Достоинства и недостатки психоанализа

Достоинства:

Предметом психологии стало изучение динамики отношения сознания и бессознательного.

В центр внимания были поставлены механизмы бессознательного

Сознание перестало быть замкнутым, а стало частью мотивированной психической жизни

Сексуальная сфера вошла в круг психологического изучения

Особое внимание было обращено на роль детского опыта в развитии личности

Разработаны методы психотерапевтической помощи и др.

Недостатки:

Преувеличение роли сексуальных влечений, бессознательного начала в поведении человека

Слишком широкое привлечение в качестве объяснения умозрительных конструкций, художественных образов, метафор и т. п.

Произвольность в толковании проявлений бессознательного (содержания слов, ошибочных действий и т. п.)

24. Объективная психология: Сеченов и Бехтерев – редукционизмв понимании психики; Торндайк;

Основателем рефлексологии был Бехтерев, изложивший план ее построения в своей статье «Объективная психология и ее предмет». В основе рефлексологической теории находилось положение о том, что нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями. В связи с этим предметом изучения для рефлексологии становятся все рефлексы, протекающие с участием ГМ («соотносительная деятельность»). Рефлексологи стремились использовать исключительно объективные методы как твердую точку опоры для научных выводов. Рефлексология стремилась рассматривать психическую деятельность в связи с нервными процессами, привлекая для объяснения материалы физиологии ВНД и широко используя богатый фонд неврологических исследований Бехтерева.

Бехтерев «Объективная психологи и ее предмет»

Рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс (вслед за Сеченовым), т.к. нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями.

Метод исследования – анализ сочетательно-двигательных рефлексов, доступных для внешнего наблюдения и регистрации, а не интроспекция.

Ô объективная психология и рефлексология

Выдвинул и проводил идею комплексного (междисциплинарного) изучения человека, которая реализовалась в два этапа:

v Комплексные экспериментальные исследования, в которых человек выступал бы предмет изучения разных научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии.

v Анализ и осмысление на основе единой теоретической концепции разных сфер и уровней взаимодействия человека с миром.

Это требовало глубокого анализа различных форм человеческой активности – именно этой стратегии отвечала разработка Бехтеревым новых отраслей рефлексологии: генетической рефлексологии, рефлексологии труда, коллективной рефлексологии и т.д.

Бехтерев не ограничивался анализом индивидуального поведения человека. Признавая связь поведения одного человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи Ô основал новое направление психологического исследования социальная (общественная) рефлексология.

Предпосылки процессов социальной интеграции он видит в «социальных инстинктах», которые «приводят даже животных одного и того же вида к совместной жизни стадами». Важным стимулом объединения людей в группы является, по Бехтереву, их «взаимная нуждаемость» друг в друге, проявляемая в филогенезе в виде необходимости «объединения сил для целей нападения и защиты», а в ситуации совместной деятельности – в конкретных формах взаимного дополнения индивидами друг друга, распределения функций и усилий для достижения поставленной цели.

В число факторов, объединяющих людей в группы, он включал также общение, проявляющееся в разных формах – в виде взаимного подражания, внушения, убеждения.

Бехтерев организовал лабораторию экспериментальной психофизиологии в1885 (после возвращения из Лейпцига, где учился у Вундта), которая позднее преобразовалась в институт изучения проблем мозга и психической деятельности.

Сеченов - «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873).

Предмет психологии – различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые следует изучать в их развитии и в системе связей друг с другом.

Основной метод – объективное наблюдение развития психических процессов, которое представляет собой путь от внешних форм (развернутых рефлексов) к кажущимся внутренними, но являющихся просто «свернутыми», форм действий – одна из первых концепций интериоризации.

Раздражимость может развиваться в 2-х направлениях:

1. Расширяется круг биологически значимых для организма раздражителей.

2. Организм становится раздражимым и по отношению к биологически не значимым раздражителям, которые являются сигналами наличия биологически значимых раздражителей.

Органы чувств неразрывно связаны с мозгом.

Выдвинул идею рефлекторности психики. Материальной основой сознания является рефлекторная деятельность головного мозга, все психические процессы рефлекторны по своей природе (экспериментально подтверждено Павловым).

Открыл принцип обратной связи применительно к явлению «проекции» образа в объективный мир. Он показал, что в образовании сложных объективизированных ощущений принимают постоянное участие мышечно-двигательные приборы органов чувств, являющиеся главными эффекторами, осуществляющими внешнюю реакцию данной чувствующей системы мозга.

Рефлекторная дуга – сцепление 3-х аппаратов:

Анализатор (начало психических явлений) Ô соединительный/замыкательный прибор (интеграция психических явлений) Ô исполнительный/рабочий прибор (двигательный компонент)

Павлов

Развил и конкретизировал идею рефлекторности психики:

Единицы поведения – безусловные (врожденные) рефлексы (реакции на строго определенные раздражители внешней среды) и условные рефлексы (реакции на нейтральные раздражители, которые приобретают сигнальное значение).

Выделил другие типы рефлексов:

— Ориентировочный

— Рефлекс свободы

— Рефлекс цели

Учение о 2-х сигнальных системах:

1. Непосредственные условные раздражители (зрительный, слуховой, тактильный) + возбуждения, вызываемые ими в анализаторах, + условнорефлекторные процессы = первая сигнальная система

2. Словесные сигналы + вызываемые ими нервные процессы + система возникающих на этой основе временных нервных связей = вторая сигнальная система (поскольку слово является орудием обобщения вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения).

Разработал учение о высшей нервной деятельности.

В учении об анализаторах определил роль коры головного мозга в деятельности органов чувств.

Анализатор – сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимающим аппаратом и кончающийся в мозгу, то в низшем, то в высшем его отделе:

Рецептор (превращает внешнюю энергии в нервный процесс) Ô проводящие чувствительные нервы Ô мозговые концы анализатора или воспринимающие центры коры больших полушарий

Работа отдельных анализаторов и их взаимная связь находится в зависимости от нервных процессов возбуждения и торможения по всей коре. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения – материальная основа ощущений. Виды коркового торможения: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное, связанное с установлением временных связей в коре).

Сеченов «Психологические этюды» (1873 г.).Основа – родственность психологического и физиологического по механизму совершения (т. е. существует психический акт имеющий начало, течение и конец, причем начало имеет физическую иди физиологическую причину, а конец – целесообразные движения, доставляющие какую-либо пользу). Другой постулат: психическое – один из уровней регуляции поведения. Организация работы мозга – принцип рефлекса и обратной связи, причем Сеченов указывает, что большинство психических актов несет бессознательный характер. Он вводит понятие ощущения как сигнала. Основной метод познания – генетический метод – исследование развития сложных психических актов из элементарных. Развитие концепция Сеченова получила в работах бихевиористов. Сеченов перевел акцент внимания психологии с феноменов сознания на регулируемое психически поведение.

Павлов: «концепция о сигнальных системах действительности» (1 СС – условно-рефлекторное реагирование через непосредственное восприятие энергии условных раздражителей, 2 СС – обеспечивает реагирование на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом), типы высшей нервной деятельности: в основу классификации типов ВНД положил характеристику нервных процессов возбуждения/торможения – силу, уравновешенность, подвижность. Исходя из сочетаний 3 свойств выделил 4 основных типа ВНД, которые соответствуют типам темперамента. Представлял ГМ как конец анализатора Þ все большие полушария заняты воспринимающими центрами = мозговыми концами анализаторов.

Труды Сеченова, Павлова и Бехтерева утвердили в отечественной психологии приоритет рефлексологического подхода с надеждой расшифровать психические явления в области физиологии.

 

25. Учение об условном рефлексе Павлова и его значение для психологии;

26. Бихевиоризм: методологические положения Дж. Уотсона;

27. Классический бихевиоризм Скиннера;

28. Необихевиоризм: Толмен и Бандура;

29. Гештальтпсихология: основные методологические положения М. Вертгеймера; исследования перцепции и мышления (Коффка и Кёлер);

30. Теория поля К.Левина; Зейгарник;

31. Гуманизм: основные идеи и тенденции (Маслоу и Роджерс);

32. ЛоготерапияФранкла;

33. Когнитивная психология: метафора ЭВМ;

34. Теория личности Келли;

35. Советская психология: основные положения и отличия от зарубежной психологии;

36. Культурно-историческая концепция Выготского;

37. Теория деятельности: Рубинштейн vsЛеонтьев;

В основе психологической теории деятельности лежит принцип марксистской диалектико-материалистической философии свидетельствующий о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. На основе этого положения Рубинштейном в 30-е гг. был сформулирован принципиальный для советской психологии принцип единства сознания и деятельности.

При этом и сознание, и деятельность понимаются Рубинштейном иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.

Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании этого единства. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимаемого как "явления" и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь декларируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание "живет" в деятельности, которая составляет их "субстанцию", образ является "накопленным движением", то есть свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и "внешними"... То есть сознание не просто "проявляется и формируется" в деятельности как отдельная реальность - она "встроена" в деятельность и неразрывна с ней.

Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчетливо формулируются в 40-50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем.

Во-первых, это проблема предмета психологической науки. Сточки зрения Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а "психику и только психику", правда, через раскрытие ее существенных объективных связей, в том числе через исследование деятельности. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П.Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).

Во-вторых, споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По мнению Рубинштейна, нельзя говорить о формировании "внутренней" психической деятельности из "внешней" практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психический) план уже наличествует. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов.

Леонтьев А.Н. в своих трудах развивал общее понятие о деятельности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. Главным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева ≪Деятельность. Сознание. Личность≫. В своей теории деятельности Леонтьев выдвигал следующие научные идеи.

1. Деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.

2. Предметные потребности определяются как внутренние состояния организма.

3. Развитие деятельности приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции, т. е. деятельность порождает психическую жизнь.

4. Деятельность, помимо объективного отражения реальности, переводит образ в объективно-предметную форму, которая может быть вещественной или идеальной (т. е.

нематериальной). Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании.

5. Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе:

- элементарная сенсорная психика;

- перцептивная психика (т. е. формирование образа);

- стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде).

6. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность. (Это положение послужило основой для созданной Д. Б. Элькониным периодизации психического

развития ребенка).

Психика есть только у животных и появляется она только у животных. Растениям психика не требуется, у них есть раздражимость. Раздражимость он рассматривает, как свойство организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, непосредственно связанные с жизнедеятельностью. Чувствительность определяется, как свойство реагировать на воздействия, сами по себе, не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними биотическом воздействии, что способствует более эффективной адаптации.

Стадии развития психики:

- сенсорная: простая деятельность соотв. восприятие свойств объекта. Пр.: креветка.

- перцептивная: - разнообразная среда соотв. восприятие объектов. Пр.: курица.

- интеллект: сложная среда, сложная деятельность – восприятие отношений. Пр.: обезьяна.

 

38. Теория системно-динамической локализации ВПФ Лурии;

Лурия предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие (функционирование психических явлений. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Второй блок связан с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации, Данный блок состоит из участков коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.

Данная концепция была выдвинута Лурией в результате анализа результатов проводимых им экспериментальных исследований функциональных и органических нарушений и заболеваний мозга. Однако следует отметить, что проблема локализации психических функций и явлений в головном мозге интересна сама по себе. В свое время была выдвинута идея о том, что все психические процессы связаны с определенными участками мозга, т. е. локализованы. Согласно идее локалиализма, каждая психическая функция может быть «привязан и» к определенному органическому участку мозга. В результате были созданы детальные карты локализации психических функций в мозге.

Однако спустя определенное время были получены факты, свидетельствующие о том, что различные нарушения психических процессов нередко связаны

с повреждением одних и тех же мозговых структур, и наоборот, поражение одних и тех же участков в определенных случаях может приводить к различным нарушениям. Наличие подобных фактов привело к появлению альтернативной гипотезы — антилокализационизма, — утверждающей, что работа отдельных психических функций связана с деятельностью всего мозга. С точки зрения данной гипотезы между различными участками мозга сложились определенные связи, обеспечивающие функционирование определенных психических процессов. Но и эта концепция не смогла объяснить многих нарушений работы мозга, которые говорят в пользу локализационизма. Так, нарушение затылочных отделов коры головного мозга приводит к поражению зрения, а височных долей больших полушарий — к нарушению речи.

Проблема локализационизма-антилокализационизма не решена до сих пор. Можно с полной уверенностью утверждать, что организация структур мозга и взаимосвязь между отдельными участками мозга значительно сложнее и многограннее, чем имеющаяся в настоящее время информация об особенностях функционирования центральной нервной системы. Можно также говорить о том, что существуют участки мозга, которые непосредственно связаны с определенными органами чувств и движения, а также реализацией способностей, присущих человеку (например, речи). Однако вполне вероятно, что эти участки в определенной мере взаимосвязаны с другими отделами мозга, которые обеспечивают реализацию того ли иного психического процесса в полном объеме.

 

39. Психофизиологический подход: Ухтомский; Анохин; Бернштейн;

Отечественный физиолог Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) показал, что осознанная внутренняя программа поведения представляет собой модель потребного будущего, а само действие происходит в виде рефлекторного кольца. Напомним, что до этих иссле­дований считали, что все рефлексы - и безусловные, и условные - осуществляются по принципу рефлекторной дуги: от рецептора, воспринимающего раздражение к ис­полнительному органу.

Н.А. Бернштейн доказал, что при выполнении челове­ком того или иного действия происходит сравнение, сли­чение поступающей в мозг информации о выполнении действия с имеющейся программой. Благодаря этому дей­ствия исправляются, меняются в направлении исходного замысла.

Свою теорию Н.А. Бернштейн назвал физиологией ак­тивности, подчеркивая, что основное содержание жизни человека - не пассивное приспособление, а реализация внутренних программ.

Русский физиолог Петр Кузьмич Анохин (1898-1974) также при­шел к необходимости пересмотра классических представ­лений о рефлекторной дуге как основе всякой психичес­кой деятельности. Он создал теорию функциональных сис­тем. Согласно этой теории, физиологическую основу психической деятельности составляют не отдельные реф­лексы, а включение их в сложную систему, которая обес­печивает выполнение целенаправленного действия, пове­дения. Эта система существует столько, сколько необхо­димо для их выполнения. Она возникает для выполнения определенной задачи, определенной функции. Поэтому такая система и названа функциональной.

Целостное поведение индивида определяется не отдель­ным сигналом, а объединением, синтезом всей поступаю­щей к нему в конкретный отрезок времени информации. Формируются функциональные системы. При этом наме­чается цель поведения или деятельности, прогнозируется ее будущий результат. Благодаря этому поведение не за­канчивается ответной реакцией организма. Она запускает механизм обратной связи, который сигнализирует об ус­пехе и неуспехе действия. П.К. Анохин назвал этот меха­низм акцептором результата действия. Именно этот механизм позволяет осуществлять поведение и деятельность не только на основе непосредственно воспринимаемых воздействий, но и на представлениях о будущем (у человека иногда достаточно отдаленном), о цели действия, о его желательном и нежелательном результате.

П.К. Анохин показал, что таков механизм осуществления и саморегуляции всех более или менее сложных форм поведения и у животных, и у человека. Естествен­но чем более развит головной мозг, чем выше уровень психики, тем более сложным и совершенным становится этот механизм.

Всякое поведение определяется потребностями. Потреб­ность создает в центральной нервной системе очаг воз­буждения. Этот очаг возбуждения определяет деятельность, служащую удовлетворению именно этой потребности. Силь­ный очаг возбуждения подчиняет себе другие, объединяет их. Чем сильнее потребность, тем более сильным является этот очаг, тем сильнее это объединение. Тем больше он господствует, доминирует в поведении. Отечественный физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942), открывший и опи­савший это явление, назвал его доминантой.

Например, Вы пришли домой. Вам надо срочно кому-то позвонить, и, кроме того, Вы страшно голодны. Если вы очень сильно голодны, то в первую очередь откроете холодильник, а если там еды не окажется - начнете искать ее в шкафу, духовке и т.п. В этом случае доминировать, т.е. преобладать, будет потребность в еде и, следовательно, соответствующий временный орган. Если же телефонный звонок, который Вы должны сделать, для Вас очень ва­жен, то Вы забудете о еде и сразу начнете звонить. А если телефон занят, Вы всё равно будете вновь и вновь набирать но­мер, забыв обо всем.

Доминантный очаг возбуждения способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. Поэтому, когда мы сильно увлечены чем-либо, то не слышим и не видим ничего, что происходит вокруг.

 

40. Структура психики: психические процессы, психические свойства и психические состояния;

41. Структура психических свойств человека по Б.Г.Ананьеву;

Понятие «индивидные свойства» человека, введенное Б.Г. Ананьевым, в от­личие от более распространенного термина «индивиду­альные свойства» более однозначно и жестко ориентирует органических предпосылок развития личности. Под термин же «индивидуальные свойства» по традиции подводится все что угодно, начиная от биохимических свойств организма и кончая социальным статусом человека в коллективе.

Индивидные свойства подразделяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивиду­ально-типических свойств. В свою очередь индивидуально-типические свойства расчленяются на три группы: конституциональные особенности (телосложение и биохи­мические свойства индивида); нейродинамические свойства человека; особенности индивида, связанные с функцио­нальной геометрией больших полушарий. В школе Б.Г. Ана­ньева указанные два класса индивидных свойств называют первичными и полагают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Высшей формой интеграции индивидных свойств человека являются темперамент и задатки.

Первичные индивидуально-типические свойства харак­теризуют иногда в широком смысле слова как нейродина­мические индивидные свойства. Вторичные свойства, а также темперамент и задатки относятся к психодинамиче­ским свойствам человека. С психодинамическими свойства­

ми в более узком значении связывают характеристики только темперамента.

 

 

42. Первичные индивидные свойства человека и их характеристика (по Ананьеву);

Возраст: хронологический (по документам), биологический, психический

Пол: совокупность генетически детерминированных признаков особи, определяющих её роль в процессе оплодотворения

 

Функциональная асимметрия: моторная (правша/левша/амбидекстр), сенсорные (какое ухо лучше слышит), межполушарные

Конституция: эктоморф (худой), мезоморф, эндоморф (полный)

Структура органических потребностей (ням-ням, поспать и вот это всё)

Особенности конституции мозга

43. Общая характеристика вторичных индивидных свойств человека;

Темперамент – устойчивое объединение свойств личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

Задатки – врождённые устойчивые психофизиологические свойства человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей

Вторичные индивидные свойства возникают из первичных.

44. Гуморальные теории темперамента;

45. Конституциональные теории темперамента (Кречмер и Шелдон);

46. Психофизиологические теории темперамента (Павлов, Теплов, Мерлин, Русалов);

Подход к темпераменту у В. С. Мерлина, основателя пермской психологической школы, заключался в изучении частных проявлений темперамента – его свойств. Свойства темперамента – это такие природные психические свойства, которые характеризуют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности и т. д. Свойства темперамента характеризуют именно особенности психической деятельности, а не физиологические процессы, хотя и связаны с последними. Мерлин выделил такие свойства темперамента, как сенситивность (чувствительность), реактивность (легкость возникновения реакции, побуждения к действию), пластичность (изменчивость) – ригидность (инертность) установок, тревожность (склонность к беспокойству), экстравертированность (открытость, общительность) – интровертированность (замкнутость), эмоциональную возбудимость, экспрессивность (энергичность проявления эмоций в жестах, речи), активность произвольной целенаправленной деятельности. Мерлин считал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории такового. В качестве же предпосылки следует описать признаки, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психологических особенностей. Он полагал, что тип темперамента зависит от общего типа нервной системы по Павлову. Однако такую характеристику темперамента он считал недостаточной и выдвигал ряд других признаков. Первым, основным признаком темперамента Мерлин считал его обусловленность свойствами нервной системы. Далее исследователь назвал еще ряд особенностей, которые можно признать свойствами (характеристиками) темперамента. Это регулирование динамики психической деятельности в целом; проявление своеобразия динамики отдельных психических процессов; устойчивый характер на протяжении длительного времени; строго закономерное соотношение между ними, говорящее о типе темперамента. Иначе говоря, признаки темперамента – его врожденность, стабильность проявления, влияние на динамику психической деятельности человека, наличие определенного комплекса свойств (красиса), обусловливающего определенный тип темперамента. К таким свойствам Мерлин также относил особенности эмоционально-волевой сферы.

Однако на практике все свелось к изучению отдельных свойств темперамента. Мерлин считал, что применяющиеся до сих пор способы исследования типов нервной системы нельзя считать достаточными. По его мнению, они в лучшем случае устанавливают фактически существующую совокупность типологических особенностей, наблюдающуюся у данного человека, или стохастическую связь (при использовании статистических методов на группе людей). Психологическую функциональную взаимозависимость свойств нервной системы таким путем установить нельзя. Поэтому существующие типологии нервной системы следует, по мнению Мерлина, считать лишь предварительными. Действительно, наличие у человека тех или иных типологических особенностей еще не означает, что все они входят в один и тот же типологический комплекс. Могут быть специфические черты, нейтральные по отношению к последнему. Поэтому надо знать, на что и каким образом оказывает влияние данная типологическая особенность и как это влияние согласуется с ролью других типологических особенностей, которыми характеризуется этот человек. Только тогда можно определить, существует ли у него какой-либо типологический комплекс, т. е. сочетание типологических особенностей, обусловливающих степень проявления того или иного психофизиологического феномена (склонности, способности, волевого качества и т. п.).

С точки зрения Мерлина, под типом следует понимать не просто сочетание типологических особенностей, а сочетание, сопровождающееся закономерными связями между ними. При этом он считал наиболее вероятным, что не тип зависит от сочетания типологических особенностей, а, наоборот, свойства, особенности их проявления зависят от типа. Свою точку зрения исследователь подкрепляет ссылкой на факты связи типологических различий с биохимическими показателями, гормональной деятельностью, обменом веществ, с особенностями телосложения. Таким образом, Мерлин от типов ВНД переходит в своей концепции к конституциональным типам, в которых отражаются морфологические и биохимические особенности человека. Поэтому основным направлением в изучении свойств нервной системы и темперамента стало установление связи между какими-либо типологическими особенностями свойств нервной системы и отдельными характеристиками (свойствами) темперамента. Свойства темперамента по Мерлину. Видный отечественный психолог, создатель оригинальной, многоуровневой системы темперамента Мерлин (1892–1982) дополнил учение о темпераменте, выделив такие его свойства;

• сензитивность, или чувствительность, которая характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающего психическую реакцию. У сензитивных людей реакция возникает при незначительной интенсивности раздражителя, поскольку у них высочайшая чувствительность (меланхолики);

• реактивность определяется силой эмоционального ответа и проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на воздействие. Недаром о некоторых людях говорят: «вспыльчивый», «заводится с пол-оборота», а о других: «Не поймешь, обрадовался или огорчился». Реактивный человек впечатлителен, эмоционально реагирует на внешние или внутренние воздействия (все, кроме флегматика);

• активность – свойство, которое проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели;

• соотношение активности и реактивности – особое свойство, которое свидетельствует о том, насколько велик элемент случайности в деятельности человека, насколько его поведение и деятельность зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций, подъема «с левой ноги» и т. п.) и насколько – от целей и задач, которые он перед собой ставит;

• темп психических реакций характеризует быстроту протекания всех психических процессов, двигательных реакций и действий;

• пластичность и ригидность проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к внешним воздействиям. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспособления к изменяющимся условиям; человек моментально перестраивает поведение, когда меняются обстоятельства (сангвиник). Ригидность же характеризуется инертностью, неспособностью быстро приспособиться к любым изменениям, стереотипностью поведения, большими трудностями при смене привычек, привязанностей, суждений;

• экстраверсия – интроверсия. Эти свойства выражаются в преимущественной обращенности либо во внешний мир (экстраверсия), либо во внутренний мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От этой направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

Таким образом, темперамент можно определить как характеристику человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

47. Факторные теории темперамента (Айзенк, Томас и Чесс и др.);

48. Теория личности А.Н.Леонтьева, два рождения личности по Леонтьеву;

49. Теория личности А.В.Петровского;

50. Теория личности В.Н.Мясищева;

51. Теория личности В.С.Мерлина;

52. Характер: общая характеристика, различные подходы к классификации типов характера;

53. Теория личности и типы характера по Э.Фромма;

Например, широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее автор — Э. Фромм, который назвал данную классификацию социальной типологией характеров. «Социальный характер, — пишет Фромм, — содержит... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы» *. По мнению автора этой концепции, социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров.

1. «Мазохист-садиста. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих до состояния изнеможения. Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из «благих намерений».

* Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. — М.: Знание, 1990.

Имена

Фромм Эрих П. (1900-1980) — немецко-американ-ский психолог и философ, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человечества усматривал в существующем противоречии человеческого бытия, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другими людьми и самим собой. Разработал психотерапевтическую методику гуманистического психоанализа, которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и обществом.

Единственно адекватным ответом на проблему человеческого существования, по Э. Фромму, является любовь как особая форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное «Я». Это точку зрения он отразил в книге «Искусство любви» (1964), где также высказал идею о том, что путь к оздоровлению современного общества лежит через моральное обновление и духовное очищение человека.

Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Фромм писал: «Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции — это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности». Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если они ни при чем.

По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскиМи склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают. Такой тип человека был назван Фроммом авторитарной личностью. Подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам; Фромм включил в их число Гитлера, Сталина и ряд других известных исторических лиц.

2. ^Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Такой человек всегда готов подчиниться любой повой власти, при необходимости быстро и без проблем меняет свои убеждения, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К Юнгом. Как вы помните, экстраверсия—интроверсия рассматривается современной психологией как проявление темперамента. Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Возможно также деление на конформный и самостоятельный, доминирующий и подчиняющийся, нормативный и анархический и прочие типы.

Следует отметить, что в процессе построения разнообразных психологических концепций характер нередко связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешивают эти понятия. В современной науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных подхода:

Во-первых, очень часто имеет место отождествление характера и темперамента. Примером тому может служить концепция Э. Кречмера, который связал тип телосложения с темпераментом и с особенностями поведения. '

Во-вторых, в некоторых психологических концепциях можно обнаружить противопоставление характера и темперамента. Причем чаще всего в данных концепциях подчеркивается антагонизм характера и темперамента.

В-третьих, изучая психологические концепции, мы можем встретиться с мнениями различных исследователей о том, что темперамент является элементом характера, его ядром, неизменной частью. Например, такой точки зрения придерживался С. Л. Рубинштейн.

И наконец, в-четвертых, некоторые авторы рассматривают темперамент в качестве природной основы характера. К их числу относятся Л. С. Выготский и Б. Г. Ананьев.

Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природой человека. С одной стороны, бесспорным является то, что характер формируется после рождения человека, в процессе его взаимодействия с социальной средой. Однако, с другой стороны, никто не будет отрицать того, что физиологические особенности организма все же накладывают отпечаток на личность.

В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент и характер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Это связано с тем, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому большинство известных исследователей придерживается мнения, что характер развивается на основе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность пли неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т. д. Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том, что темперамент не предопределяет характер человека. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть — до половины всех людей.

Существующие научные проблемы являются основанием для поиска новых решений проблем описания и прогнозирования поступков человека. Очень часто для этого используют достижения различных наук, а также обращают внимание на новые факты. Одной из таких паук является гра4зология, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между двумя рядами фактов — особенностями почерка и характером. Не вызывает сомнения, что каждый человек обладает своеобразным почерком. Этот факт позволяет идентифицировать человека и, следовательно, дает основания для рассмотрения вопроса о зависимости почерка от характера.

В настоящее время нет однозначных данных, подтверждающих или опровергающих связь почерка и характера. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. С другой стороны, еще Н. А. Бернштейн отмечал, что больше всего механику движения живого организма отличает от движения машины «избыточность степени свободы». Одно и то же действие можно совершить множеством способов, поэтому в каждом действии можно выделить то, что может быть связано с личностным смыслом этого действия, а следовательно, и с психофизиологическими особенностями конкретного человека.

 

54. Характерология А.Лазурского;

1874 год - 1917 год

 Россия (СССР)

 Русский врач и психолог.

 В 1906 году вышла его работа «Очерк науки о характерах», где автором было предложено разрабатывать характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в связи с деятельностью нервных центров.

В 1916 году А.Ф. Лазурский выдвинул идею изучения личности на основе выделения 2-х сфер: врождённых особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни в форме отношений человека к окружающему миру («экзопсихика»).

«А.Ф. Лазурским был выпущен труд «Классификация личностей» (1921), в которой он выделил понятие «психической энергии» и активности, которая лежит в основе всех душевных процессов и проявлений. Уровень проявления активности - основной критерий классификации личности.

Их три:

- низший психический уровень - индивид недостаточно приспособлен к внешней среде, которая подчиняет себе слабую психику малоодаренного человека;

- средний уровень - индивид хорошо приспосабливается к внешней среде и находит в ней место, соответствующее внутреннему психическому складу «эндропсихике»;

- высший уровень - индивид отличается стремлением переделать внешнюю среду согласно своим влечениям и потребностям. На этом уровне ярко выражен процесс творчества. К высшему уровню им отнесены таланты и гении».

Волкова А.И., Дмитриева И.А., Кукушкин В.С., Пижугийда В.В., Психология и педагогика, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2005 г., с. 21.

«… попытку дать количественное объяснение одарённости сделал Лазурский, утверждавший, что одаренность человека «сводится в конце концов к общему (потенциальному) запасу его нервно-психической энергии, или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности» (Лазурский А.Ф. Классификация личностей, Пг., 1921 г,. с. 13).

Правда, Лазурский стремился найти в одарённости и моменты качественных различий, но механистические позиции, на которых он стоял, и убеждение в том, что исходным является момент количественный, а качественные различия должны быть выведены из количественных, привели его к совершенно ложному решению вопроса о качественных различиях в одарённости. Это нашло выражение в учении о психических уровнях.

Психические уровни - высший, средний и низший - являются, по Лазурскому, различными количественными ступенями одарённости, но притом такими ступенями, между которыми имеются уже качественные различия.

«Проявления различных уровней отличаются друг от друга не только в количественном, но и в качественном отношении», что является, по мнению автора, «ярким случаем превращения количества в качество» (там же, с. 15).

Качественные различия между отдельными уровнями Лазурский ищет в следующих направлениях:
а) богатство личности,

б) сила психических проявлений,

в) их сознательность и идейность,

г) степень концентрации личности,

д) характер приспособления личности к окружающему миру,

е) цельность мировоззрения».

Теплов Б.М., Избранные труды в 2-х томах, Том 1, М., «Педагогика», 1985 г., с. 25-26. «Несомненно, и у гения могут быть различные недостатки, доходящие иной раз до очень значительных размеров. «Мы знаем, - говорит Лазурский, - гениев односторонних..., гениев порочных в других сторонах своей жизни, гениев заблуждающихся, колеблющихся, неустойчивых..; знаем и таких, которые отличались крайней неуравновешенностью, порывистостью..., наряду с пользой приносили человечеству также и вред. Именно эти столь часто встречающиеся дефекты гения и способствовали в значительной степени созданию теории Ломброзо и его последователей... Известная тенденция в переоценке роли извращённых и патологических черт в процессе творчества встречается и теперь очень часто».

Далее Лазурский разъясняет дефективность гениев: под дефектами гения часто подразумевают его односторонность. Но ведь односторонность гения и есть его своеобразие; если другие, не гениальные черты развить даже ниже среднего уровня, то это - вовсе не дефективность. Затем, конечно, и у гениев встречается психическая извращенность, «причём её проявления могут достигать, благодаря духовной мощи гения, огромных, иногда ужасных по своим последствиям размеров».

Причины и признаки извращённости - те же, что и у всех людей: «тяжелая наследственность, неправильность воспитания, гнетущая среда, порочность и испорченность окружающих, отсутствие образования...» Но всё это вовсе не даёт права говорить о непременной связи гения с помешательством. Вспомним слова гениального Паскаля (цитированные и д-ром Воскресенским): «Гений - головой выше всех окружающих, но ноги его так же низко стоят на земле, как ноги ребёнка». Очень метко и образно высказался наш знаменитый баснописец Крылов: «Орлу случается и ниже кур спускаться, но курам никогда превыше облак не подняться».

Наконец, душевные болезни среди гениев могут «встречаться ничуть не реже, чем у обыкновенных смертных» (Лазурский, там же). Сторонники патологической теории гениальности часто грешили тем, что смешивали в одну общую кучу все вообще явления психической дефективности гениев и, подставляя нередко «вместо настоящих болезненных симптомов явления психической извращенности и даже... односторонности гениев, делали отсюда выводы в пользу своей теории».

Но Лазурский правильно отмечает, что «если неблагоприятные внешние факторы одерживают верх..., то это неизбежно сказывается... и на процессе творчества, приводя к постепенному угасанию дарования». И мы знаем, как погибли таланты многих декабристов, но мы знаем также, как вышли победителями не без ран, Достоевский, Горький, Некрасов и многие другие, но сколько было побеждено!

Попов Н.В., К вопросу о связи одарённости с душевными болезнями / Сегалин Г.В., Клинический архив гениальности и одарённости, Том 1, выпуск 2, СПб, «Геликон Плюс», 2004 г., с. 176-177. А.Ф. Лазурский работал в клинике В.М. Бехтерева и стажировался в Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге.

Его ученики: М.Я. Басов, В.Н. Мясищев.

55.   Подход Рубинштейна к темпераменту и характеру;

темперамент - динамическая характеристика личности во всех её действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, - от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так на основе импульсивности как свойства темперамента, в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути, могут выработаться различные волевые качества характера: в одном случае на основе большой импульсивности у человека, который не приучился контролировать свои поступки размышлением над их последствиями, может легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьётся решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом - на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем - чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе органическими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция динамических особенностей его поведения, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, её темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но в конечном счёте особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка - хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического - на внутренний строй личности, на её темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека.

 

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление её вынужденно идёт в разрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечён содержанием моей работы и чувствую, что нахожусь в созвучной мне среде.

 

56. Диспозиционное направление теория личности (Олпорт, Айзенк, Кэттелл и др.);

Концепция личностных черт Г.Олпорта: основные положения, черты как психологические особенности личности, типы индивидуальных диспозиций, функциональная автономия и зрелая личность, оценка теории.

В основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Вторая связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Олпорт выделил более 50 различных определений личности. "Человек - это объективная реальность". Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Личность - не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности. Термины характер и темперамент - синонимы личности. Объяснение: каждый из них можно легко отличить от собственно личности. "Характер" вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Характер - это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер. Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности. Темперамент, напротив, является "первичным материалом" из которого строится личность. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение в концепции «черты» Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей "личностной структуры".

Характеристика черт:

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение. Черты личности - не вымысел; они являются

весьма реальной и жизненно важной частью существования любого человека. Каждый человек имеет

внутри себя эти "обобщенные стремления к действию";

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка;

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения;

4. Существование черт личности можно установить эмпирически;

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт;

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки;

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее

распространенности в обществе;

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством

отсутствия данной черты.

Общие черты в сравнении с индивидуальными.

Проводил различие между общими чертами и индивидуальными. Первые включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры.

Индивидуальные черты (морфологические) обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми, управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения. Индивидуальные черты назвал индивидуальными диспозициями. Общие черты = черты личности. Не все индивидуальные диспозиции в равной мере присущи человеку и не все они являются доминирующими. Предложил выделять три типа диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию (явная черта).

Центральная диспозиция - это, так сказать, строительные блоки индивидуальности. Лучше всего сравнить с качествами, приводимыми в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность).

Вторичные диспозиции. Черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые. В эту рубрику следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека. Надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.

Ввел термин проприум - позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. 7 различных аспектов Я, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости.

Телесное я - это ощущение своего тела. В течение первого года жизни младенцы начинают сознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее. Самотождественность - наиболее очевиден тогда, когда посредством языка ребенок осознает себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Бесспорно, наиболее важной отправной точкой для чувства цельности и непрерывности "себя" становится с течением времени собственное имя ребенка. Самоуважение (З й год) -гордость за собственные достижения. Расширение самости. (4-6л) В течение этого периода дети научаются постигать значение "моего". Образ себя (5-6). В целях и стремлениях начинают отражаться ожидания других значимых людей. Рациональное управление собой. (6-12) годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. Но он еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Личное стремление (Проприативное стремление). Целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью, потому что развертывается новый этап поиска самотождественности, новое самосознание. Кроме вышеизложенных первых семи аспектов проприума, Олпорт предложил еще один - познание себя. Стоит над всеми остальными, синтезирует их, соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию. Индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации должна отвечать требованиям:

1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени, "мотивы прошлого не объясняют ничего,

если они не являются также и мотивами настоящего";

2. Она должна признавать существование различных видов мотивов;

3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. Олпорт настаивал на том, что

адекватная теория мотивации должна рассматривать перспективные цели человека, его представления и

критерии, его намерения;

4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов.

Функциональная автономия - фундамент для теории мотивации. Удовлетворяет четырем вышеописанным критериям. Концепция функциональной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: