Подбор методов и методик диагностической работы по теме курсовой работы осуществлялся на основе знания теоретических основ обучения иностранным языкам, закономерностей становления способности к межкультурной коммуникации, обоснования выборки исследования при помощи понятийного аппарата философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации. Проведение диагностики проходило на основе принятых моральных и правовых норм, уважения к людям, поддержании доверительных партнерских отношений, этических и нравственных норм поведения, использованием этикетных формул в устной коммуникации. Описание результатов исследования проводилось с учетом особенностей официального, нейтрального и неофициального регистров общения, логичное и последовательное представление результатов исследования.
Аудирование – это вид речевой деятельности, сложный процесс для изучения и обучения, так как во время прослушивания задействованы такие психические процессы, как восприятие на слух и узнавание; внимание; вероятностное прогнозирование; смысловая догадка; сегментирование речевого потока; информативный анализ; завершающий синтез, предполагающий разного рода компрессию и интерпретацию воспринимаемого сообщения.
В результате подбора методов и методик диагностической работы по теме курсовой работы мною были приобретены такие компетенции как умения разрабатывать учебно-методические материалы с использованием достижений отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для использования в учебном процессе; использование достижений отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера.
Умения, которыми ученики должны овладеть при развитии навыка аудирования:
1) определять тему, проблему в радио- или телепередаче, монологе, диалоге, полилоге;
2) отделять главную информацию от второстепенной;
3) обобщать фактическую информацию, содержащуюся в аудио- или видеотексте.
Для развития перечисленных умений можно использовать следующие примеры заданий:
1) прослушайте интервью и определите тему и проблему текста;
2) прослушайте текст и соотнесите части текста с названиями;
3) основное содержание аудиотекста представлено в восьми картинках. Поставьте картинки в порядке, согласно очередности изложения материала в аудиотексте.
С целью оценки влияния применения средств информационных технологий на успешность овладения навыком аудирования было проведено исследование. В исследовании принимали участие обучающиеся 7 «А» класса. В исследовании приняли участие 25 человек, из которых 15 девочек и 10 мальчиков.
Исследовались следующие умения:
1) определять тему, проблему в радио- или телепередаче, монологе, диалоге, полилоге;
2) выделить основную информацию в аудиотексте;
3) обобщать фактическую информацию, содержащуюся в аудио- или видеотексте.
Для диагностики перечисленных умений, использовались задания. Приложение Ж. Первое задание имело формулировку «Прослушайте интервью и ответьте на следующий вопрос» и было направлено на развитие умения определения темы и проблемы в аудиотексте.
Второе задание имело формулировку «Прослушайте текст и соотнесите части текста с названиями» и было направлено на развитие умения выделения основной информации в аудиотексте.
Третье задание имело формулировку «Основное содержание аудиотекста представлено в четырех картинках. Поставьте картинки в порядке, согласно очередности изложения материала в аудиотексте» и было направлено на развитие умения обобщения фактической информации, содержащейся в аудиотексте.
В результате исследования умений аудирования полностью справились с заданиями 2 человека (8%); справились частично – 20 человек (80%); не справились – 3 человека (12%).