Выделяют Традиционные и Современные теории

Традиционные:

Современные в свою очередь делятся на содержательные и процессуальные.

Содержательные, основанные на потребностях человека, которые побуждают его действовать в определенном направлении. Процессуальные - основываются на поведении людей с учетом их восприятия и познания. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает вид поведения в процессе их реализации.

64. Общая характеристика эмоций, функции эмоций;

Эмоция - это психический процесс, протекающий в форме переживания и отражающий личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизни субъекта.

 

Функции эмоций:

-Эмоция как самостоятельная ценность

-Сигнальная – сигнализируют о з начимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

 

-Отражательная/Оценочная – выражается в обобщенной оценке событий. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать. Эмоции являются той системой сигналов посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Эта роль эмоций проявляется за счет субъективного компонента эмоционального реагирования (переживания)на начальном этапе произвольного управления (при возникновении потребности и развертывании на ее основе мотивационного процесса) и на конечном этапе (при оценке достигнутого результата: удовлетворении потребности, реализации намерения).

 

-Мотивирующая – данная функция проявляется в том, что эмоции и чувства человека могут выступать как самостоятельные источники активности и поведения человека, то есть, так называемыми мотивами поведения. Мотивационная функция эмоций имеет две стороны. Сущность одной заключается в самостоятельности эмоций и проявления их как отдельных мотивов. Сюда можно отнести, к примеру, чувства и страсти людей. Они могут поддерживать и направлять активность человека в какой-то определенный отрезок времени.

 

-Организующая/Дезорганизующая – способность эмоции направлять ресурсы(силы, внимание) на организацию/нарушение целенаправленной деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций

 

-Коммуникативная/Экспрессивная – экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

 

-Предвосхищающая / Эвристическая – эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, т.е. использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций. Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию.

 

-Следообразующая – эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т. е. тогда, когда действовать уже поздно. Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. По этому поводу А. Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживающее настроение по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т. е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

 

- Символическая (я так понимаю, что она как-то связана с психоанализом, с аффективным комплексом)

65. Виды эмоций и их характеристика: аффекты, эмоции, чувства, настроения;

Аффекты - кратковременная, ярко выраженная, непроизвольная и неконтролируемая реакция защитная организма в ситуации жизненной опасности. Оставляет обобщенный след, имеющий тенденцию к накоплению.

Аффективный комплекс - сцепление разнородных деталей конкретной ситуации, связанной с аффектом. Формируется на базу случайных ассоциаций. 

 

Эмоций - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение человека к прошедшей, настоящей или возможной ситуации. Основные эмоции: счастье, удивление, гнев, печаль, отвращение, страх, презрение.

 

Чувство - достаточно устойчивые, внеситуативные, личностно-значимые состояния, которые управляются с помощью культурных средств и имеют предметный характер, те отражают отношение человека к каким-либо предметам/явлениям

 

Настроение - устойчивое эмоциональное состояние,. Относительно слабо выраженное и придающие эмоциональную окраску всему поведению человека.

 

66. Теории эмоций – их оценка

Эволюционная теория Чарльза Дарвина: идея о том, что эмоции имели приспособительное значение, те эмоции и выразительные действия, которые их сопровождают, имеют приспособительное значение, либо имели его раньше и являются рудиментами. Эмоции являются положительным эволюционным приобретением, как способствующие адаптации организма к различным условиям телесные сопровождения.

 

Ассоциативная теория Вундта: Эмоция- внутреннее изменение, характеризующиеся влиянием чувств на течения представлений. Телесные реакции - следствия чувств. Мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение их эмоционального тона. Эмоция развилась позже. Возникающая эмоция вызывает по ассоциации соответствующие ей низшее чувство. Эмоции являются внешним коррелятом внутренних переживаний.

Эмоции имеют 3 полюса:

Удовольствие-неудовольствие

Возбуждение – успокоение

Напряжение - разрядка

 

Психоаналитическая теория Фрейда: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии. Если инстинктивный импульс не смог разрядится в соответствующем поведение, то он приводит к формированию эмоциональной экспрессии или эмоциональному переживанию. Они могут проявлятся одновременно/поочередно/ независимо друг от друга.Фрейд рассматривал только негативные эмоции.

И выделял 3 аспекта:

- заряд аффекта

-процесс разрядки

-переживание эмоции

 

Органическая теория Джеймса-Ланге: Эмоции обусловлены исключительно переферическими изменениями: внешние впечатления происходят чисто рефлекторно, минуя высшие центры. Эмоция- прявление в сознании функциональных перестроек в организме.

Стрессор → перестройка физиологии → возникновение эмоции в сознании

 

Теория Кеннона-Барда: параллелизм и физиологических проявлений, как результат воздействия внешних стимулов.

Стрессор

Таламус

↓                          ↓

                                  Гипоталамус                    КБП

(регуляция физиологических процессов) (субъективное переживание эмоций)

 

Биологическая теория Анохина: Эмоция связана с осуществлением потребности. При возникновении потребности возникают отрицательные эмоции, которые мобилизуют организм для удовлетворения какой-либо потребности, при ее удовлетворении возникают положительные эмоции.

 

Фрустрационные теории(Дьюн, Клепаред, Фестингер):

Фрустрация – психическое состояние, вызванное объективно непреодолимым/ субъективно так воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к удовлетворению значимой потребности.

Дьюн: эмо­ция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или произвольных форм поведения натал­кивается на препятствие. Как только возникает затруднение, чело­век, стремясь адаптироваться к новым условиям жизни, испыты­вает эмоцию. «Психологически эмоция — это адаптация или на­пряжение привычек и идеала, а органические изменения... явля­ются проявлением этой борьбы за адаптацию» (Дж. Дьюи).

Клепаред: «эмоции возни­кают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Человек, имеющий возможность убежать, не испытывает эмоции страха. Страх обнаруживается только тогда, ког­да спастись бегством невозможно. Гнев возникает только тог­да, когда противника нельзя ударить», при этом «чем ближе эмоция к форме шока, взрыва, тем значительнее в ней доля не­адаптивности по сравнению с адаптивностью».

 

Теория когнитивного диссонанса Фестингера:

Когнитивный диссонанс – состояние психического дискомфорта индивида, вызванное сталкиванием в его сознании конфликтующих представлений.

Способы выхода из него:

-поведенческое решение

-изменения восприятия и оценки ситуации

-изолирование от новой информации

 

Двухфакторная теория Шехтера: Эмоция как сочетание физических факторов, физиологических факторов и оценки ситуации с точки зрения актуальной потребности.

 

Познавательная теория Лазаруса: Детерминантой эмоции выступает когнитивная оценка объекта.

Схема: Окружающая среда, стимулы и стрессоры влияют на личность. При первичной оценки стрессора 3 варианта: позитивная, опасная и не имеющая к нам отношения. При вторичной оценке ресурсов(при опасной): достаток либо недостаток ресурсов. При недостатке ресурсов мы испытываем стресс. Далее следует коппинг-стратегия. Коппинг-стратегия при этом делится на: фокусировке на проблеме(изменение ситуации) и фокусировке на эмоция(изменения отношения к ситуации). Далее следует переоценка(стимуляция и обучение).

 

Потребностно - мотивационная теория Симонова: Э= -П*(Ин – Ис)

Э – эмоция

П- сила и качество актуальной потребности

Ин- информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности

Ис- информация о средствах, которой располагает человек в данный момент времени

Критические замечания к ней:

-эмоции могут возникать в связи с исчезновением потребности

-что такое избыточная информация и зачем она нужна

- азарт(положительная эмоция) может возникать в связи с неопределенностью

- не объясняются сложные эмоции

- что такое отрицательная потребность

 

Теория дифференциальных эмоций Изарда: эмоции понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. В каждый момент времени можно испытать только одну преобладающую эмоцию.

Эмоция- сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные компоненты.

Базальные эмоции: интерес, вина, стыд, презрение, отвращение, гнев, страдание, удивление, радость.

Признаки базовых эмоций:

-наличие четкого нервного субстрата

-наличие специфического мимического проявления

-наличие специфического осязательного переживания

-они результат эволюционного процесса

-оказывают организующие и мотивирующие влияние

 

Модель Плутчика:

Эмоции:

-механизмы коммуникации и переживания

-имеют генетически эволюционную основу

-гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов

- цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз

-отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структурной модели

-эмоции соотносятся с определенными чертами характера и типологиями

 

67. Феномен стресса и его характеристика

Понятие стресса было предложено Уолтером  Кенноном. Он определял стресс, как универсальную реакцию организма «драться или бежать».Однако обнаружил его еще Павлов в своих исс-ниях и назвал понятием «стандартных форм нервной дистрофии». Феномен стресса изучал Ганс Селье.

 Факторы стресса:

- острый физический фактор(угроза смерти здесь и сейчас)

- хронический физический фактор(пр: голод)

-прогнозируемый физический/социальный фактор

 

Ключевой момент: несмотря на фактор организм реагирует одинаково.

 

Стрессовая триада Селье(проявления):

1.Повышение активности коркового слоя надпочечников чувство недомогания

2.Точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой желудка и кишечника желудочно-кишечным расстройствам

3.Уменьшение вилочковой железы и лимфатических желез чувство ломоты в суставах и мышцах

 

Селье выделял 3 основных этапа стрессовой реакции:

1.«Аларм» реакция- оптимизация организма, высвобождение ресурсов.

2.Фаза резистентности- наступает, если стресс нельзя победить и приходится с ним сосуществовать.

3.Истощение адаптационных резервов- сбой какой-то из систем при долгой эксплуатации.

 

При кратковременном стрессе задействуются поверхностные адаптивные резервы.

При долговременном стрессе, идет подключение глубинных резервов, связанных с перестройкой функциональных систем организма.

 

Дистресс – разрушающий, дискомфортный стресс с негативными последствиями.

Эустресс – приятные формы стрессовых переживаний.

 

Общее определение: Стресс - неспецифическая реакция организма на любое достаточно сильное и/или длительное воздействия внешней/внутренней среды, запускающая нейрогуморальные механизмы адаптации к этим воздействиям.

 

Субсиндромы стресса(Китаев-Смык):

1.Эмоционально-поведенческий

2.Вегетативный

3. Когнитивный и социально-психологический(их порядок зависит от индивидуально-личностных особенностей человека)

 

Кризисные ранги:

1.Включает поверхностные защитные механизмы, навыки, умения.

2.Кардинальная перестройка механизмов и систем адаптации.

3.Соматические и психические болезни стресса, чрезмерное проявление вегетативных реакций.

4.Стрессовое самоуничтожение

Итог: В принципе стресс не несет ничего плохого организму, наоборот он помогает ему организму выжить, вызывая два взаимосвязанных процесса: мобилизацию физиологических систем и активации стандартных, неспецифических реакций, развивающихся при воздействии любого необычного для организма стимула. Однако при частой эксплуатации стресс наносит только вред, как это происходит в современном мире.

 

68. Определение и общая характеристика воли;

Воля –сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

 

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональ-ными процессами. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами. С помощью воли человек органи-зует деятельность и управляет своим поведением. Основными особенностями воли являются:

· сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;

· связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя для этого человек может только в том случае, если он все хорошо продумал и спланировал;

· связь с движениями. Для реализации своих целей человек двигается, изменяет формы активности.

Общая регулирующая функция воли конкретизируется в следующих взаи-мосвязанных функциях:

· побудительная функция – активизация определенных мотивов поведе-ния, побуждение человека к определенной активности, совершению опреде-ленных действий, направленных на достижение определенной цели, связанной с удовлетворением определенной потребности;

· организующая функция – организация психических процессов в систе-му, адекватную цели деятельности;

· стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне вплоть до достижения цели деятельности;

· функция торможения воли – сдерживание нежелательных проявлений активности, торможение мотивов, влечений, желаний, вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.

 

69. Структура волевого акта;

Действия подразделяются на импульсивные(без контроля сознания) и осознанные.

Осознанные действия, те произвольные. В данном случае мы осознаем как к этому отнесутся другие люди. Произвольные поступки включают в себя волевые, но не все произвольные являются волевыми. Произвольность не = воля. Для совершения волевого поступка обязательно преодоление препятствия внутреннего и/или внешнего. Есть конфликт мотивов, недостаточность выраженности мотивации. Для преодоления нужно снабдить одну из деятельностей дополнительной мотивацией.

 

Структура волевого акта(по Рубинштейну):

1. Возникновение побуждения. Потребность (нужда в чём-либо) являются исходным побуждением к деятельности, на ее основе возникает мотив, т.е. побудительная причина к действию.

Если цель и мотивы ясны, то такое стремление называется желанием.

Неосознанные стремления называются влечением. Влечение в меньшей степени, чем желание, получает волевую поддержку человека, и оно реже реально осуществляется.

2.   Борьба мотивов -процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия. Борьбу мотивов можно рассматривать как ядро волевого акта.

3. Принятие решения заключительный момент борьбы мотивов. Появляется чувство ответственности за действие. Но недостаточно создать идеальный образ цели (чего хочу достичь), необходимо также и мобилизовать себя на её достижение. Для этого требуется волевое усилие это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.) и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. В результате волевого усилия удаётся затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Первоначально свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них. Волевые усилия связаны с преодолением препятствий.

Внешние препятствия - объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжёлые условия для работы и т.п.

Внутренние препятствия – субъективные, личные побуждения, мешающие выполнить намеченное, не имеющие отношения к выполнению поставленной цели.

4 Исполнение принятого решения.

 

70. Проблема свободы воли – подходы к ее решению.

1. Тотальный детерминизм (детерминизм есть, свободы нет)

Логос- всеобщий закон природы, непреодолимый.

Отсутствие случайностей, отсутствие свободы воли. Активность человека проявляется в выборе нравственных критериев поведения.

Детерминизм в понимании Стивена Хоккинга: Хотя человеческое поведение невозможно предсказать, сам человек лишь «биологическая машина», лишенная своды воли.

Жесткий детерминизм утверждает, что для того, чтобы свобода могла существовать, у действующего лица должно быть несколько вариантов действия, то есть в каждой ситуации у него должен быть выбор, поступить ему так или иначе. Иметь несколько вариантов – значит иметь выбор между Х и Y. И даже если я выбираю Х, я мог бы выбрать Y, если бы захотел. Детерминизм утверждает, что существуют причины, по которым я выбираю Х, а не Y. А если бы я выбрал Y, то этому должен был предшествовать иной набор условий, нежели тот, который приводит к выбору X. Этот набор условий, который всегда предшествует действию, может привести только к одному варианту действия. В соответствии с такой позицией детерминизма совершенно очевидно, что у действующего лица нет никакого выбора, а следовательно, свобода невозможна. Самая большая проблема жесткого детермизима состоит в том, что он так сильно противоречит нашим иллюзиям о морали. В мире жесткого детерминизма не существует ответственности и вины, а все действующие лица равны с точки зрения морали, поскольку они одинаково не отвечают за свои действия.

 

2. Инкомпатибализм (детерминизма нет, свободы нет)

Гален Стронс пытается показать абсурдность идеи детерминизма и свободы воли. Человек, совершая поступок свободно, должен нести ответственность за ментальное состояние, которое нас побудило, и за ментальное состояние, которое нас побудило на ментальное состояние и так далее(как в доме который построил Джек), т.о. все наши действия являются следствиями законов природы и событий прошлого, но поскольку ни законы природы, ни события, произошедшие еще до нашего рождения, нам неподвластны, то и следствия их, то есть наши собственные действия в настоящем, не зависят от нас.

Проблема здесь не в том, что у свободных действий не может быть причин. Любой согласится, что у всех действий есть свои причины. Проблемы начинаются тогда, когда мы пытаемся утверждать, что у каждого действия имеются достаточные причины, так что при определенном наборе причин может произойти Х, и только Х. Если у каждого действия есть достаточные причины, значит, действующее лицо просто не может поступить иначе, а ведь действие может быть названо свободным только в том случае, если действующее лицо могло поступить так или иначе. Если существует свобода воли, объяснения причин не смогут рассказать нам всю правду о том, как мы действуем, и в то же время объяснения причин должны быть частью правды, если мы хотим вписаться в естественный порядок вещей.

 

3.Либертариализм (детерминизма нет, свобода есть)

Большинство либертарианцев признают, что у человеческих действий есть причины, но они утверждают, что люди лишь тогда могут действовать свободно, когда их действия не предопределены от начала и до конца предшествующими им условиями. Можно возразить, что тогда выбор будет иррационален, однако это не так. Как Х, так и Y являются рациональным выбором, даже если для этого выбора нет никаких веских причин – а может, и никаких причин вообще. Бывают случаи, когда для выбора любой из альтернатив у нас имеется множество веских причин, и при этом нет никаких предпосылок для предпочтения одной из альтернатив всем остальным, и все же мы делаем какой-то выбор. В таких случаях до последнего момента неизвестно, что же мы выберем, то есть до самого конца наше решение остается неопределенным, а это то же самое, что либертарианская свобода выбора. Другими словами, либертарианизм утверждает, что проще всего увидеть либертарианскую свободу в ситуации выбора между равнозначными альтернативами, но она присутствует и там, где у действующего лица имеются рациональные причины для предпочтения одной из альтернатив.

4.Компатибилизм (детерминизм есть, свобода есть)

Не все компатибилисты непременно признают верность теории детерминизма. Они и не стремятся доказать верность этой теории, а просто принимают ее как предпосылку, утверждая, что даже если мир детерминирован, свобода воли тем не менее возможна. Ответ компатибилизма на вопрос о свободе действий строится на проведении различия между поведением, которое определяется внешними факторами, и поведением, которое определяется собственными решениями и желаниями. Действие считается свободным постольку, поскольку ничто не мешает индивиду действовать согласно своим желаниям и не принуждает его действовать вопреки своим желаниям. Действие полностью определяется тем состоянием, в котором находится действующее лицо, а это состояние полностью определяется предшествующей комбинацией причин и условий, и тем не менее действие определяется исключительно состоянием действующего лица. Действие не было бы свободным, если бы кто-либо принуждал индивида к его совершению. Свобода подразумевает лишь отсутствие принуждения, а под принуждением следует понимать действие, идущее вразрез с желаниями и предпочтениями действующего лица, выполненное вопреки собственному желанию из-за угроз. Свобода состоит в отсутствии физического или психологического принуждения. Свобода есть в действительности не что иное, как возможность выбирать, как именно мы будем действовать, исходя из того, какими мы являемся. Таким образом, мы нашли ту точку, в которой свобода и детерминизм не противоречат друг другу. Единственное, что может помешать свободе – это принуждение.

Полукомпатибилизм. Основные постулаты:

-Направляющий контроль- способность принимать решения и действовать, даже не имея объективных возможностей «поступить иначе»

-Отзывчивость- способность субъекта отзываться на рациональные довыды

-Собственность- чувство авторства и причастности к совершаемому выбору

Гуманистический компатибилизм:

Не отрицают обусловленность поведения внешней средой и физиологией, но полагают, что человек способен совершать поступки не определенные предшествующими событиями. Не верят в возможность ис-вания человека декартовскими методами.

 

Принцип супервентности- действие возникает как следствие чего-то другого.

 

Концепция Иванникова:

Воля- способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работуво внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение/торможение к действию на основе произвольной формы мотивации.

Воля проявляется в:

- произвольной мотивации действий

-произвольном решении при выборе мотива, цели и действия в ситуации двух или более альтернотив

-произвольной регуляцииличностными средствами различных психических процессов и исполнительных действий.

 

Теория Юлиуса Куля:

Воля – контроль за действием, представляющий собой совокупность процессов, опосредующих реализацию намерения.

Волевые процессы:

-мотивационный контроль

-контроль внимания

-перцептивный контроль

-эмоциональный контроль

-контроль активации усилий

-контроль кодирования и оперативная память

-поведенческий контроль

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: