Горная наука, горное образование и их деятели в России в начале XX века (1900—1913 гг.)

В первом десятилетии XX века отмечается значительное развитие горной науки, были сделаны решающие шаги по превращению «горного искусства» в науку.

Это происходило под влиянием следующих факторов. Во-первых, ускорилось развитие горной промышленности, возросла необходимость увеличения добычи полезных ископаемых в различных горногеологических условиях. Во-вторых, на развитие горной науки повлияла техническая революция последней четверти XIX века и начала XX века и новые успехи в естествознании.

Как уже отмечалось, Россия по добыче важнейших полезных иско­паемых, механизации горных работ крайне отставала от промышленноир развитых стран. Но этого нельзя сказать о развитии российской горной науки. Она находилась на уровне, а по некоторым направлениям даже опережала достижения научных исследований в зарубежных странах.

Специальных, отраслевых научно-исследовательских институтов в 1900—1917 гг. в России не существовало. Центрами научных исследований являлись высшие учебные заведения, ведущим из которых в горной науке был старейший в России горный институт — Петербургский.

По личной инициативе, совмещая научную работу с педагогической деятельностью, российские ученые в своих книгах, статьях дали глубокое научное обобщение производственного опыта как в России, так и за рубежом и определили способы научного решения важнейших проблем горного дела с использованием методов естествознания и точных наук. Особенно большую роль сыграли как в то время, так и впоследствии труды Б.И. Бокия, В.И. Баумана, С.Г. Воислава, А.П. Германа, В.А. Гуськова, П.М. Леонтовского, М.М. Протодьяконова, А.А. Скочинского, А.М. Терпигорева, И.А. Тиме, Н.С. Успенского, М.М. Федорова и др.

Все они окончили институт по первому разряду и затем приобретали производственный опыт, работая по несколько лет на шахтах и рудниках. В институте же при участии в лабораторных работах, научных исследованиях, при работе в научных кружках студенты проявляли склонности и способности будущих ученых к научным изысканиям.

Такие выпускники института получали предложения работать в институте, готовить себя к педагогической деятельности. До написания диссертаций их нередко направляли в заграничные командировки в За­падную Европу, США для изучения в наиболее развитых странах горного производства и постановки научных исследований, горного образования.

Занимаясь в основном учебным процессом, преподаватели-исследователи постоянно имели теснейшие контакты с горным производством, принимали участие в определении правительственных мероприятий по решению возникающих проблем в горном деле.

Вопросы, которым исследователи уделяли наибольшее внимание и по которым они нередко находили необходимые для промышленности решения, видны при рассмотрении опубликованных в то время следующих статей и монографий:

«Выбор системы работ при разработке свиты пластов» (Б.И. Бокий, 1903—1904 гг.);

«Разбор систем разработок каменного угля, применяемых на рудниках Юга России» (А.М. Терпигорев, 1903—1904 гг.);

«Давление горных пород на рудничную крепь» (М.М. Протодьяконов, 1908 г.);

«Рудничный воздух и основной закон движения его по выработкам» (А.А. Скочинский, 1904 г.);

«Теория и расчет гармонического рудничного подъема» (М.М. Федоров, 1914 г.);

«Механическая обработка (обогащение) полезных ископаемых» (ИА. Корзухин, 1908 г.).

Важным элементом этих работ являлось то, что в них было положено начало расчетным методам для решения сложных горнотехнических задач.

Большую роль играло выполненное преподавателями и профессорами горных институтов многотомное «Описание Донецкого бассейна», в котором давалось научное обобщение и анализ технического опыта, накопленного каменноугольной промышленностью.

Были написаны капитальные, отражающие современные достижения науки, техники и технологии учебники по всем разделам горной науки и ведения горных работ, которые обеспечивали высокий уровень подготовки инженерно-технических кадров и служили им настольными книгами, важным практическим руководством для рациональной эксплуатации месторождений полезных ископаемых. Этой же цели служили переводы наиболее интересных иностранных руководств, но горному делу (учебников Камбеседеса, Трептова, Деманэ).

Важную роль в совершенствовании горного производства и развитии научных знаний играли периодические издания: старейшие из них «Горный журнал», издаваемый с 1825 г. Петербургским горным институтом, отраслевые журналы, издававшиеся в основных горнопромышленных районах страны (Донецком бассейне, на Урале, в Сибири), освещавшие производственный опыт и достижения в науке и технике.

Характерная черта российских ученых — активное, деятельное участие в общественной жизни. При решении любой проблемы они проявляли государственный подход и решение любой задачи определялось интересами страны. В этом отношении соблюдались традиции всего прошлого. К определению роли интеллигенции в начале XX века еще в большей степени, чем в XIX веке, относится высказывание великого русского ученого и мыслителя, геохимика и минералога, исследователя истории науки В.И. Вернадского (1863—1945): «Весь XIX век есть век внутренней борьбы правительства с обществом, борьбы, никогда не затихавшей. В этой борьбе главную силу составляла та самая русская интеллигенция, с которой все время были тесно связаны научные работники».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: