19 в. Теодор Густав Фехнер: Красота – некая универсальная категория, она объективна, а следовательно, можно найти эстетическую формулу.
Категория красоты одинакова и для человека, и для животных. Т.е. у животных есть определенные эстетические предпочтения и они одинаковы с человеком. Существует некий универсальный, эталонный образ чего как красивого.
Три уровня эстетического предпочтения: 1) базисный (характерен для человека и для животных), 2) видоспецифичный (у каждого вида есть что-то своё); 3) культурно-обусловленный (различные культуры).
Базисный уровень
1) Гештальт-психология: закон прегнантности – выбор наиболее простых и завершенных форм. Это вытекает из объема кратковременной памяти (он мал: 12-14 бит/с: больше или меньше скорость – мозг отключается). Восприятие простых форм кажется красивым потому, что это ровно столько информации, сколько необходимо в данный конкретный момент времени. Восприятие типологично: встречаясь с новым, пытаемся сразу отнести к какому-то классу явлений (стереотипы).
2) Симметричность. Человек – существо билатерально симметричное, т.к. за парные органы отвечает один и тот же ген. Если есть какая-то асимметрия – ген нарушен (генотип нарушен).
3) Золотое сечение в формах: та необходимая информация, которая нужна, ни больше, ни меньше. *Любую неидеальную форму мы достраиваем до идеальной, внутренне появляется ощущение движения. Этот механизм используется в рекламе. Например, в газете одно объявление среди других перевернуто на 180 градусов. Текст начитаем, но когда смотришь на массив данных взгляд будет цепляться именно за это объявление: мозг будет стараться эту информацию достроить до правильной формы, он будет делать работу, а значит, он это объявление не скоро забудет.
4) Ритмичность – повторение каких-то элементов в пространстве или во времени. Ритмичность – это двиение.
Видоспецифичный уровень
1) Пропорциональность
2) Симметричность
3) Детоподобие (детоморфизм): высокий лоб, большие глаза, длинные ресницы, маленькие ушки, губки бантиком, розовые щечки.
Образ идеальной женщины: голова ребенка (большущие глаза, щечки, ресницы, губки бантиком, маленький носик), низ – строение женщины, способной к детопроизводству = сочетание двух черт: детоподобия и способности рожать детей.
В масскультуре: пример куклы Барби, Гаечка из мультфильма. В масскультуре используется биология – то, что будет работать всегда, на 100%. с любой категорией. Эксплуатируются одни и те же особенности, что в мультфильмах, что в фильмах для взрослых, что в игрушках. В некоторых странах запрещено детоподобие в рекламе, т.к. у взрослого человека детоподобие вызывает покровительственное поведение (влияет на уровне подсознательного, заставляет покупать тот или иной продукт).
Красота животных воспринимается человеком через ту же самую призму, через которую воспринимается и красота людей: длинные ноги, длинная шея, молодость, большие глаза с ресницами, … - эксплуатация одних и те же стимулов. Можно даже не смотря фильм, можно сразу сказать о том, положительный герой или отрицательный только по внешности.
Внешность – мощнейший критерий.
Одного идеала красоты как у женщин, так и у мужчин быть не может, т.к. есть различные функции. Считается, что идеалом красоты являются два объекта:
- Венера Виллендорфская («апологет целлюлита»): большой запас жира дает возможность женщине выдержать долгое время без еды и выкормить детей (эталон красоты доиндустриального общества).
- Венера Милосская (Афродита): пропорциональное и достаточное отложение жира для деторождения.
Культуры во всем этом нет никакой, всё это – некий биологический фундамент, который ничего не значит. Если рассматривать человека как животного – всё это будет работать. В реальной жизни этот биологический базис играет не столь большую роль.
- Использование положительных психологических релизеров в масскультуре
Релизер (англ. releaser — освободитель, избавитель) - термин, предложенный этологом К. Лоренцом для обозначения стимулов (напр., части тела, позы и движения, запахи, звуки), демонстрируемых одной особью и вызывающих определенные поведенческие реакции у др. особи того же вида.
Релизер - частный случай пускового стимула. Напр., при кормлении птенцов у серебристой чайки Р. для реакции птенца служит красное пятно на конце желтого подклювья родителя; птенец совершает клевательное движение в это пятно, что, в свою очередь, служит пусковым сигналом для отрыгивания родителем проглоченной рыбы. Позднее это понятие было расширено и на случаи межвидовой коммуникации.
- Раскройте концепцию «родительского вклада» Трайверса
Теория родительского вклада:
У каждого пола есть некий определенный ресурс, который он может вкладывать (в себя, в других особей, в детей). Тот пол, который будет вкладывать больше в детей, будет тем ресурсом, за который будет осуществляться конкуренция. Т.к. у млекопитающих внутреннее оплодотворение, то самка в детей вкладывает больше (она должна этого ребенка выносить) – самка и будет ресурсом, за который осуществляется конкуренция.