Акцентуация характера по А. Личко

По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние (нормальные), выраженные (акцентуированные) и выходящие за рамки нормы (психопатии).

Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.

Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно, отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений личности, а именно отношений к окружающим и труду.

Целостность характера, однако, неабсолютна. Это связано с тем. что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает гак называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно пенные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.

Все типологии человеческих характеров исходили и исходят из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

§ характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;

§ те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одна из любопытных классификаций характера принадлежит известному отечественному ученому А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера (рис. 6), при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «...при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

 

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:

· гипертимный — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи;

· дистимический — заторможенность, подчёркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи;

· аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны;

· аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ;

· тревожный — боязливость, робость, покорность;

· эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание.

К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

· демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон;

· педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия собственного Я идеалам;

· застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъёма к отчаянию;

· возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты.

К личностному уровню были отнесены типы:

· экстравертированный;

· интровертированный.

Стоит обратить внимание на то, что понятия экстраверсии и интроверсии, использованные Леонгардом, ближе всего к представлениям Юнга: экстраверт по Леонгарду — это человек, ориентирующийся на внешние, «объективные» стимулы, восприимчивый к влиянию среды и заинтересованный в нём, в то время как интроверт — ориентирован на свои «субъективные» представления, мало подвержен внешнему влиянию и не заинтересован в нём[1]. Такое понимание экстраверсии и интроверсии не является единственно верным — в психологии существуют и другие описания этих характеристик, например, у Айзенка.

Классификация Личко

Гипертимный

Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении (по типу гипертимии) и тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Люди с гипертимной акцентуацией характера не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и ограниченности контактов, безделья. Тем не менее, их отличает энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, а хорошее настроение мало зависит от обстановки. Люди с гипертимной акцентуацией легко меняют свои увлечения, любят риск[2].

Циклоидный

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов[2].

Лабильный

Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого[2].

Астено-невротический

Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по ничтожному поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированны[2].

Сензитивный

Люди с сензитивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание[2].

Психастенический

Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надёжность. У них обычно ровное настроение без резких перемен. В сексе они зачастую опасаются совершить ошибку, но в целом их половая жизнь проходит без особенностей[2].

Шизоидный

Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя. Могут проявлять склонность к употреблению алкоголя, но у них он обычно не вызывает выраженной эйфории[2]. Алкоголь для шизоидов способен играть роль «коммуникативного допинга», то есть облегчать контакты с другими людьми и вселять уверенность[2].

Эпилептоидный

Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с выплёскиванием гнева и агрессии[2].

Истероидный

У людей с истероидным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Они слабо переносят удары по эгоцентризму, испытывают боязнь разоблачения и боязнь быть осмеянными, а также склонны к демонстративному суициду (парасуициду). Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция. Они выбирают наиболее популярные увлечения, которые легко меняют на ходу[2].

Неустойчивый

Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал — остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для них выступает источником развлечения, сексуальная жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков[2].

Конфо́рмный

Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированны и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей[2].

Классификация Леонгарда

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:

· гипертимный — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи;

· дистимический — заторможенность, подчёркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи;

· аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны;

· аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ;

· тревожный — боязливость, робость, покорность;

· эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание.

К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

· демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон;

· педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия собственного Я идеалам;

· застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъёма к отчаянию;

· возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты.

К личностному уровню были отнесены типы:

· экстравертированный;

· интровертированный.

Стоит обратить внимание на то, что понятия экстраверсии и интроверсии, использованные Леонгардом, ближе всего к представлениям Юнга: экстраверт по Леонгарду — это человек, ориентирующийся на внешние, «объективные» стимулы, восприимчивый к влиянию среды и заинтересованный в нём, в то время как интроверт — ориентирован на свои «субъективные» представления, мало подвержен внешнему влиянию и не заинтересован в нём[1]. Такое понимание экстраверсии и интроверсии не является единственно верным — в психологии существуют и другие описания этих характеристик, например, у Айзенка.

59. Общая характеристика способностей, соотношение способностей, задатков и склонностей (по Теплову);

Признаки способностей:

-Способности – индивидуально-психологическая особенности отличающая одного человека от другого

-Способностью можно считать только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполняемой деятельности.

-Способности не сводимы к ЗУНам(Знания, умения, навыки), выработанным у человека, но обуславливают скорость и легкость их приобретения.

 

                       Успешность (продуктивность)

Способность = ------------------------------------------

                                 Трудность (цена)

 

Виды способностей:

-Общие (обеспечивают успешное овладение и осуществление различных видов деятельности)

-Специальные (рассматриваются в отношении к отдельным специальным видам деятельности)

 

 

Задатки – врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга, которые способствуют более динамичному приобретению знаний, умений и навыков и составляют основу способностей.

 

Склонности – мотивационные аспекты отношения человека к осуществляемой им деятельности.

 

Под задатками следует понимать первичную природную основу способности, их фундамент, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Задатки выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, т.е.способности формируются на основе задатков. Но развитие способностей осуществляется в процессе какой-либо практической или теоретической деятельности. Способности следует рассматривать как прижизненные образования, которые находятся в постоянном развитии.

Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.

60. Подходы к пониманию способностей: личностно-деятельностный и функционально-генетический;

Личностно- деятельностный (Теплов, Ковалев, Платонов, Мясищев)

В соответствии с этим подходом способности определяются как свойства (или совокупность свойств) личности, влияющие на эффективность деятельности.

Теплов, возражая против того, чтобы считать способностью любое свойство личности, ввел ограничения: способностью можно назвать только такое свойство личности, которое влияет на эффективность деятельности.

При личностно-деятельностном подходе способности рассматриваются как результат деятельности человека. Таким образом, деятельность выступает как обязательное условие формирования способностей, как процесс их образования. Невозможность отрицания роли врождённости привела к постановке вопроса о роли деятельности в преобразовании врождённых задатков в способности.

Под задатками чаще всего понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга, которые способствуют более динамичному приобретению знаний, умений и навыков и составляют основу способностей.

Способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося главным образом в процессе воспитания и обучения.

Задатки не могут выступать в качестве единственного структурного элемента способностей.Способности являются многокомпонентными образованиями, а задатки могут быть полифункционалъными.

Формула: способность = задатки + X (приобретаемый в процессе деятельности или развития) – не работает, так как, не зная, что такое X, психологи определяют понятие способности через неизвестное. Образно говоря, задатки выступают в роли листьев без дерева.

 

Целостно-личностный подход страдает существенными недостатками:

 -если принять, что человек обладает несколькими ярко выраженными способностями, проявляющимися в разных по характеру видах деятельности, то придется признать, что у него имеется и несколько структур личности. Поэтому речь должна идти при рассмотрении способностей не о структуре личности в целом, а о подструктурах, блоках, которые при выполнении какой-либо деятельности формируются, по П.К. Анохину, в функциональную систему.

- рассмотрение способностей в широком личностном плане, а также попытка определять способность через личность переводит саму проблему способностей в область проблем личности. Личность и способности имеют прямую связь, однако это вовсе не означает, что одно может подменяться другим.

-ошибочность такого подхода становится очевидной, если учесть, что приобретение знаний и выработка стиля деятельности находятся в зависимости от выраженности у человека тех или иных способностей.

- неясно, где провести ту черту, которая отделит личностные свойства, могущие быть способностями, от тех личностных свойств, которые таковыми быть не могут.

-рассматриваются только психические свойства и не учитываются физиологические и биохимические, существенно влияющие на эффективность деятельности.

-Слишком прямое следование за тезисом, что без деятельности нет способностей, заводит проблему в тупик, тем более, если учесть, что совершенно не раскрывается главный вопрос – как физиологическое (задатки) превращается в психологическое (способности).

 

Функционально-генетический ( Владимир Шадриков и Евгений Ильин)

Особенностью этого подхода является рассмотрение структуры способностей с позиции функции и функциональной системы, а возникновения (генезиса) способностей – с позиции генетической теории.

Рассмотрение вопроса, с чем нужно соотнести задатки, чтобы получить способности, приводит к следующему пониманию сущности и состава каждой конкретной способности.

В формулу способности Ильин предлагает подставлять функции (сюда, естественно, не входят вегетативные функции). Можно говорить о перцептивных, аттенционных, мнемических, интеллектуальных, двигательных функциях, каждая из которых характеризуется определёнными свойствами (качественными сторонами). Например, внимание характеризуется интенсивностью, устойчивостью, переключением и прочими свойствами, движение – силой, быстротой, точностью и т. д. Когда говорят о способностях, то имеют в виду именно различия в степени проявления этих свойств (качественных сторон функции) у разных людей. Нужно подставить не просто функцию, а качественную сторону её проявления (свойство). Но уровень проявления каждой качественной стороны определяется задатками, причем, чем большее число задатков, способствующих проявлению какой-либо из сторон функции, имеется у данного человека, тем более выражена данная способность. Отсюда следует, что различия между людьми проявляются не в том, есть у конкретных людей данная функция или нет (любой здоровый человек обладает полным набором функций), и не в том, есть у них та или иная характеристика функции (плохо ли, хорошо ли, но все могут концентрировать внимание, проявлять силу и т. д.), а в различном уровне проявления этих характеристик у разных людей. В соответствии с этим, под способностями понимают яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции, т. е. дают качественную характеристику проявления функции.

Однако правильнее было бы говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой – низкой), а не об отсутствии её у того или иного человека. К сожалению, и в отношении этих задатков применяется тоже качественная их оценка. Например, говорят о сильной и слабой нервной системе, подвижности и инертности нервных процессов, будто это разные свойства нервной системы. В действительности же это разная выраженность одного и того же свойства. Человек с сильной нервной системой обладает большей выраженностью свойства, чем человек со слабой нервной системой, инертный отличается от подвижного лишь меньшей быстротой исчезновения нервного процесса и т. д. Нет людей без какой-либо способности, но есть люди с низкими способностями, которые при их сравнительной оценке называются неспособными, т. е. не обладающими возможностями добиться в чём-то высокого результата.

Следует обратить внимание на то, что задатки являются лишь усилителями проявления качественной стороны функции (свойства), но не подменяют её. Убрав задатки, мы не устраним функцию и её качественные проявления, однако сделаем беспредметным разговор о способностях. Убрав же функцию и её проявления, оставим задатки в положении листьев без дерева: задаткам не в чем будет проявиться. Функция выступает «носителем» задатка.

61. Я-концепция: определение, структура, функции, факторы формирования и развития;

Я-концепция - целостный образ собственного Я, представляющий собой систему представлений человек по самом себе, на основе которой он взаимодействует с социумом и самим собой.

Проблематику Я-концепции впервые начал разрабатывать Уильям Джемс. Он разделил личностное Я (Self) на две составляющие, Я-как-субъект (I) и Я-как-объект (Me).

Я-как-субъект представляет собой опыт, Я-как-объект - содержание этого опыта.

Джемс выделил 4 уровня понимания себя:

· Духовное Я –внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок.

· Материальное Я – то, что он отождествляет собой(его дом, частная собственность, семья, друзья)

· Социальное Я – признание и уважение, которое он получает в обществе, его социальная роль.

· Физическое Я – тело человека, его первичные биологические потребности.


Образ Я включает в себя:
•Я-идеальное - идеальная версия себя исходя из личных установок и ценностей.
•Я-реальное - то, какими человек себя видит.
•Я-зеркальное- личные предоставления о том, как нас видят другие.

Составляющие:
- Когнитивная(осознанная)- представления человека о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает
- Оценочная- то, как индивид оценивает эти характеристики, соотнося их с Я-идеальным, социальными ожиданиями, со своей идентичностью
- Поведенческая- поведенческие реакции, вызванные знанием о себе и оценкой себя

Функции:
•Обеспечение внутренней согласованности личности
•Определение характера интерпретации жизненного опыта
•Выступает источником установок и ожиданий личности

 

Источники формирования:

•представление о своем теле (телесное «Я»);

•язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;

•субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;

•идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина);

•практика воспитания детей в семье.

 

 

 

62. Мотивация: общая характеристика;

Мотивация - это сово­купность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятель­ности человека.

Выделяют:

Внутренняя мотивация- сталкиваясь с задачей человек сам порождает мотивы.

Внешняя мотивация- мотивы вызываются воздействием извне.

 

В основе мотивации лежат потребности, те «недостаток» чего-то, ощущаемый в определенный период времени.Потребности могут воз­никать как осознанно, так и неосознанно, при этом не все потребно­сти осознаются и осознанно устраняются.

 

Мотив материальный/идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы находится в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматри­ваться как основа осуществления им определенных действий. Она обладает определенной стабильностью, но может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

 

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью по­буждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем оп­ределенных мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком.

Выделяют 2 типа мотивирования:

-Путем внешних воздействий вызывать к действию определенные мотивы побуждающие осуществлять определенные действия, приводящие к жела­тельному результату.

- Форми­рование определенной мотивационной структуры человека, те развитие и усиление желаемых мотивов человека, и ослабление мотивов, мешающих управлению человеком.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения». Человек реагирует на многие сти­мулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла.

Стимулирование-  процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стимулирование имеет различные формы.

Мотивация оказывает воз­действие на следующие характеристики деятельности человека: усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность.

 

 

63. Теории мотивации и их классификации.

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов.

Первыми, собственно мотивационными психологическими теориями следует считать возникшие 17-18в теорию принятия решений, объясняющую поведение человека, и теорию автомата, объясняющую поведение животного.

Развитие теории автомата соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной — для человека, другой — для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря — материализм и идеализм,— продолжалось вплоть до конца 19 в. Вторая половина 19 в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии — появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Ч. Дарвин сделал первый решительный шаг вперед в поведенческом и мотивационном сближении человека и животных, показав, что у них имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

Теории инстинктов. Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У.Макдауголл, И. П. Павлов и др.).

Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Принципиальные отличия человека от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории

старались свести к минимуму.

Одним из первых проявлений такой крайней биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и У.Мак-Дуголла.

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.

В теории З.Фрейда таких 2 инстинкта: либидо(инстинкт жизни, сексуальный инстинкт) и Танатос(инстинкт разрушения)

У. Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, самоунижения, самоутверждения.

В конце концов дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие, которые включали в анализ психических явлений.

Теории психогенных потребностей. Американский исследователь мотивации Г.Мюррейпредложил перечень первичных, и вторичных потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения

внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания и др. (всего около двух десятков потребностей).

 

Трехфакторная теория Мак-Клелланда

Ключевые мотивы человека:

- Мотив успеха- стремлении человека достигнуть общественных стандартов.
- Мотив аффиляции- стремления к дружеским отношениям с окружающими, быть близким с другими

- Мотив власти- является приобретенным, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении, стремление влиять на других

 

Бихевиоральная теория мотивации

Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение, не подкрепленное или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера. Режимы подкрепления:

1. режим подкрепления с постоянным соотношением

2. режим подкрепления с постоянным интервалом

3. режим подкрепления с вариотивным соотношением

4. режим подкрепления с вариотивным интервалом

 

 

Теория функциональных систем Анохина

Мотивацией называется избирательное возбуждение структур мозга, вызванное той или иной внутренней потребностью и побуждающее животное к целенаправленной деятельности для удовлетворения потребности. Это - врожденные механизмы мозга. Они сами могут строить поведение, без афферентных сигналов (инстинкты).

 

Социально-когнитивная теория Бандуры придерживается точки зрения, что деятельность человека есть продукт множественного действия событий окружающей среды, поведения человека и свойств его личности, особенно мышления. Бандура рассматривает деятельность людей в терминах реципрокного детерминизма, который предполагает тройственное взаимодействие окружающей среды, поведения и личности

Теория Маслоу

В ее основу лег принцип иерархичности интересов людей. Маслоу предложил следущую классификацию потребностей:

· Физиологические потребности (утоление голода и жажды, потребность в сне и отдыхе).

· Потребности в безопасности - это обеспечение стабильности, защиты, свободы от страха, тревоги и т.д.

· Потребности в принадлежности и любви выражаются в таких понятиях как семья, друзья, общение.

· Потребность в признании реализуется через уверенность, независимость, репутацию, престиж, статус, внимание окружающих и славу.

· Потребность в самоактуализации - это стремление человека к воплощению заложенных в нем потенций

 

По мере удовлетворения низших потребностей (физиологических), приоритеты человека направляются на реализацию интересов, стоящих более высоко в предложенной иерархии. При этом потребности более низкого порядка не обязательно должны быть удовлетворены полностью. Главное, чтобы потребности, находящиеся на более высокой ступени иерархии были удовлетворены в меньшей степени, чем низшие. В поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

 

Терия ERG Альдерфера

В отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, выделяет три:

· потребности существования;

· потребности связи;

· потребности роста.

 

Эти три группы потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.

 

Теория Мак-Грегора

Описывает типы поведения руководителей организации

«Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем.

«Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

 

Двухфакторная теория Герцберга

Герцберг выделяет 2 фактора влияния:

1. Мотиваторы - потребности работника в самореализации на рабочем месте, профессионального роста, достижения, продвижении по службе, признания и ответственности. Мотиваторы удовлетворяют потребность индивида в достижении поставленных целей

2.Гигиенический фактор удовлетворяют потребности человека, помогая избежать неприятных ситуаций. К таковым относятся: справедливое распределение заработной платы, технические аспекты руководства, условия работы, ее надежность и стабильность, а также общий административный стиль управления.

Удовлетворение работой вызывается факторами, связанными с воздействием мотиваторов, в то время как неудовлетворенность работой - следствие действия гигиенических факторов. Если уточнить, то мотиваторы "гораздо более склонны повышать степень удовлетворенности работой, чем работать на ее понижение", а гигиенические факторы, "создающие неудовлетворенность работой, очень редко работают на повышение удовлетворенности". Таким образом, за чувство неудовлетворенности отвечают гигиенические факторы, а за чувство удовлетворенности – мотиваторы. Чтобы человек был доволен работой, нужно увеличивать воздействие на него мотиваторов, а чтобы у него не было отрицательного настроя на работу, нужно активизировать факторы гигиены.

 

Мотивация в гештальт-психологии. Рассмотрение мотивации в русле гештальтпсихологии сводилось к анализу особенностей человеческой психики. По мнению К. Левина, энергия побуждения/мотива реализуется не только в пределах организма, а распределяется в системе «организм – среда», которая представляет собой единое динамичное поле. Под воздействием мотивационных факторов разные объекты приобретают по отношению к индивиду «требовательный характер», побуждая выполнять его конкретные действия по отношению к данным объектам. Подход К. Левина к мотивации может быть охарактеризован как «гомеостатический». По мнению исследователя, нарушение баланса между субъектом и ситуацией, способствует появлению состояния мотивационной напряженности, которое он путем различных действий стремится редуцировать. К. Левин предлагал рассматривать два вида потребностей: биологические и социальные (квазипотребности, то есть стремление к совершению целенаправленного социального действия). В структуре личности потребности не находятся в изоляции, они взаимодействуют друг с другом, подчиняясь определенной иерархии. Связанные между собой квазипотребности могут обмениваться аккумулированной в них энергией. Этот процесс Левин называл «коммуникацией заряженных систем». Возможность такой коммуникации ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать внешние и внутренние барьеры, находить выход из сложных ситуаций. Таким образом, стремясь к разрядке напряжения, человек не запрограммирован на выполнение строго определенных действий, а может изменять и замещать их, находя новые способы преобразования ситуации.

Модель Роттера. Утверждал, что поведение человека определяется ожиданиями(субъективная вероятность, что в результате определенного поведения получится определенное подкрепление) и ценностью подкрепления(степень, с которой мы при равной вероятности предпочитаем одно подкрепление другому). В связи с этим в науку было введено понятие «локус контроля» - восприятие собственного поведения с точки зрения причинной обусловленности последних событий.

1) интернальный локус контроля – человек принимает ответственность за событие на себя, объясняя его причины собственным поведением, характером, способностями.

2) экстериальный локус контроля – человек приписывает ответственность за события внешними факторами.

Модель трудовой мотивации Аткинсона. Стремление к успеху зависит от индивидуальных качеств(МУ- мотивация достижения успеха; МН- мотивация избегания неудач) и ситуационных переменных (ВУ –вероятность успеха; ПУ – привлекательность успеха= 1- ВУ; ВН – вероятность неудачи = 1- ВУ)

СУ= МУ* ВУ* ПУ

 

Теория ожидания Врума

Автор считает, что степень мотивированности сотрудников организации к труду зависит от их представлений относительно своих способностей к выполнению стоящих перед ними задач и реальности достижения поставленной цели. На степень мотивированности влияет также ценность или привлекательность для индивида полученных результатов.

Где М- мотивация

Е- ожидаемость, восприятия того, что усилия приведут к результату

I-инструментальность, восприятие того, что исполнения будет вознаграждено или наказано

V-валентность, предполагаемая сумма вознаграждения или наказания

Теория мотивации Хекхаузена

Хайнц Хекхаузен отмечает, что мотивы определяются как такие содержательные классы целей действия, которые существуют в форме устойчивых и относительно постоянных ценностных диспозиций. Это ценностные диспозиции «высшего» порядка; иными словами, они не играют решающей роли в поддержании функционирования организма, они не врожденные и развиваются только в процессе онтогенеза, зависят от социализации и, следовательно, от социальных норм той среды, в которой воспитывается ребенок. В понятие мотива не входят физиологически обусловленные потребности в утолении голода, жажды, потребности во сне, выделении и т.д.

Теория личностных конструктов Келли

По его мнению все зависит от того как сам человек осознает и интерпретирует то или иное явление. Не важно, что мы пытаемся понять, всегда существуют «конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума. Личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. С точки зрения Келли, термин «мотивация» подразумевает, что люди по своей природе статичны и действуют только тогда, когда их вдохновляет какая-то особая сила. Сам он отвергал концепцию, что люди инертны или реактивны по природе и начинают действовать только под влиянием внутренних или внешних сил. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы.

 

Закон оптимума мотивации (Йеркса-Додсона)

 

При повышенной мотивации в человеческом организме происходят реакции психологического характера: нервное перенапряжение, стрессы, переживания, ухудшается продуктивность.

Следовательно, закон мотивации Йеркса Додсона звучит следующим образом:

«Малая мотивация человека не дает приличных эффектов, он не заинтересован в выполнении заданной работы. Завышенная мотивация отклоняет от конкретных задач и затрудняет сосредоточить внимание».

 

Деятельностный подход Леонтьева

В своих работах А.Н.Леонтьев утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. Это не означает, что действия не мотивированы, просто для деятельности и действий имеется общий мотив. Однако цели деятельности и действий в её составе не совпадают. Когда одни и те же действия становятся деятельностью, то она приобретает самостоятельный мотив. Подобные случаи он обозначает как «сдвиг мотива на цель». Опредмечивание потребности и возникновения мотива. Смыслообразующая функция мотива (по­будителем является не сам предмет, а его значение для чела). Говорит о соподчиненности мотивов. Идея о полимотивированости деятельности (ведущие мотивы, второстепенные).

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: