Ислам в Испании (XX – начало XXI в.)

        

    Связи с арабским Востоком официальный Мадрид не утрачивал свои связи. После поражения Испании в войне с Соединенными Штатами Америки в 1898 г. Великая в прошлом держава потеряла свои последние колониальные владения из-за этого военного конфликта. Испания посмотрела на ближайшего соседа, Марокко. Согласно Фесскому договору, который был заключен в 1912 г., северная часть Марокко (1912–1956) была передана под контроль испанской короны. Взяв под свой контроль эту территорию, испанская армия потерпела серию поражений от племен, населявших эти земли (самое разрушительное поражение в битве при Ануале (в июле 1921 г.), в результате чего военные потери испанцев составили более 11 тысяч человек).      

Среди испанских политических элит не сформировалась какая-либо определенности в отношении мусульман. Во время гражданской войны в Испании (1936–1939 гг.) Генерал Ф. Франко очень прагматично относился к мусульманскому вопросу, используя марокканцев в качестве наемников, в противостоянии с сторонникам Республики, создавая союз мусульман и христиан под знаменем борьбы против атеизма. Франко ввел запрет на территории под контролем сторонников испанской фаланги, распространение идей, унижающих человеческое достоинство марокканцев. Следует отметить, что в 1938 году власти Тетуана (административного центра Испанского Марокко) в виде ультиматума потребовали, чтобы солдатам-мусульманам была выдана специальная писчая бумага, поскольку обычная была украшена христианскими символами, с целью предотвратить у родственников солдат опасений, что они могут быть обращены в католицизм. Ф. Франко издал официальный приказ, согласно которому было запрещено обращать мусульман в христианство, поскольку это могло нарушать их идентичность [56, с. 281] [49]. 

После смерти Ф. Франко, Испания преобразовала свою переселенческую парадигму, которая превратила ее в страну активной иммиграции. В 1982 г. в Испании насчитывалось зафиксировано 200 тыс. проживающих легально иммигрантов, в 1993 г. – 393 тыс., а в 2006 г. – и уже 4 млн., что составляет 9,3% населения. Таким образом можно сделать вывод, что за последние 25 лет число мигрантов возросло в 20 раз. В настоящее время иммиграция дает более 90% прироста населения страны.

    Из значительного числа иммигрантов, которые проникают в Испанию, заметно присутствие переселенцев мусульманского происхождения. Например, если в 1980-х гг. переселенцев-мусульман насчитывалось 175 тыс., то по состоянию на 2005 г. их уже было 512 тыс. человек (с нелегалами - 600 тыс. человек). К 2010 г. на территории страны проживало примерно 1 млн. мусульман. Подробно о численности мусульман отражена в следующей таблице (табл. 1.1)

         Таблица 1.1 Численность мусульман в Испании (согласно данным на 2005 г.)

Страна Количество мигрантов (тыс. чел)
Марокко 506
Алжир 28,1
Сенегал 19,9
Пакистан 18,7
Гамбия 12,9
Нигерия 11,7
Мавритания 5,9
Мали 4,6
Бангладеш 3,5
Натурализованные лица (лица которые приняли гражданство Испании) 80
Испанцы-мусульмане 6,0

        

    В таблице указано число испанцев, принявших в ислам 6 тыс. человек, но по некоторым оценкам их количество от 20 до 50 тыс., и большинство из них живут в Андалусии. Следует отметить, что подавляющее большинство мусульман, проживающих в Испании, из Марокко. Преобладание арабов и берберов из Марокко легко объяснимо. Марокко имеет общую границу с Испанией. Эти страны разделяет Гибралтарский пролив, ширина которого составляет 14 км. [51].

    Понятие «мусульманин» в Испании определяется страной откуда они прибыли. По этой причине могут появиться несоответствия между оценками числа мусульман и сколько их проживает на территории страны на самом деле. Таким признавать всех приезжих из Марокко неверно, т.к. в этой стране проживают иудеи и христиане. Говоря о мусульманах, не стоит игнорировать их социальное и культурное разнообразие. [52, с. 48-49].

        

    Таким образом, Реконкиста - это длительный процесс отвоевания испанцами земель Пиренейского полуострова, которые были заняты арабскими государствами (эмиратами), начавшаяся в 711 г. и длившаяся до 1492 г., изгнав эмира Гранады с Пиренейского полуострова. Этот процесс характеризуется военным противостоянием между арабами и христианами. Несмотря на это были и периоды относительного спокойствия. Постепенно к началу XIV в. возникла тенденция, которая привела к усилению противоречий между христианской и мусульманской культурной традициями, в условиях возрастающего господства христиан. Возникали ситуации, когда правовые нормы или обычаи мусульман не учитывались королевской властью. В силу политических обстоятельств ислам на территории Испании утратил свое господствующее положение. Преобладание позитивного отношения между испанцами и маврами вплоть до завершения Реконкисты в 1492 г.

    После окончания Реконкисты короли Испании Фердинанд и Изабелла отошли от политики добровольности и перешли к политике принудительного прозелитизма (т.е. обращение мавров в католичество). 11 февраля 1502 г. королевская власть издала указ о принудительном обращении в христианство мудехаров. В течение XVI в. происходили восстания морисков, которые жестко подавлялись армией. Главным итогом данных восстаний является указ короля Испании Филиппа III в 1609 г. о депортации всех морисков с территории страны.

    Арабское господство на территории Пиренейского полуострова не могло пройти бесследно в культурном аспекте. Арабы и испанцы взаимно влияли друг на друга в культурном аспекте. Результатом такого культурного взаимодействия появились такие категории населения: ладины, мосарабы, а также ренегаты. Мусульмане оставили множество архитектурные памятники, например, мечеть Кордовы (VIII век), минарет бывшей мечети Хиральда в Севилье (XII век), ансамбля Альгамбра в Гранаде (XIII - XIV вв.).

    После проигрыша Испании в войне с США в 1898 г., официальный Мадрид обратил свое внимание в сторону своего соседа Марокко. С 1912 по 1956 гг. существовал протекторат под управлением Испании на территории северного Марокко. В годы Гражданской войны (1936-1939), Ф. Франко использовали наемников из Марокко в противостоянии со сторонниками Испанской республики. После смерти Ф. Франко в 1975 г. Испания превратилась в страну активной иммиграции арабов. Согласно некоторым данным, по состоянию на 2010 г. в Испании проживало около миллиона мусульман, в основном это выходы из Северной Африки (Марокко, Алжир, Сенегал и т.д.), Азии (Пакистан, Бангладеш), что приводит к противоречиям между мигрантами и коренными испанцами.


 2 ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС В СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: