Приоритеты государственной образовательной политики российской федерации

Успешность деятельности педагога в современных условиях определяется рядом взаимосвязанных факторов. Учителю необходимо осмыслить ключевые факторы и условия, которые определяют эффективность современной системы образования. Одним из значимых факторов является восприятие педагогом ценностей, целей, приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации.

Государственная образовательная политика основывается на Конституции РФ, российском законодательстве в области образования. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Основные приоритеты образовательной политики Российской Федерации сформулированы в ряде документов стратегического характера, включая:

1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

 2) «Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года»;

3) «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»;

4) «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года»;

5) «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации»;

6) Комплекс директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ

В соответствии с государственной политикой российская общеобразовательная школа как часть российской системы общего образования должна сегодня выполнять свою функцию как основного инструмента социализации подрастающего поколения, то есть создавать условия для развития и воспитания учащихся в качестве граждан России на основе богатейшего российского культурно-исторического наследия, которое является неотъемлемой частью общемирового культурного наследия. Эта приоритетная задача российской системы образования, связанная с воспитанием молодых граждан России, может быть выполнена при условии построения эффективной системы общего образования в целом и системы исторического образования в частности. Подчеркнем, что именно система школьного исторического образования является важным инструментом формирования исторического сознания молодежи и преемственности поколений.

Основные приоритеты государственной образовательной политики России в области модернизации школьного образования были сформулированы в выступлении второго Президента РФ В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г.  Конкретные аспекты модернизации школьного образования были определены в утвержденной Правительством РФ «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756–Р (п.2).

Современная образовательная политика России отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать базовыми приоритетами для системы образования. Российская образовательная политика в определенной степени учитывает мировые тенденции развития сферы образования. В отличии от советской она не имеет классового характера, не противопоставляет Россию мировому сообществу государств и предполагает широкое международное сотрудничество в этой области.

Важной задачей для Российской Федерации является сотрудничество с авторитетными международными организация, определяющими перспективы развития образования в современном мире, – ЮНЕСКО, Советом Европы и др.

Среди приоритетов образовательной политики следует назвать сотрудничество со странами СНГ и сохранение с ними общего образовательного пространства. Значимым направлением для российской системы образования является поддержка соотечественников за рубежом.

 Государственная образовательная политика Российской Федерации направлена на сохранение Россией её места в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.

Результатом реализации государственной образовательной политики стало утверждение в 2004 г. федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФК ГОС), который был разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. В настоящее время разрабатывается государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.

В соответствии с проведенной административной реформой государственная образовательная политика в Российской Федерации в настоящее время (с середины 2004 г.) разрабатывается и осуществляется тремя органами управления – федеральным Министерством образования и науки (Минобрнауки), федеральным Агентством по образованию (Рособразование), федеральной Службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Приоритетами государственной образовательной политики в России в начале ХХ1 века стали восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования, глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Эти приоритеты были сформулированы в решениях коллегий Министерства образования и науки от 4 ноября 2004 г. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» и от 10 октября 2005 г. «О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования».

Специального комментария заслуживает вопрос о восстановлении ответственности и активной роли государства в сфере образования. В 1990–е годы по ряду причин объективного и субъективного характера государство, как известно, ослабило свое влияние на сферу образования. Сегодня ситуация изменилась. Государство восстановило утраченные позиции и свое влияние в сфере образования.

Совершенствование российской системы образования в современных условиях предполагает реализацию следующих направлений государственной образовательной политики и практики:

  • государственно-общественное управление системой образования;
  • бюджетное финансирование и контроль за целевым использованием средств;
  • развитие правовых основ образования и надзор за их исполнением;
  •  государственные механизмы управления качеством образования (в области содержания образования – совершенствование образовательных стандартов, экзаменационных процедур, введение нового механизма экспертизы учебников; в области кадровой политика – совершенствование квалификационных требований и механизма аттестация кадров; в области управления образовательными учреждениями – совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования).

Государственная политика РФ сфере образования предполагает:

поощрение внебюджетных ассигнований в сферу образования;

развитие государственно-общественного управления образова-тельными учреждениями, стимулирование развития структур гражданского общества – ассоциаций образовательных учреждений и разных категорий педагогических кадров как партнеров государства. Важнейшим условием эффективности перечисленных направлений являются государственные меры по повышению уровня социальной защищенности работников образования, обучающихся и воспитанников.

 4. Перспективы развития системы образования в РФ

Государственная политика в сфере образования предусматривает обеспечение ключевых общесистемных изменений. В системе образования будет действовать новый организационно–экономический механизм, в рамках которого произойдут серьезные изменения принципов управления в системе образования. Значительно повысится роль общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы). Учебные заведения будут обеспечить потребителей и общественность информацией о собственной деятельности.

В документе «О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний. Приложение к письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОиН РФ от 8 мая 2008 г. № 03–946)» названы наиболее значимые изменения, которые произойдут в системе образования в период до 2015 г. К 2010 г. будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет строиться как возможность построения школьником индивидуально 2015 г. будет завершен эксперимент по обновлению внутренней структуры школьного образования. К 2015 г. все учебные программы и методы обучения будут обновлены с использованием компетентностного подхода. К 2015 г. будет завершено методическое обеспечение широкого набора индивидуальных образовательных траекторий.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Такой подход принято называть компетентностным. Этот подход предполагает перенесение акцентов на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут использоваться проектные методы.

В новой модели образования процесс обучение будет более многообразным и вариативным. При этом повысится роль внутренней системы оценки качества образования, ориентированной не на регулирование процесса обучения, а на его результаты.

Помимо ЕГЭ получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования.  (О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний. Приложение к письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОиН РФ от 8 мая 2008 г. № 03–946).

Особую ценность для понимания перспектив развития системы образования в России имеет проект государственной программы «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» Эта программа по всем параметрам полностью синхронизирована с концепцией долгосрочного развития Российской Федерации и обеспечивает преемственность с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, одобренными Правительством РФ в 2004 году, которые обозначили основные векторы модернизации отрасли.

Стратегической целью концепции долгосрочного социально-экономического развития России (на период до 2020 г.) является перевод страны на качественно новый, инновационный, путь развития страны.

Системе образования в инновационном сценарии принадлежит особая роль – двигателя системных изменений в экономике и обществе. Построение современной системы образования – необходимое условие инновационного развития страны.

Программа «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы», главная цель которой заключается в построении современной модели образования.

В подготовленной программе механизмы приоритетного национального проекта «Образование» взаимоувязаны с федеральной целевой программой развития образования как законодательно установленной организационной основой государственной политики в сфере образования и задают четкие ориентиры и проектные рамки деятельности субъектов Российской Федерации по развитию образования.

Таким образом, государственная образовательная политика направлена на разработку и внедрению современной модели образования как средства обеспечения инновационного развития страны.

 

Заключение

В российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно и планомерно.

В условиях мирового экономического кризиса остро встала проблема финансирования отечественного образования. Хотя, следует признать, даже одномоментное реальное увеличение данного финансирования в несколько раз не способно значительно поднять престиж профессии до прежнего, советского уровня.

Реформы российской школы будут бессмысленны, если не окажутся направлены на достижение определенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан на качественное образование (независимо от места проживания), гарантированность общедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшение финансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.

В целом, сделаны следующие выводы:

– в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;

– принципы государственной политики в области образования (в том числе регламентируемые федеральной программой развития образования) являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;

– необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;

– реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: