Карагандинский угольный бассейн

Уголь в Карагандинском бассейне, расположенном в центральной части Казахстана, был найден в 1833 г. казахом-пастухом Аппаком Бажановым.

Добыча карагандинского угля началась в 1857 г. Уголь на верблюдах доставлялся за 40 км к Спасскому медному заводу.

В 1887 г. добыча угля прекратилась. За 30 лет (1857—1887) было добыто немногим более 300 тыс. т угля. С 1899 г. работа карагандинских копей возобновилась с началом строительства Великой Сибирской магистрали, проходящей по северной части Казахстана. Рост добычи угля особенно возрос в период русско-японской войны (1904—1905 гг.), предъявившей большой сирое на медь. Возобновилась работа Спасского завода и вслед затем происходило увеличение добычи карагандинского угля. Российских предпринимателей в Карагандинском угольном бассейне вытеснили англо­французские капиталисты, создавшие в начале XX в. Акционерное общество спасских медных руд. С 1899, но 1920 г., когда были изгнаны английские интервенты, в копях Карагандинского угольного бассейна было добыто около 815 тыс. т угля. Годовая добыча составляла немногим более 1 млн т.

В 1876 г. стали известны находки угля в другом районе Казахстана — в Экибастузском угольном бассейне. Разработка угля здесь была начата с 1893 г., но производилась в небольшом размере. Экибастузскую каменноугольную залежь приобрело в собственность Русское акционерное общество.

Угольные месторождения Дальнего Востока

Небольшие разработки угля велись на севере Сахалина начиная с 1860 г. Одним из главных потребителей каменного угля на Сахалине был морской флот.

В 1885 г. был построен казенный Александровский рудник, а в 1895 г. — казенный Владимирский рудник. После открытия первого казенного рудника был основан в 1887 г. первый частный Мгачинский рудник, принадлежавший товариществу «И.О. Маковский и К°».

Климатические, социальные и бытовые условия на Сахалине были очень тяжелыми, значительно тяжелее, чем на материке. Ощущался недостаток в рабочей силе. В основном она состояла из ссыльных. В этих непростых условиях в начале XX в. энергичный и предприимчивый И.О. Маковский, владелец Mгачинских копей, и директор-распорядитель горнопромышленного товарищества «И.О. Маковский и К°», сыграл зна­чительную роль в развитии каменноугольной разработки на Сахалине.

«В отношении Сахалина, - писал русский горный инженер Пфаффиус в 1900 г., — не следует забывать и политику внешнюю: остров этот до сих пор является единственной надежной угольной станцией для нашего флота, удовлетворяя этому назначению как, по количеству запасов минерального топлива, так и по качеству его, поэтому отдавать богатства Сахалина в руки иностранных капиталистов было бы весьма рискованно. В случае каких-либо военных замешательств англичане всегда найдут возможность скупить наличные запасы угля и поставить нас на Востоке в затруднительное положение, а потому Сахалин всегда должен быть в наших руках, тем более что правительство собирается сделать немаловажные затраты на сооружение там удобного порта». С 1909 г. Сахалин «стал покрываться сетью заявок» на разработку угольных месторождений.

Началось развитие угольной промышленности в Южно-Уссурийском крае. Правительством была направлена туда Южно-Уссурийская горная экспедиция с широкой программой. Ею было открыто Сучанское угольное месторождение.

С 1888 г. начал действовать Сучанский казенный рудник Морского ведомства России для обеспечения углем Добровольного флота и Сибирской военной флотилии.

Из пионеров угольной промышленности Южно-Уссурийского края особенно выделялся горный инженер П.Н. Горлов, «который благодаря своим позициям и настойчивости, с небольшими средствами сумел по­ставить каменноугольное дело в Южно-Уссурийском крае на прочных началах». Один его рудник по добыче бурого угля располагался на 30-м км Уссурийской железной дороги. Каменный уголь добывался на Благо­вещенской кони, расположенной на 20-м км этой дороги. Горлов снабжал углем Уссурийскую железную дорог}. Каменный уголь из Благовещенской копи он продавал по 6 р. 20 коп. за тонну, что в 2 раза было дешевле привозного угля.

Правительство никаких мер для помощи развитию добычи угля не принимало. Упоминавшийся уже Пфаффиус писал, что важнейшим условием развития каменноугольной промышленности в крае является оказание поддержки частному предпринимательству, а не создание ему препятствий. «История Сучанского каменноугольного месторождения, — писал он, — служит наглядным примером неправильной экономической политики. В настоящее время правительство идет на многие уступки по отдаче в аренду этих копей, но последние до сих пор не разрабатываются». В дальнейшем разработка Сучанского месторождения возобновилась.

К 1910 г. в Уссурийском крае, так называемом Приморье, известны были 36 месторождений каменного и бурого угля, из которых разрабатывались 11. В 1914 г. работали 23 рудника. Из них основным каменноугольным предприятием был Сучанский рудник.

Кавказ

Почти всю добычу (99 %) угля на Кавказе давало Ткибульское ме­сторождение (Грузия), известное с 1847 г. В 1900 г. было открыто Ткварчельское месторождение.

Увеличение спроса на уголь шло главным образом со стороны железных дорог, которые применяли уголь для отопления зданий. Они потребляли 59 % поставляемого на рынок кавказского угля.

Средняя Aзuя

В Среднеазиатском регионе с конца XIX в. известно было несколько каменноугольных месторождений. Разработка их велась кустарным способом.

В Туркестане добыча угля производилась в Ферганской (60 %), Са­маркандской (38%) и в Сырдарьинской (1,74%) областях. Основными потребителями угля здесь являлись промышленные предприятия. Небольшое количество угля для отопления вагонов и помещений потребляла Среднеазиатская железная дорога.

Шпицберген

С начала XVII в. стали известны месторождения каменного угля на острове Шпицберген (тогда он принадлежал исключительно русским поморам).

Первые попытки эксплуатировать каменноугольные месторождения Шпицбергена были произведены норвежцами в конце XIX в., но вследствие недостатка капитала они вынуждены были продать свои участки американцам и англичанам. Одна из американских компаний в 1905 г. первым создала угольное предприятие «в большом масштабе» и доказало на практике, что разработка каменного угля на Шпицбергене является коммерчески выгодным делом.

Вслед за норвежцами, американцами и англичанами стали занимать участки на Шпицбергене шведы, голландцы и русские. В 1912 г. российским правительством была снаряжена на Шпицберген специальная экспедиция под руководством В.А. Русакова, который совместно с участником этой экспедиции горным инженером Р.Л. Самойловичем обнаружил залежи каменного угля во многих районах западного Шпицбергена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: