Рауль Дюфи «Парусники в гавани Довиля». ( о. 1936 г.)

На Дюфи сильнее, чем на других фовистов повлиял постимпрессионизм. Особенно живопись Ван Гога и Писсаро. Это хорошо чувствуется, стоит только взглянуть на полотно. Яркие, светлые краски, такой нежно-голубой цвет, особенно парусники – заставляют всплывать в памяти живопись Винсента. Постимпрессионисткая фаза длилась до 1905 года (выставка фовистов). В это время он знакомится с творчеством Анри Матисса, негласно считавшимся главой фовистов, и ныряет в новое для него мировосприятие. Однако, в отличие от других, в его полотнах нет того пышущего «дикостью» излома и накала.

«Я люблю праздник» - говорил он. Дюфи называли «легкомысленным», его живопись называли «милой». Это был жизнерадостный человек. На картине, написанной всего за три года до Второй мировой войны, не видно её следов. Если бы мы не знали даты, можно было бы подумать, что она написана задолго до неё, когда мир еще не знал Первой Мировой.

Более внушительный пейзаж изобразил на своей картине Андре Дерен.

Андре Дерен. Дорога в Кастель Гондольфо.

В 1921 году он отправился в Рим, чтобы на месте установить декорации, исполненные для «Фантастической лавки» в постановке Дягилевского балета.

Очарованный Италией, он задержался там дольше, чем рассчитывал первоначально. Помимо Рима он жил также в Кастель Гандольфо, живописном городке, доныне служащем летней резиденцией папы и поставленном еще в Средние века над озером Альбано. Археологи открыли, что именно там находилась легендарная древнеримская Альба Лонга, старейший город Лациума, разрушенный римским царем Туллом Гостилием в 655 году до н.э. В Кастель Гандольфо художник написал более 30 пейзажей. Его особенно привлекала извилистая дорога из Альбано в Кастель Гандольфо. Оказываясь на этой древней дороге, по сторонам которой торчат скалы и высятся вековые деревья, Дерен испытывал чувство сопричастности истории. Он передал ту суровость и монументальность, которые представлялись ему важнейшими свойствами древнеримского искусства. В картине не сразу замечаешь одинокую фигуру женщины на дороге. Она нужна «для масштаба», давая почувствовать, сколь мал человек перед лицом истории и природы.

После того, как мастера фовизма разобрались с цветом, признав его условным и зависящим не от реальности, а от тех задач, которые художник решает на своем холсте, пришло время, что-то сделать с предметом и пространством. Этим занялись кубисты. Название они получили от французского критика Луи Вокселя, который увидев картины кубиста Жоржа Брака назвал их «кубическими причудами». Вообще, как и фовисты, они многое взяли от Сезанна. Нарушение перспективы, цветовая сдержанность, основательность, весомость предметов.

Кубизм имел несколько этапов развития. Первым из них был аналитический, или «сезанновский кубизм». Ему была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов. Все объекты приобретали черты геометрических фигур. Среди кубистов были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Андре Дерен и Морис де Вламинк.

 Художники-фовисты совершенствовались дальше, они увлекались новыми течениями, меняли свой взгляд на мир. Одним из таких был Морис де Вламинк. Познакомившись с известным тогда Андре Дереном, он открыл для себя кубизм.

Морис де Вламинк. Пейзаж с домом на холме.

Его картина «Пейзаж с домом на холме» является своеобразным переходом художника от фовизма к кубизму. Эту работу нельзя назвать целиком кубистической или фовисткой. Посмотрите, как изображен пейзаж французской деревушки. Прослеживается отпечаток фовисткой масштабности, крупные мазки в два-три движения создают холмы. Но цвет совсем не «дикий». Он скорее достался ему от Сезанна, использовавшего неяркие цвета (охра, черный, зеленый).

 

Франция времен меж двух мировых войн была страной свободного творческого самовыражения, а Париж – Меккой для людей, ищущих свободы в искусстве. Совсем иначе было в Италии – родине искусств.

В 1922 году к власти приходит Бенито Мусолинни, что тут же сказывается на всей культурной жизни страны. Уже через месяц после его приход в Милане образовалась группа «Новиченто» (20 век-итал.) Название заявляло о рождении нового искусства, которое должно стать воплощением 20 века, но в русле традиции, идущей от Возрождения. Такая форма слова отсылала к периодам итальянского Ренессанса (кватроченто-14 век, чинквиченто - 15 века).

Идейной вдохновительницей Новоченто стала журналистка Маргарита Сарфатти, бывшая любовницей Муссолини, что делало её одной из самых влиятельных фигур в итальянском мире культуры. Уже в сентябре 1922 года она провозгласила «необходимость возвращения к дисциплине и порядку в искусстве в столь бурное и неспокойное время». Художники, входившие в эту группу, стремились вернуться к ренессансной классике, восстановить преемственность традиций, прерванную авангардизмом 20 века.

Сочетал в своем творчестве натурные штудии и образцы классического искусства Франческо Мессина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: