Глава 3. Обсуждение результатов

Департамент образования и науки Кемеровской области

Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ

«Мы – будущее Кузбасса (юниор)»

Секция «Химия. Биология. Экология. Психология»

Тема работы

Изучение компонентов состояния счастья среди обучающихся 7-х классов Искитимской школы

Автор:

                                                 Филимонова Светлана, 8 класс

                                                   МБОУ «Искитимская средняя общеобразовательная школа» п.ст. Юрга-2-ая

                          Научный руководитель:

Котегова Ольга Александровна,

                  учитель биологии                  

               высшая квалификационная категория

Кемерово 2012

 

 

Оглавление                                                                                                  стр.

Введение                                                                                                        3

Глава 1.Материалы и методика исследования                                           4

Глава 2.Обсуждание результатов                                                                     4

Выводы                                                                                                          9          

Список литературы                                                                                      10

Приложения                                                                                                  11       

 

Введение

Что такое счастье? Этот вопрос волновал человечество со времен его возникновения. Время откладывает свой отпечаток на общество, но потребность чувствовать себя счастливым остается неизменной. Что приносят нам счастье, и все ли мы умеем быть счастливыми? Наверное, каждый человек не раз спрашивал себя об этом, потому как любой из нас мечтает быть счастливым. Но всем ли легко будет ответить на эти вопросы? Все ли отчетливо представляют, что им необходимо для того, чтобы ощущать себя счастливым? И как много людей испытывают счастье?

Счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности, личностное переживание полноты своего бытия,   результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия[6].

Существует множество «моделей» счастья — общепризнанных и личных, в рамках которых счастье соотносится с благом — с обладанием им или созиданием его. Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его (Б.Шоу)[1].

    Необходимыми условиями счастья считаются объективные — удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт — еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, условие счастья. Субъективные — внутренняя готовность и способность личности к счастью — своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия.

И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни.

Цель исследовательской работы: изучить состояние счастья у обучающихся 7-х классов Искитимской школы и на основании данных литературы дать рекомендации, как учиться быть счастливым человеком.

Задачи:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. На основании данных литературы разработать вопросы анкеты, освоить уже готовые методики.

3. Провести анкетирование и обработать полученные результаты.

4.На основании данных литературы дать рекомендации, как учиться быть счастливым человеком.

5.Сделать выводы.

Гипотеза:   обучающиеся 7-х классов  задумываются, что такое счастье, но не всегда могут быть счастливыми.

Глава 2.Материал и методика исследования

Исследование проводилось с октября 2010 года по апрель 2011года.

В работе использованы такие методы, как:

 1) анкетирование.  В анкетировании приняли участие обучающиеся 7-х классов в количестве 27 человек,  среди них 11 мальчиков и 16 девочек.

2) графический. По результатам исследования построены таблицы и диаграммы.

Глава 3. Обсуждение результатов

Результаты анкетирования сведены в таблицы 1-9 (Приложение 2).

Большинство семиклассников считают, что счастье-это когда «все хорошо» (29,6% опрошенных, в основном, это девочки) и «всем хорошо и тебе тоже»(22,2% опрошенных) (Таблица1, диаграммы 1,2,приложение 2).

Единичные ответы, высказанные школьниками, по смыслу так же связывают счастье с чем-то хорошим, с людьми, с радостью. По данным литературы, счастье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения[6].

В. Татаркевич [9] в своей работе «О счастье и совершенстве человека» выделяет четыре аспекта счастья :счастье как счастливая судьба, удача; счастье как сильные радости, переживания; счастье как обладание наивысшими благами; счастье как удовлетворённость жизнью.

 Различные ответы обучающихся 7-х классов свидетельствуют о том, что у школьников состояния счастья проявляется в разных видах. Среди обучающихся в 7-х классах нет человека, который бы мог назвать полный перечень аспектов счастья, который он ощущает,  сходного с переченью В.Татаркевича. Это дает нам возможность понять, что у подростков в возрасте 14 лет, представления о счастье поверхностные, неполные, т. е. подростки под поставленным вопросом понимают какой-либо аспект счастья. Вывод можно сделать такой, что семиклассники понимают примерное значение определения счастья, но они не ощущают полноту счастья, возможно, это связано непрямую с возрастом. Скорей всего, подростки, повзрослев в будущем, глубже поймут свое счастье.

55,5% опрошенных семиклассников часто испытывают состояние счастья, количество мальчиков и девочек примерно одинаковое. Исходя из ответов на первый вопрос, «Что такое счастье?», в жизни опрошенных бывает все хорошо, моменты радости, которые и делают их счастливыми. 11,1% семиклассников - бодрые дети, т.к. они ищут радость во всем происходящем, если сравнивать результаты с таблицей 1. 29,6% человек испытывают счастья иногда, может быть, эти подростки относятся к группе людей, которые счастливы тогда, когда у них удовлетворены потребности. 14,8% семиклассников не испытывают состояния счастья, возможно они счастливы, но пока не обратили не это особого внимания (Таблица2,диаграмма3,приложение2). Группу таких семиклассников можно назвать негативщиками, они недолго счастливы, в большей степени они видят только несчастье, а это мешает быть им по-настоящему счастливыми. Счастлив тот, кто находит то, что ищет. Но ищут-то разные люди  разного.

51,8% школьникам (одинаковому количеству мальчиков и девочек) для состояния счастья нужен какой-то повод. Эти ученики не умеют или не хотят быть счастливыми просто так. 40,7% повод для счастья не нужен, девочек в этом случае больше. Очень радует тот пункт, что для 11 человек не нужен повод, они просто счастливы, счастливы без повода. Для 7,5% учеников повод нужен иногда, счастье, скорей всего у них зависит от удовлетворенности, когда удовлетворены, счастливы, когда нет, ищут повод из-за чего можно еще быть счастливым (Таблица 3,диаграмма 4,приложение 2).

Если человеку кажется, что у него нет поводов для счастья, то нужно подумать о том,что каждый новый день дарит ему мир: небо, солнце, улыбку прохожего, веселый лай щенка и радостный смех ребенка,то есть  дарит жизнь во всех её проявлениях. Счастье в тебе и вокруг тебя[7].Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом (Пифагор) [1].

У 51,8 % (девочек и мальчиков одинаковое количество) опрошенных семиклассников состояние счастья может быть разрушено мелкой неприятностью (Таблица 4,диаграмма 5,приложение2). В самом деле, мелкие неприятности оказывают большее воздействие на организм, чем крупные проблемы.

Мелкие неприятности имеют свойство накапливаться, поскольку они чаще всего постоянны и случаются ежедневно. Со временем воздействие этих стрессоров на организм становится хроническим и оказывает долговременное воздействие, оказывая влияние на эмоциональный статус и состояние здоровья, в связи с этим мы чувствуем себя совершенно несчастными. С мелкими неприятностями можно научиться справляться [3 ].

Данные опроса свидетельствуют о том, что 37,03% семиклассников (6-и девочкам и 4 мальчикам) больше всего счастья приносят успехи в обучении. Учеба-это главный труд школьника, и когда ученик достигаешь успеха в этом нелегком труде, он считает себя счастливым. 5-и мальчикам и 5-и девочкам (37,03% опрошенных) счастье приносят успехи в личной жизни. 7 человек, все обучающиеся 7 «а» класса, счастливы от того, что занимаются любимым делом (Таблица 5,диаграмма 6,приложение2). Любимое дело выполняется легко, оно как будто несет вас по течению, и вы плывете с удовольствием, не напрягаясь и не думая о времени. Все это делает человека счастливым![2].

По данным опроса, 81,5% семиклассников (большинство - девочки) согласны, что не в деньгах счастье.14,8% школьников не согласны с этим мнением.3,7% опрошенных считают, что не всегда (Таблица 6,диаграмма 7,приложение 2). Сама я придерживаюсь мнения, что деньги не главное в жизни, но и без них невозможно быть счастливым, ведь если нет денег, ты не можешь удовлетворить свои потребности, а без этого невозможно чувствовать себя счастливым. Конечно, когда нет денег, человек чувствует себя ущемленным, замкнутым, не знает, как жить дальше. А когда, наоборот, много денег, человек начинает ставить себя выше других. И к тому же деньги (большие деньги) делают человека плохим, корыстолюбивым. По данным литературы[8], у людей, которые получали  большой выигрыш, потом начинался разлад в семье, ссоры с другими, а после того, когда человек остается один, ему уже все равно, есть у него деньги или нет их. Так что лучше быть человеком среднего достатка, иметь столько денег, чтобы хватало на хорошую, обеспеченную жизнь. А для этого нужно в настоящий момент получать хорошие знания для будущей жизни. Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость (Демокрит Абдерский) [1].

Данные  опроса свидетельствуют о том, что 85,2% учеников счастливы. Нужно отметить, что все опрошенные ученики 7 «б» класса считают себя счастливыми. А  вот 11,1% школьников, все они учатся в 7 «а» классе, наоборот, несчастливы. 3,7% ответили, что счастливы «когда как» (Таблица7, диаграмма 8,приложение 2).

Скорей всего, этих школьников делает несчастливыми то, что учатся они не так, как бы им хотелось, ведь именно успехи в учебе, сам учебный труд играет большую роль в жизни школьника. Большая часть его жизни связана со школой.  От плохой успеваемости падает самооценка ребенка, его настроение. Может быть, в момент ответов на вопросы у них было плохое настроение. Может, еще причины для такого ответа. Главное помнить, что все в наших руках, мы можем к любой миг изменить наши взгляды на жизнь и стать счастливее. Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми, будь решительным! (Авраам Линкольн) [1].

Ответы семиклассников свидетельствуют о том, что они счастливы именно в настоящем(66,7% опрошенных). Хорошо, что 18 семиклассников  считают себя счастливыми, умеют настроить себя на счастье. 25,9 учеников считают, будут счастливы в будущем(Таблица 8,диаграмма 9,приложение 2). С моей точки зрения это правильно, эти школьники себя настраивают на хорошую жизнь, в которой будет много счастья, они будут вполне удовлетворены.

На вопрос «Что нужно делать, чтобы быть счастливым?» обучающиеся 7-х классов дали разнообразные ответы (Таблица 9,диаграмма 10,11,приложение 2).     22,2% опрошенных   считают, что «не надо быть плохим». Скорее всего, родители  с раннего возраста объясняют детям, «что такое хорошо и что такое плохо», вот они и считают, что хороший человек - счастливый человек.Хороший человек заботится о том, чтобы вокруг него было хорошо. Человек вообще так устроен, что ему будет хорошо ровно в той мере, в какой вокруг него хорошо. 3 человека не знают, что нужно для того, чтобы быть счастливым. И 3 человека думают, что для счастья нужно делать все, что хочешь(11, 1% опрошенных). Если начать делать то, что хочешь, то сначала будет казаться, что вот оно, счастье. Но с течением времени лучше не станет. По 7,4% семиклассников думают, что для счастья необходимо общаться с хорошими друзьями, нужно много трудиться, помогать людям, быть самим собой, жить, любить, радоваться. С этими мнениями можно согласиться.  Из этих ответов становится ясно, что у каждого семиклассника свои представления о счастье и их обязательно нужно развивать, потому что есть жизненные обстоятельства, которые не определяют наличие или отсутствие счастья, но определенно влияют на самочувствие. А если мы получаем то, что для нас важно и ценно, мы можем пережить состояние счастья.

  

Выводы

1.По данным литературы, мечта о счастье есть один из основных мотивов и человеческой деятельности и человеческой мысли[5].

2.Счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности, личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности [6].

3.Некоторые особенности и «законы» счастья:

· Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности. Счастливой жизни нет, есть только счастливые дни. Терье А.[1].

· Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.

· Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей.

· Счастье не может быть абсолютным, это  ориентирует нас на бережное отношение к нему.

· Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой — преодолением тех или иных обстоятельств.

· В основе счстья могут лежать и антиценности, ради которых человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья.

· Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек[7].

3.Результаты анкетирования показали, что

ü 29,6% опрошенных считают, что счастье-это когда «все хорошо» и 22,2% -когда «всем хорошо и тебе тоже»

ü 55,5% семиклассников часто испытывают состояние счастья

ü 51,8% школьникам для состояния счастья нужен какой-то повод

ü  У 51,8 % опрошенных состояние счастья может быть разрушено мелкой неприятностью

ü 37,03% семиклассников больше всего счастья приносят успехи в обучении и успехи в личной жизни

ü 81,5% семиклассников согласны, что не в деньгах счастье.

ü 85,2% учеников счастливы.

ü 66,7% опрошенных счастливы именно в настоящем,25,9 % учеников  считают, будут счастливы в будущем.

ü 22,2% опрошенных считают, что для того, чтобы быть счастливым, «не надо быть плохим».

Таким образом, гипотеза  о том, что обучающиеся 7-х классов задумываются, что такое счастье, но не всегда могут быть счастливыми, нашла свое подтверждение.

Список литературы

1.Афоризмы о счастье //http://www.aforizm.info/theme/schaste/

2.Галеева О. Любимое дело.

//http://www.bishelp.ru/svoe_delo/ocenka/1503_galeeva1.php


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: