Посещение и анализ уроков учителя-наставника и сокурсников

Посещение и анализ уроков учителя-наставника и сокурсников включало: выполнение хронометрирования учебного процесса, анализ уроков по иностранному языку учителей-наставников и одногруппников с точки зрения их эффективности на основе понятийного аппарата философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации, применения методов и средств познания; знания теоретических основ обучения иностранным языкам. Анализ учебного процесса по обучению иностранному языку с точки зрения его эффективности проводился с использованием компьютера как средства получения и обработки информации, способствующих овладению опытом решения стандартных задач профессиональной деятельности.

 

Так как в начале марта в стране начало ухудшаться эпидемиологическое положение, все образовательные учреждения с 18 марта 2020 года были переведены на дистанционное обучение по указу президента РФ на период стабилизации ситуации. В связи с этим, производственная практика происходила в измененном формате. Основной задачей практики было – освоить технику дистанционного образования.

Учитель-наставник во время дистанционного обучения использует платформу для проведения онлайн-занятий «Zoom». Платформа позволяет учителям создать видео- и аудио-конференции с учениками; множество участников могут совместно использовать свои экраны и делать заметки для достижения максимальной интерактивности; записывать конференции, просматривать их, составлять заметки и планы действий; платформа предоставляет чаты в группах, поиск по истории, обмен файлами. Кроме того, платформой можно пользоваться с мобильным телефонов. Интерфейс программы (рис. 1) удобен и легок для понимания, ученикам нравится использовать информационные технологии во время уроков и это повышает их мотивацию.

Интерфейс видеоконференции представлен на рис. 2.

Рис. 1

Рис. 2

Я посетила и провела анализ трех уроков учителя иностранного языка. Первый урок был в 3 «Б» классе 14 апреля 2020 года. Урок проводился дистанционно. Учитель отправила задания для учеников и ожидала их ответов. Продолжительность урока составила 30 минут. Число обучающихся по списку 21 человек, занимались 21. Урок вела Колесникова Елена Владимировна. По типу урок являлся уроков изложения нового материала.

Тема урока: Animals.

Цель урока: изучить звуки английского языка.

Задачи урока:

- повторить звуки английского языка;

- научить учеников проговаривать, читать и писать неизвестные слова.

Учитель использовала следующие методы: коммуникативный; письменный; наглядно-иллюстративный; аудиторный; контроль рабочего процесса.

По форме организации обучения урок имел индивидуальную форму. Материал соответствовал возрасту обучающихся, также урок был проведен систематично поэтапно, были сохранены следующие этапы урока: организационный; постановка цели и задач урока; первичное усвоение новых знаний; первичное закрепление; информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Дети уложились во временные рамки и отправили выполненные задания. В результате урока дети повторили звуки английского языка и научились проговаривать, читать и писать неизвестные слова. Анализ урока приведен в приложении А.

Второе занятие проводилось в 5 «А» классе 22 апреля 2020 года. Урок

проводился на платформе для проведения онлайн-занятий «Zoom». Продолжительность урока составила 30 минут. Число обучающихся по списку было 15 человек, занимались 14 учеников. По форме организации урок был индивидуальным. По типу урок являлся уроком проверки и оценки знаний, умений и навыков. Урок вела Колесникова Елена Владимировна.

Тема урока: Fruits and vegetables.

Цель урока:

- проверить знания учеников по пройденному материалу.

Задачами урока были:

- активизация лексического и грамматического материала;

- развитие навыков письма

- развитие навыков чтения

- развитие навыков говорения

- проведение рефлексии учебной деятельности.

Учитель использовала следующие методы: проверка знаний, умений, навыков (письменная контрольная работа); контроль рабочего процесса.

Материал соответствовал пройденному материалу и возрасту учеников. Дети были дисциплинированы и внимательны. В результате урока дети активизировали изученный лексический и грамматический материал; развили навыки письма, чтения и говорения, а также провели рефлексию своей учебной деятельности. Анализ и хронометраж урока приведены в приложении А, Б.

Третий урок был в 7 «А» классе 17 апреля 2020 года. Урок проводился на платформе для проведения онлайн-занятий «Zoom». Продолжительность урока составила 30 минут. Число обучающихся по списку было 25 человек, занимались 16. Урок вела Колесникова Елена Владимировна. По форме организации обучения урок был индивидуально-групповым. По типу урок был уроком изложения нового и закрепления изученного материала. Характеристика 7 «А» класса представлена в приложении Е.

Тема урока: «Hobbies».

Задачами урока были:

- повторение изученных и введение новых слов, обозначающих хобби;

- развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на контекст.

Елена Владимировна проявляла внимание ко всем ученикам, не выделяя никого конкретно и, в то же время, не заставляя никого чувствовать себя обделенным вниманием. Она поддерживала темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность обучающихся и их поощрение во время урока.

Учитель использовала следующие методы: словесный (работа с книгой); практический (выполнение упражнений); контроль рабочего процесса.

Материал соответствовал по возрасту обучающихся, а также урок был проведен систематично по этапам (организационный; постановка цели и задач урока; актуализация знаний; первичное усвоение новых знаний; первичная проверка понимания; первичное закрепление; информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; рефлексия). Дети активно учувствовали на уроке отвечая на все вопросы. В результате урока дети повторили изученные и ввели новые слова, обозначающие хобби; развили умения выборочно понимать на слух необходимую с опорой на контекст. Анализ и хронометраж урока приведены в приложении А, Б.

В результате посещения и анализа уроков учителя-наставника мною были приобретены такие компетенции как умения соблюдать принципы культурного релятивизма в ходе иноязычной коммуникации; уважать своеобразие иноязычной культуры; навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов; умения способствовать социальному взаимодействию, опираясь на принятые моральные и правовые нормы; умения анализировать, обобщать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения в учебной и профессиональной деятельности.

 

Проведение анализа учебно-методических комплектов, учебников, учебных пособий и других дидактических материалов по иностранному языку (это раньше должно быть)

 

Учителя в Школе используют следующие УМК:

Для обучающихся начальной школы, среднего звена и старших классов используются УМК двух авторов – Верещагина И.Н. Английский язык в двух частях и Быкова Н.И., Дули Д. в двух частях. Учебники распределены на все

образовательные уровни.

Учитель-наставник в 3 классе пользовался учебником «English 3». Данный УМК разработан И. Н. Верещагиной и Т. А. Приткиной в 2013 году и предназначен для углубленного изучения английского языка в 3 классе. УМК состоит из учебника (в 2-х частях), рабочей программы, книги для учителя, рабочей тетради, звукового пособия и книги для чтения. Данный комплекс построен на основе действующей программы по иностранным языкам. Авторы учитывают потребности современной школы, новые тенденции в обучении иностранному языку. Вместе с тем они использовали опыт традиционного обучения языкам, глубокое и основательное изучение языковых явлений сочетается с формированием речевых навыков и развитием коммуникативных умений.

1. Структура учебника. Основной компонент УМК – учебник. Он состоит из 2-х частей и из следующих элементов: разделы, соответствующие определенным программой ситуациям общения; англо-русский словарь, список фраз повседневного учебного общения, сборник дополнительных текстов для чтения, оглавление и т.д. Все элементы учебника взаимосвязаны, учебник представляет собой целое.

2. Содержание учебника ориентировано на обучающихся младшего возраста с углубленным изучением английского языка. Это отражено в тематике, разнообразии видов текстов, отсутствии опоры на родной язык, использовании оригинальных аутентичных материалов.

Присутствуют вопросы и задания проблемного характера, лингвострановедческие материалы, способствующие формированию социокультурной компетенции.

Материалы учебника несут воспитательную и развивающую нагрузку.

3. Система упражнений. При составлении системы упражнений авторы учли закономерности усвоения знаний, формирования навыков и развития умений. Упражнения ситуативно обусловлены. Задания учебника направлены на тренировку обучающихся во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письме) и обеспечивают достижение личностных, метадпредметных и предметных результатов.

Например, после грамматического материала даются упражнения на

закрепление материала (устные и письменные), кроме того, в учебнике есть грамматический справочник с пояснениями правил на русском языке.

Учебник позволяет ученикам задействовать их креативное мышление; развивать улучшения внимания и поиска слов.

Уровень управления работой обучающихся соответствует уровню владения языком. Управление гибкое.

Учебник предусматривает применение разных режимов работы, различных видов учебных действий. В учебнике приведены задания на формировании всех четырех видов речевой деятельности (письмо, говорение, аудирование, чтение).

Например, упражнение на чтение, которое содержит в себе слова с транскрипцией и примерами их использования:

Следующие упражнения на говорение, которые позволяют ученикам использовать пройденную лексику и творческое мышление:

Учебник предусматривает упражнения на развитие навыка письма, например:

Также учебник предусматривает упражнения на развитие навыка аудирования, например, детям предлагается прослушать слова перед их употреблением.

Оформление учебника.

а) отражает коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранному языку. Материал размещен последовательно, задействует все навыки. Иллюстрации относятся к заданиям, привлекая внимание учеников и создавая интерес;

б) соответствует санитарным нормам;

в) соответствует эстетическим и этическим нормам. Цветовая гамма яркая, привлекает внимание, но не отвлекает учеников от процесса обучения. Сюжеты рисунков соответствуют интересам учеников 3 класса.

Выводы. На основании данного анализа можно сказать, что УМК отвечает основным требованиям: соответствует потребностям педагогического процесса, ориентирован на цель обучения, на личность ученика, повышает мотивацию познавательной активности, творчества, способствует воспитанию самостоятельной самообучающейся личности.

Содержание учебника соответствует требования ФГОС начального

общего образования.

Учитель-наставник в 7 классе использовал учебник «Starlight». УМК «Звездный английский» разработан К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс в 2009 году и предназначен для углубленного изучения английского языка в 7 классе. УМК состоит из учебника, книги для учителя, рабочей тетради, тестовым буклетом, рабочей программы, сборника грамматических упражнений, тренировочными упражнениями в формате ОГЭ (ГИА). Данный комплекс построен на основе действующей программы по иностранным языкам. Авторы учитывают потребности современной школы, новые тенденции в обучении иностранному языку. Вместе с тем они использовали опыт традиционного обучения языкам, глубокое и основательное изучение языковых явлений сочетается с формированием речевых навыков и развитием коммуникативных умений.

1. Структура учебника. Основной компонент УМК – учебник. Он состоит из следующих элементов: разделы, соответствующие определенным программой ситуациям общения; англо-русский словарь, список фраз повседневного учебного общения, сборник дополнительных текстов для чтения, оглавление и т.д. Все элементы учебника взаимосвязаны, учебник представляет собой целое.

2. Содержание учебника ориентировано на обучающихся среднего возраста с углубленным изучением английского языка. Это отражено в тематике, разнообразии видов текстов, отсутствии опоры на родной язык, использовании оригинальных аутентичных материалов.

Например,

Присутствуют вопросы и задания проблемного характера, лингвострановедческие материалы, способствующие формировании социокультурной компетенции.

Материалы учебника несут воспитательную и развивающую нагрузку.

3. Система упражнений. При составлении системы упражнений авторы учли закономерности усвоения знаний, формирования навыков и развития умений. Упражнения ситуативно обусловлены. Задания учебника направлены на тренировку обучающихся во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письме) и обеспечивают достижение личностных, метадпредметных и предметных результатов.

Например, после грамматического материала даются упражнения на закрепление материала (устные и письменные).

Учебник позволяет развить навык коммуникации и письма, аудирования и чтения.

Уровень управления работой обучающихся соответствует уровню владения языком. Управление гибкое.

Учебник предусматривает применение разных режимов работы, различных видов учебных действий. В учебнике приведены задания на формировании всех четырех видов речевой деятельности (письмо, говорение, аудирование, чтение).

Например, на формирование навыка чтения предусмотрены аутентичные тексты, которые будут интересы ученикам 7 класса.

В учебнике присутствуют упражнения на формирование навыков письма и говорения:

Также, в учебнике предусмотрены упражнения на развитие навыка аудирования:

Оформление учебника.

а) отражает коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранному языку. Материал размещен модульно, задействует все навыки. Иллюстрации относятся к заданиям, привлекая внимание учеников и создавая интерес;

б) соответствует санитарным нормам;

в) соответствует эстетическим и этическим нормам. Цветовая гамма яркая, привлекает внимание, но не отвлекает учеников от процесса обучения. Сюжеты рисунков соответствуют интересам учеников 7 класса.

Выводы. На основании данного анализа можно сказать, что УМК отвечает основным требованиям: соответствует потребностям педагогического процесса, ориентирован на цель обучения, на личность ученика, повышает мотивацию познавательной активности, творчества, способствует воспитанию самостоятельной самообучающейся личности.

Содержание учебника соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: