Мусульманские организации на территории Испании

        

    Как говорилось выше, что с разработкой миграционного законодательства происходил процесс формирования политико-правового статуса ислама и организаций отстаивающие права мусульман в Испании, который начался в конце 1960-х гг. в период диктатуры Ф.Франко. Когда Испании встала на демократический путь развития расширились возможности для формирования мусульманами общественных организаций. Конституция 1978 г. провозглашает религиозную свободу, как правительство, так и местные власти должны способствовать диалогу между католической церковью и другими конфессиями [57].

    В ЕС в установлении отношений государства с исламом заключается в налаживании контактов с организациями, целью которых является защита прав мусульманского населения. Испания в этом плане пошла по своему пути. Еще до появления большой миграционной волны из ближневосточных и африканских стран, на территории страны созданы две организации такого рода. Испанцы-мусульмане в 1989 г. образовали Испанскую федерацию исламских религиозных обществ, а в 1991 г. студенты и специалисты, которые переехали на постоянное место жительство в Испанию в 1960-е и 1970-е гг. из стран ближневосточных государств и принявшие позднее гражданство Испании, основали Союз исламских обществ Испании. Вскоре обе организации объединились в Исламскую комиссию Испании. Цель создания данной общественной организации – выступление в качестве официальных представителей интересов мусульман в переговорах с испанским правительством. В связи с возросшим уровнем активности мусульманских организаций вынудило испанские власти определиться со своим отношением к исламской религии. В 1989 г. определен статус ислама, как признанная религия, имеющая глубокие исторические корни в Испании (в 1984 г. христианство и иудаизм получили такой же статус). Фактическое признание ислама, в качестве религии с многовековой историей, не обладает какой-либо значимости, по той причине, что оно спровоцировало к изменению отрицательного восприятия ислама как религии, сформировавшееся с эпохи Средних веков. В апреле 1992 г. Испанское правительство и Исламская комиссия Испании подписали соглашение о сотрудничестве. В соглашение внесено положение о том, что ислам является религией с большой историей на территории страны, которое по своей сути оказался определяющим фактором в формировании идентичности испанцев[65].

    В соответствии с условиями соглашения, мусульманские религиозные учреждения – неприкосновенные, они получают благоприятный налоговый режим. Имамы включены в испанскую систему социального обеспечения. Имамы по статусу приравнены к наемным работникам. Мусульманские организации имеют право создавать исламские образовательные центры на всех уровнях. Государство гарантирует детям из мусульманских семей получение образования. Испанские университеты могут предоставить помещение и финансирование для организации курсов по исламу [66, с. 117].

    Соглашение о сотрудничестве, которое было подписано между испанским правительством и Исламской комиссией Испании, согласно которому права мусульман с христианами стали равными, в соответствии с соображениями некоторых ученых, является продуманным в плане уважения прав не только этнических, но и религиозных меньшинств. По причине жесткой позиции испанских властей в отношении ислама основные положения подписанного соглашения так и остались для галочки, что привело к еще большей разрозненности в обществе. в последние десятилетия деятельность Исламской комиссии Испании реализовывалась изолированность от общины мусульман. В какой-то степени из-за этого представители иммигрантов отказались принимать участие в подписании соглашения от 1992 г. с испанским правительством. По мнению отдельных исследователей, представители мигрантов не принимали участие в подписании соглашения, т.к. в первые годы иммиграции переселенцев не представляли интереса вопросы, имеющие связь с религией [51].

    Существуют неприязненные отношения между переселенцев из мусульманских стран и мусульманами, которые солидарны с деятельностью Исламской комиссии Испании, и являясь большинстве своем представителями образованных кругов общества. Главный фактор в пользу Исламской комиссии – реализация в государстве принципа свободы совести, провозглашенные Конституцией. Одновременно соответственно мнению последних желают признать свою уникальность в той стране, в которой они являются гражданами Испании. Несогласованность в позициях объясняется в различных способах борьбы за реализацию своих интересов. Значительная часть общественных организаций, отстаивающих интересы мусульманского населения, находятся вне рамок, которые были установлены соглашением о сотрудничестве. Под контролем Исламской комиссии Испании около ста пятидесяти официально зарегистрированных министерством юстиции организаций. Около ста ассоциаций мусульманских иммигрантов представляют свою деятельность «вне официального ислама», созданной Исламской комиссией Испании. Большинство из этого числа организаций строят мечети и молитвенные дома на денежные средства, жертвуемые верующими, а также финансирование из других мусульманских стран [65, с.52].

    Существуют и другие организации помимо Исламской комиссии защищающие интересы проживающих на территории мусульман Испании. На уровне провинций совершают свою деятельность в виде помощи своим членам в их интеграцию в испанскую общественную модель. В качестве примера можно назвать Ассоциацию марокканских рабочих-иммигрантов (AMTИ), которая в своих рядах насчитывает двенадцать тысяч членов. Несмотря на скудное финансирование, данная общественная организация оказывает услуги помощи в получении официального разрешения на работу и аренду жилья, а также предоставляет услуги социального обеспечения и поддерживают несовершеннолетним выходцам из Марокко, которые переехали на территорию Испании без своих законных представителей, т.е. родителей.

    Однако положение дел претерпело серьезные видоизменения после серии терактов совершенных 11 марта 2004 г. на железнодорожной станции Аточа в Мадриде, в результате которых погибли 192 человека, после чего след указал на организации проповедующие идеи радикального ислама. АМТИ заявил о необходимости участия в мониторинге религиозной деятельности имамов, заявив, что он усиливает деятельность радикальных исламских активистов, призывающих к насилию в мечетях. В связи с усилением амбиций АМТИ и Исламская комиссия выразили обеспокоенность только тем, что вы имеете право представлять интересы мусульман, проживающих в Испании. [66, с. 162].

    В настоящее время основную угрозу для современного мира является деятельность террористической организации «Исламское государство» (ИГ). После активного наступления ИГ на территории севера и западе Ирака и также в северной Сирии в 2014-2015 гг. На волне успешных военных действий не менее успешно ведется вербовка новых членов путем проповедей со стороны имамов и распространению экстремистской литературы. Результатом вербовочной деятельности на территории Испании – это теракты, которые были совершены 17 августа 2017 г. в Барселоне и Камбрильсе, когда фургон врезался в толпу людей. Погибло 16 человек, раненных – 151 человек. Задержан один из подозреваемых — Дрисс Укабир, последователь идей радикального ислама. Ответственность за серию терактов взяло на себя исламистская организация «Исламское государство» [46].

    Исламская комиссия Испании 17 августа 2017 г. после теракта в Барселоне распространила сообщение, в котором выражает свое осуждение. Исламская комиссия также выразили свои соболезнования родственникам погибших, а также проявили солидарность как с жителями Барселоны, так и с жителями всей Испании.

    В своем заявлении Исламская комиссия Испании (которое подписал президент организации Рием Татари Бакри отмечает, что она будет поддерживать борьбу против терроризма в любом его проявлении и выражает свою надежду, что все виновные в совершенных террористических актах будут арестованы и осуждены в самое короткое время [30].

        

    Таким образом, основными способами проникновения мигрантов (в основном из Северной Африки), чтобы въехать на территорию Испании: получить официальные разрешения на работу, получить туристическую визу и незаконно прибыть в страну. Самые популярные направления для въезда в Испанию - через Гибралтарский пролив, а также через Атлантический океан на Канарские острова. Следует отметить, что не все мигранты стремятся остаться в стране, используя в качестве переправы в более богатые страны Европы (Франция, Германия, Великобритания), но некоторые все-таки возвращаются в Испанию из-за строгих законов.

    В связи с растущей волной миграции иммигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока это обусловило необходимость разработки законодательства в миграционной сфере. В 1985 г. испанские Кортесы принял первый закон о свободе и правах иностранцев. Закон декларирует равенство прав и свобод как легальных переселенцев, так и коренных испанцев. Иммигрантам благодаря данному закону предоставлены следующие права: на приобретение жилья, защиту семьи, получение образования (среднего и высшего), принимать участие в забастовках (хотя и в ограниченном варианте). Также в Законе зафиксированы положения о гарантиях предоставления юридической помощи и защита прав детей. Для защиты прав иммигрантов образовываются разные функционирующие легально общественные организации.

     11 января 2000 г., Генеральный Кортес был принят новый закон о правах и свободах иностранцев в Испании, который действует по настоящее время, несмотря на многочисленные критику как внутри страны, так и за рубежом. В этом законе термин «иностранец» обозначает лицо без испанского гражданства. Закон налагает запрет на дискриминацию в любой форме (статья 21). Согласно положениям данного Закона, иностранцы обладают следующими правами: на судебную защиту своих прав и свобод, на неприкосновенность частной жизни и воссоединение семьи (статья 16). Также найдено решение вопросы въезда и выезда иностранцев, а также длительность их пребывания на территории страны (в зависимости от них иностранцы разделяются наследующие категории: пребывающие – лица, имеющие право на пребывание в Испании до трех месяцев; временно проживающие – от трех месяцев до пяти лет; постоянные жители – проживающие на территории страны более пяти лет). С целью помощи интеграции мигрантов в испанское общество создается такой консультативный и информационный по своей сущности государственный орган, как Высший совет по иммиграционной политике. Закон предусматривает поощрение деятельности движений и ассоциаций созданные для того, чтобы защитить интересы переселенцев со стороны органов государственной власти, помощь профессиональным союзам и неправительственным некоммерческим организациям, которые способствуют интеграции иностранцев в Испании. Для решения проблем, связанные с иммиграцией, был создан Иммиграционный форум, являющийся консультативным и информационным органом.

    Важным критерием, который подтверждает наличие межкультурного диалога, является предоставление в 2011 г. права голоса иммигрантам на автономных и местных выборах.

    Параллельно с законодательством сфере иммиграции, проходит процесс формирования мусульманских организаций на территории Испании. Действующая в настоящее время Конституция 1978 г. гарантирует свободу совести, а также официальные власти должны поддерживать межрелигиозный диалог. Крупнейшая организация, которая защищает интересы мусульман-иммигрантов, – Исламская комиссия Испании. В апреле 1992 г. Испанское правительство и Исламская комиссия Испании подписали соглашение о сотрудничестве. В соглашение внесено положение о том, что ислам является религией с большой историей на территории страны, которое по своей сути оказался определяющим фактором в формировании идентичности испанцев. Существуют и другие организации помимо Исламской комиссии Испании защищающие интересы мигрантов и оказывая помощь в интеграции в испанское общество. Одной из таких организаций является Ассоциация марокканских рабочих-иммигрантов (АМТИ). АМТИ насчитывает 12 тысяч членов. Суть ее деятельности заключается в оказании помощи членам организации в получении разрешений на работу и покупке жилья, предоставлении услуг социального обеспечения и поддержке марокканских детей, прибывших в Испанию без родительской помощи. До серии террористических атак 11 марта 2004 г. (совершенных на железнодорожной станции Аточа, в результате которых погибли 192 человека), во время которых был обнаружен след организаций, пропагандирующих радикальные исламские идеи, AMTI не проявляла интереса по религиозным вопросам. Подлинным поворотным моментом в борьбе против идей радикального ислама являются террористические акты в Барселоне и Камбрильсе 17 августа 2017 г. Ответственность за эти атаки взяла на себя террористическая организация Исламское государство. В тот же день Исламская комиссия выступила с заявлением, в котором осудила нападение и призвала к борьбе против любых проявлений идей радикального ислама.


 3 ПРОБЛЕМА МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: