Анализ механизма отбора информации

Новости – популярнейший жанр подачи информации в современных СМИ, особенно в онлайн среде. На сайтах многих СМИ сейчас новостных заметок больше, чем текстов других жанров вместе взятых. Публикация новостей приносит сайтам СМИ значительную часть трафика благодаря новостным агрегаторам, таким как например «Яндекс.Новости». В рамках одного из недавних исследований опрошенные корреспонденты и редакторы ряда ведущих российских СМИ признались, что работают прежде всего над новостными заметками.

Почему одни события попадают в новости, а другие – нет? На этот счет можно привести 12 критериев отбора событий для освещения в новостях:

· актуальность, новизна события;

· масштаб, превышающий пороговую новостную ценность события;

· ясность, однозначность события;

· предсказуемость, сходство события с чем-то известным, понятным;

· близость к аудитории;

· неожиданность;

· аналогия с громким событием;

· участие в событии знаменитостей;

· возможность сопереживать, драматизм, персонификация события;

· негативность события (когда происходит что-то плохое);

· «интересность» (когда хочется рассказать другому);

· забавность, курьезность.

М.И. Шостаком упоминается шесть критериев отбора событий для освещения в новостях:

· своевременность события (характерно для сегодняшнего дня, соответствует ожиданиям);

· повышенная значимость события (случившееся касается всех или многих);

· человеческий интерес (случившееся «цепляет внимание на биологическом уровне» − смерть, любовь, дети, здоровье и др.);

· новость для моей аудитории (случившееся будет интересно определенному сегменту аудитории: женщины, молодежь, сторонники какой-либо партии и др.);

· повышенная конфликтность ситуации;

· имя или статус (в событии участвует известный человек или высокопоставленное должностное лицо).

 

А.В. Колесниченко описывает три критерия отбора событий для освещения в новостях и два фактора, которые могут снизить порог при оценке новостной привлекательности события.

Критерии:

  • значение события (всех, многих либо немногих это событие касается);
  • масштаб события (измеряется числом участников или пострадавших, суммой сделки или ущерба, площадью сгоревшего, разрушенного либо затопленного);
  • эмоциональность события (возможность заставить читателей сопереживать случившемуся либо посмеяться).

Факторы, снижающие порог:

  • участие в событии знаменитостей (кража 100 рублей у обычного человека – не новость, у «звезды» − новость);
  • территориальная близость события (произошло рядом) либо психологическая (произошло с «нашими»).

 

Еще автор одного американского учебника по подготовке новостей К. Рич называет такие критерии отбора:

  • своевременность;
  • близость к читателю;
  • необычность;
  • драматичность;
  • конфликтность;
  • значимость для читателя;
  • полезность;
  • участие знаменитостей;
  • развлекательность;
  • тревожные тренды, касающиеся читателя.

 

Таблица критериевотбора событий для освещения. Результаты исследования Т. Харкапа и Д. О'Нейла:

 

  №      Критерий с кратким описанием Частота использования Частота, в % по выборке  
1   Негативность, трагичность   442 62,2
2 Неожиданность, выход за рамки привычного 345 48,5
3 Развлекательность (юмор, драматичность) 332 46,7
4 Продолжение (новость по теме, которая на слуху) 221 31,1
5 Власть (политики, чиновники, партии, ведомства) 216 30,4
6 Важность (события, касающиеся аудитории) 209 29,4
7 Масштаб (события, примечательные большим числом участников или размахом последствий) 165 23,2
8 Знаменитости 145 20,4
9 Хорошие новости (спасение, излечение и т.п.) 137 19,3
10 Собственные новости в рамках информационной повестки издания 51 7,2

 

Чтобы выявить принципы отбора сообщений СМИ и критерии их соответствия этим принципам, необходимо учитывать свойства информации масс-медиа:
отражая реальности повседневной жизни и реальности искусства, сообщения медиа дают возможность решения задачи объединения естественнонаучного и гуманитарного знания.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: