Предпосылки возникновения социобиологии

СОЦИОБИОЛОГИЯ

Вопросы

  1. Социобиология: определение, предмет изучения, ключевые фигуры

Социобиология – наука об эволюционно-генетических основах социального поведения (человека и животных). Социальное поведение складывается из поведения различных индивидов. Социобиологи претендует на некую универсальную объяснительную концепцию (их теория эвристична: одна единственная теория, которая объясняет всё: социальное поведение, индивидуальное поведение, при этом не заставляет отказываться других знаний).

*Для социобиолога отличия человека от животного нет (например, Моррисон «Голая обезьяна»: единственное, что отличает человека от обезьяны – отсутствие волосяного покрова).

*В отличие от социобиологии этология человека это наука (в т.ч. количественная).

Социобиологические идеи не новы, они мелькали во все времена.

Лоренц: идеи о врожденной (естественной) морали (например, ядовитая змея): змея очень хорошо вооружена (у неё яд – очень эффективное оружие) и именно поэтому у неё есть врожденная мораль (змея никогда не нападет первой до тех пор, пока её жизни не будет что-то угрожать), у человека нет естественных «орудий убийства» (когти, рога, яд, …) => нет врожденной морали => нужна искусственная мораль (культура = законы, религия, …которые будут ограничивать смертоубийства), агрессия в человека изначально заложена.

Павлов «рефлекс цели/свободы»: даже если полностью удовлетворяются все витальные потребности животного, животное стремится обрести свободу (т.е. есть некий рефлекс свободы)

Т.е. подобного рода идеи о том, что какие-то социальные процессы можно объяснить чисто биологическими законами витали давно. Социобиологи довели их до некой крайности и преподнесли их так красиво, что социобиология стала популярна (о ней встречаются упоминания в учебниках «биологические основы того-то» (психология конфликта, семейная психология, …)

Уилсон – этномолог (изучал общественных насекомых): у насекомых и человека близки общественные устройства (сообщество общественных насекомых напоминает человеческое: есть те же самые касты/ соц. слои населения, войны, …).

 

Индивид – представитель вида (традиционно два критерия: неделимость и обособленность; у растений (модулярные организмы) – модули (мы сами уточняем, что особь)). Но четких критериев нет.

В сер. 19 в. Шлейден и Шванн - клеточная теория: живет не сам организм, а живут и развиваются клетки, т.е. единица всего живого – клетка.

Затем Вирхов формулирует теорию клеточного государства: организм – симбиоз отдельных, самодостаточных клеток.

В 20 веке: клетки группируются по образу и подобию, клетки в многоклеточном организме сохраняют свою самость (например, митохондрии имеют свою НК, способны к самовоспроизводству). Клетки обладают своими собственными законами социальными: при каждом столкновении клеток в пробирке сами клетки замедляют свое деление – социальный закон «если нас много, то надо перестать размножаться». У раковых клеток нет социальных законов (размножаются бесконечно) – атавизм, возвращение к тем временам, когда эти клетки были отдельно живущими.

Организм – симбиоз клеток.

Главное свойство живой материи – размножение. Первый организм живой - НК (нуклеиновая кислота) – репликатор (способен сам себя реплицировать). Агрессивные условия среды и конкуренция с себе подобными привели к возникновению белковой оболочки как защиты и далее. =>

Доккинз: человек – «машина» для выживания гена (НК) – суть социобиологии.

Смысл человеческого существования – сохранение генов.

Единица в социобиологии – один ген (а не генотип). Ген будет кооперироваться только с тем геном, который ему выгоден => «эгоистичный» ген. (у блондинки (ген светлых волос) с голубыми глазами (ген голубого цвета глаз) больше шансов передать ген).

 

  1. История социобиологии: предпосылки возникновения и причины популярности

Социобиология – наука очень молодая, возникла в 1975 году.

1975 г. – возникновение социобиологии = Уилсон пишет книгу «Социобиология – новый синтез» (человек – это животное; наука о человеке должна быть биологически ориентирована; полная детерминация поведения генами) (его обвиняли в фашизме, в его теории легко можно прийти к газовым камерам, раз человек это животное).

Предпосылки возникновения социобиологии

1) Социология Конта и Спенсера: государство как отдельный организм (например, муравейник – отдельный организм)

*** Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, а отдельные части общества (образование, государство и т.п.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Подобно биологическим организмам общества развиваются от простейших форм к более сложным, непрерывно приспосабливаясь к меняющимся условиям окружающей среды, а «естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации сопровождается усложнением общественного устройства (например, период промышленной революции) в результате углубляющегося разделения труда и развития специализированных организаций (фабрики, банки и фондовые биржи).

2) Дарвинизм: учение Дарвина позволило говорить о том, что все живое подчиняется одним и тем же законам (изменчивость, наследственность, отбор).

3) Зоопсихология и бихевиоризм: психика и у человека, и у животных построена по одним и тем же законам, на одних и тех же основаниях (например, кривая научения одна и та же).

 

  1. Какие взгляды на феномен социальности существуют в научном мире? Каковы преимущества и недостатки жизни в группе?

При попытках объяснения этого феномена современная наука использует два альтернативных подхода. Согласно первому, в рамках которого социальность рассматривается как эволюционный ответ на биологические потребности, она возникла потому, что выгодна, то есть дает преимущества в адаптации и выживании. В русле данной традиции работают этология, социобиология и социология. Второй подход трактует социальность как ответ на некие универсальные (исходные) системные требования. При этом вопрос о биологических преимуществах социальных форм жизни не принципиален: они (преимущества) могут существовать, а могут и не существовать, будучи, по сути, эпифеноменом (побочным явлением) системы.

Биологи обычно разделяют социальные и одиночные (территориальные) виды животных. Означает ли это, что социальность - не универсальная, а видотипическая характеристика?

Современная наука дает на этот вопрос однозначно отрицательный ответ. Строго говоря, не общественных животных (абсолютных "одиночек") в природе не существует.

Исследователи выдвигают три рода аргументов, которые не позволяют "отказывать" в социальности животным-одиночкам. Экологические соображения обращают внимание на наличие популяционных отношений. Действительно, любое живое существо, как бы оно ни сторонилось своих сородичей, существует не само по себе, но в определенной пространственно-временной популяционной структуре. Эта структура организована не случайным образом: в ее основе лежат этолого-демографические механизмы, обеспечивающие оптимальное "соседство" животных.

Наконец, весьма убедительно звучат и доводы, почерпнутые из области зоосемантики. Любой вид вырабатывает свои способы общения (в широком смысле - обмена информацией). Видотипические коммуникационные сигналы, понятные любому представителю данного вида, уже заставляют рассматривать его как социальное существо, а не как особь, которая "гуляет сама по себе".

Социальность в широком смысле слова можно определить как объективную принадлежность к некоему групповому целому (популяции) и способность контактировать с представителями этого группового целого. В норме социальность такого рода предполагает эпизодическое (ситуационное) осуществление подобных контактов.

 

  1. Как происходила эволюция социальности как общебиологического феномена с точки зрения социобиологического подхода?

Биосоциальная эволюция – представление о том, что социальная организация эволюционирует также как и морфология. Любой организм эволюционирует в ходе исторического времени, но эволюции подвержен не только сам организм, но и социальная организация, она должна усложняться.

Изначальной отправной точкой послужил одиночный образ жизни, из него эволюционным путем образовались сообщества. Конечная точка – эусоциальность (настоящая социальность).

Для эусоциальности («эу-истинная) характерно:

- перекрывание поколений (дети какое-то время остаются в семье)

- распределение функций (в т.ч. и репродуктивных: размножаются только какие-то особи, а не все)

- развитая кооперация.

Одиночный образ жизни (изначально жизнь возникла в виде одиночных форм) -> сообщество (эусоциальность): 2 эволюционных пути образования сообщества:

1) дифференцировка: усложнение детско-родительских отношений (есть семья, ребенок-мальчик вырастает и приводит девочку, они начинают жить все вместе, потом у них уже рождается ребенок – семья растет, внутри семьи происходит распределение функций: кто-то готовит, ходит за продуктами, кто-то деньги зарабатывает). Изначально зависимые особи. Зависимость ребенка от матери в конечном итоге приводит к их взаимной кооперации (утрачивается созависимость, ей на смену приходит «дружба»-кооперация).

2) интеграция: взрослые, независимые друг от друга особи теряют свободу за взаимовыгодное сотрудничество. Изначально такие особи собираются в одном месте благодаря каким-то факторам среды (мотыльки летят на свет). Когда встречаются, понимают, что выгодно жить вместе (выгодна кооперация). (В гости пришли друзья и остались жить в одной квартире).

 

  1. Каковы предпосылки возникновения социобиологии?

1) Социология Конта и Спенсера: государство как отдельный организм (например, муравейник – отдельный организм)

*** Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, а отдельные части общества (образование, государство и т.п.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Подобно биологическим организмам общества развиваются от простейших форм к более сложным, непрерывно приспосабливаясь к меняющимся условиям окружающей среды, а «естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации сопровождается усложнением общественного устройства (например, период промышленной революции) в результате углубляющегося разделения труда и развития специализированных организаций (фабрики, банки и фондовые биржи).

2) Дарвинизм: учение Дарвина позволило говорить о том, что все живое подчиняется одним и тем же законам (изменчивость, наследственность, отбор).

3) Зоопсихология и бихевиоризм: психика и у человека, и у животных построена по одним и тем же законам, на одних и тех же основаниях (например, кривая научения одна и та же).

 

  1. Социобиологический подход Д. Морриса, Р. Докинза, К. Лоренца

Моррис – парная привязанность.

Докинз – эгоистичный ген.

Лоренц – агрессия. Каждый сам за себя.

 

  1. Сформулируйте основные теоретические положения социобиологии.

Социобиология опирается на три основные концепции:

1) концепцию "эволюционно стабильной стратегии" (Смит), основным тезисом которой является положение о том, что преобладающие в популяции линии поведения не могут быть заменены другими, если им следует большая часть особей. Поведение члена популяции, отклоняющееся от общепринятых норм и не имеющее полезных для популяции свойств, в популяции не закрепляется;

2) концепцию "совокупной приспособленности" (Хамилтон), суть которой в том, что в каждое последующее поколение вносят вклад не только родительские особи, но и ближайшие родственники, которые способствуют сохранению генотипа популяции;

3) концепцию альтруистического поведения, состоящего в способности особи жертвовать собой в интересах другой особи или вида.

 

  1. Основные проблемы социобиологии

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: