на донецкий уголь, были понижены тарифы на перевозку угля из Черемховского и Судженского районов при передвижении его на запад. Таким образом, государство приняло некоторые регулирующие меры в пользу стратегически важных потребителей.




double arrow
Сейчас читают про: