double arrow

Городская и финансовая реформы.

2

Удовлетворяя интересы растущей буржуазии, царское правительство решило реорганизовать систему городского самоуправления, приспособив ее к потребностям буржуазного развития. В соответствии с законом от 16 июня 1870 г. во всех городах страны менялся принцип выбора в городские думы. В основе определения права участия в выборах гласных в городские думы теперь лежал не сословный, а имущественный ценз. Избирательное право предоставлялось только владельцам недвижимого имущества, которые платили налоги; прочие, составлявшие большинство городского населения, и прежде всего рабочие, ремесленники и мелкие служащие, этого права не имели. Кроме того, от избирателей требовалось российское подданство и отсутствие задолженности по городским налогам, устанавливался также возрастной ценз не ниже 25 лет. Женщины не имели права принимать участия в выборах в городские учреждения. Чтобы обеспечить преобладание в думах представителей крупной буржуазии, выборы гласных (от 30 до 72 в разных городах страны) проводились по трем куриям, каждая из которых независимо от количества участвовавших в выборах избирала треть общего числа гласных. В соответствии с этой системой выборов несколько десятков представителей крупной буржуазии избирали столько же гласных, сколько сотни средних и тысячи мелких капиталовладельцев.




Дума избирала на четырехлетний срок исполнительный орган — городскую управу с председателем во главе, который утверждался в губернских центрах министром внутренних дел, в других городах — губернатором. Городские управы занимались благоустройством городов, промышленностью, торговлей и другими хозяйственными вопросами. Они непосредственно подчинялись губернатору и министру внутренних дел.

Острый финансовый кризис, охвативший страну в 50-е годы и отражавший общий упадок всего феодально-крепостнического строя, вызвал необходимость осуществления буржуазных преобразований в области финансово-кредитной системы. Финансовые реформы, проведенные в 1860–1864 гг., коснулись как налоговой и кредитной систем, так и бюджета и государственного финансового контроля. В частности, в 1860 г. был создан Государственный банк, деятельность которого оказала положительное влияние на развитие капиталистической промышленности и торговли, способствовала расширению сети частных коммерческих акционерных банков. Несколько позже вместо откупной системы было введено акцизное обложение спиртных напитков, увеличены косвенные налоги на товары массового потребления, ликвидированы ведомственные и созданы государственные кассы, которые сосредоточивали в своих руках все прибыли и расходы государства, определенные бюджетом, введен единый государственный ревизионный центр с весьма разветвленной периферической сетью и широкими правами в области финансового контроля.



Все эти мероприятия, естественно, способствовали развитию капитализма во всех сферах общественного производства.

Однако финансовые реформы, как и другие буржуазные реформы 60 — 70-х годов, были ограниченны и непоследовательны. В частности, длительное время сохранялся так называемый подушный налог — чрезвычайно тяжелый и унизительный для трудящихся масс. Реформы мало в чем улучшили финансовое положение государства, его бюджет был хронически дефицитным, что вынуждало царское правительство выпускать займы, задолженность по которым неуклонно возрастала.

Военная реформа.

Изменения коснулись также организации и построения вооруженных сил страны. Всю территорию России в 1864 г. разделили на 10 военных округов. Украинские губернии вошли в состав Киевского (Киевская, Подольская и Волынская губернии), Одесского (Херсонская, Екатеринославская, Таврическая губернии и Бессарабская область) и Харьковского (Харьковская, Полтавская, Черниговская, Воронежская, Курская и Орловская губернии) округов. Во главе округа стоял командующий, который через штаб и военно-окружной совет осуществлял руководство войсками и их хозяйством.



Наряду с округами создавались другие органы местного военного управления. В каждой губернии и уезде учреждались управления военного начальника. Подчиненное главному начальнику военного округа местное управление приобрело определенное значение после установления регулярной системы подготовки резервов и введения закона о воинской повинности.

1 января 1874 г. был принят новый военный устав, по которому в стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет. Устав предусматривал сокращение срока военной службы в сухопутных войсках до 6 и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшим определенное образование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихся сроком от 6 месяцев до 4 лет. И хотя условия прохождения военной службы стали легче, но, как и раньше, вся тяжесть ее ложилась на плечи трудящихся масс.

На ряд народов и народностей Средней Азии, Кавказа и Крайнего Севера закон о призыве в армию не распространялся. От воинской повинности освобождалось духовенство и определенные привилегированные прослойки общества, часть иностранных колонистов.

Яркую характеристику последствий проведения военной реформы дал В. И. Ленин, писавший, что «в сущности, у нас не было и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений.

В сущности, у нас не было и нет ничего похожего на равноправность граждан в военной службе. Наоборот, казарма насквозь пропитана духом самого возмутительного бесправия».

В общем реформы 60 — 70-х годов хотя и сохранили многочисленные пережитки крепостничества создали необходимые условия для более быстрого перехода страны от феодальной к капиталистической общественно-экономической формации. По определению В. И. Ленина, 1861 год знаменовал «собой начало новой, буржуазной, России, выраставшей из крепостнической эпохи».

Проведенные царизмом реформы предполагали приспособить существующий общественно-политический строй страны к потребностям растущего капиталистического хозяйства. Подчеркивая это, В. И. Ленин писал: «Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Достаточно вспомнить характер реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т. п. реформ, последовавших за крестьянской реформой 1861 года, — чтобы убедиться в правильности этого положения».

Будучи, по определению В. И. Ленина, побочным продуктом революционной борьбы, реформа 1861 г. явилась определенной гранью, историческим переломом на пути преобразования феодально-крепостнической общественно-экономической формации в капиталистическую. В результате ее проведения были изменены старые, феодально-крепостнические производственные отношения, основанные на монопольной собственности феодалов на землю и неполной собственности на крепостного крестьянина при рутинном состоянии техники, и созданы необходимые условия для утверждения нового, капиталистического базиса. Феодальная Россия, в том числе Украина, стала страной капиталистической.



2




Сейчас читают про: