Три неприятельских судна(1) идя вслед(2) за пенящим воду(3) пароходом (4) медленно приближались.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Изготовлять такие спиральки мне(1) казалось(2) недосягаемым мастерством. Кочегарам(3) видимо(4) приказали угля не жалеть.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сощурившись от нестерпимого солнца, Володька глядел на широкую реку(1) по которой(2) плыли белоснежные теплоходы(3) а неказистые буксиры тащили баржи…
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Еще не растаявшие маленькие льдины плавали по воде(1) и (2) когда(3) волны их сталкивали друг с другом(4)звенели точно хрустальные бокальчики.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
|
|
(1)Такие природные явления часто можно наблюдать, например, в пустынях, где днем раскаленный песок нагревает воздух внизу, а выше он остается холодным.(2) Вот и начинают вдали блестеть чудесные озера. (3)Ах, сколько утомленных зноем путников обретало надежду!(4) «Вода! Неужели вода?!» – ликовали они.(5) Быстро, однако, несчастные шли к спасительному водоему, дальше отступала от них заветная синяя гладь. (6)Ясно: это было никакое не озеро, а всего лишь голубое небо, вернее, его отражение на земле.
Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1) Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый, больной человек.
(2)Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... (3)Он изнемогал.
(4)Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
(5)Он вспоминал...
(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат – и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... (7) И вот теперь у него нет куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов... (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно.
(10)А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.
(11) Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.
(12)Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
|
|
(13)– Ты всё своё богатство роздал, – послышался ровный голос... (14) – Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
(15)– Не жалею, – ответил со вздохом старик, – только вот умираю я теперь.
(16)– И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, – продолжал незнакомец, – не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
(17) Старик ничего не ответил – и задумался.
(18)– Так и ты теперь не гордись, бедняк, – заговорил опять незнакомец, – ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
(19)Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
(20)Старик подошел к нему – и протянул руку. (21)Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
(22)Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.
(23)И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный кусок – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
Какое из перечисленных утверждений СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста? Укажите номер ответа.
1) Просить милостыню унизительно.
2) Старик сожалеет о том, что делал добро людям.
3) Истинное сокровище человека – его добродетельность.
4) Принимая подаяния от людей, можно сделать добрый поступок - дать возможность этим людям совершить благородный поступок.
5) Старику горько и стыдно из-за того, что он своё богатство отдал другим людям.
Какое из перечисленных утверждений является ОШИБОЧНЫМ? Укажите номер ответа.
1) Предложение 6 содержит объяснение того, о чём говорится в 5 (пятом) предложении текста.
2) Ведущий тип речи в этом тексте – повествование.
3) Предложение 2 содержит элемент описания.
4) В предложениях 6-9 описаны повторяющиеся действия персонажа.
5) В предложении 12 содержится рассуждение.
Из предложения 7 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Среди предложений 8-11 укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза. Напишите номер этого предложения.
Из предложения 10 выпишите эпитет.
Вариант № 3
(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома - домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3) (...) при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.
2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель - домовой, который мог причинять неприятности.
3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, приглашал домового первым войти в избу.
4) Домовой, преданию, считался хранителем дома, поэтому при переезде в новый дом хозяин первым приглашал домового.
5) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
наоборот
так
им образом
во-первых
а также
поэтому
Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ДОМ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ДОМ
1) Жилое (или для учреждения) здание. Дойти до дома. Вышел из дома.
Флаг на доме. Сбежался весь д.
(все живущие в доме).
2) Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.
|
|
Дойти до дому.
Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.
3) (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами,. условиями существования. Общеевропейский дом Родина
4) чего или какой.
Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нужды.
5) Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
слИвовый каталОг жалюзИ тортЫ стАтуя
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Напишите номер предложения, в котором есть лексическая ошибка
1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина.
2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой из-за микроводорослей.
3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
4) ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.