Хосе Гутьеррес Солана. Этюд Гражданской войны в Испании. 1937

Разразившаяся гражданская война заставила солану вместе с братом Мануэлем бежать через Валенсию в Париж.

В Париже было написано и данное полотно. Возможно, слово «Этюд» в названии указывает, что исполнено оно быстро, и что эта композиция – лишь первый, непосредственный отклик на разразившуюся на родине соланы трагедию. Холст был написан по заказу Испанского правительства для показа его в национальном павильоне на Всемирной выставке 1937 года в Париже. главной темой павильона была гражданская война и отчаянная борьба республиканцев с войсками Франко. Мемориал героям обороны Мадрида, фотоколлажи «Защита шедевров Прадо» и «Новая женщина» не только свидетельствовали о героизме республиканцев. Это были призывы о помощи к другим странам. кульминацией экспозиции было громадное полотно «герника» Пикассо, написанное по заказу Испанского правительства меньше, чем за месяц. Чудовищные последствия бомбардировки немецкой авиацией баскского городка герника – смерть, страдание, боль – были явлены миру в образах растерзанных тел, кричащих голов, воздетых рук.

картина языком современного искусства выступала страшным обвинением фашизму. Монументальный образ, созданный соланой – скорбный плач по невинным жертвам гражданской войны. тела расстрелянных мужчин будто застыли в корчах предсмертных судорог. Замученные старуха и ребенок молчаливо свидетельствуют о жестокой расправе, учиненной в мирной деревне. Реквиемом звучат рыдания обнявшихся, чьи фигуры перекликаются с образами предстоящих перед распятием Христа.

 

На трагедии, происходящие в первой половине XX века, откликались не только художники, но и поэты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: