Конспект одной из работ по музеологии

Е. Н. Мастеница «Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности».

Музееведение как формирующаяся социально-гуманитарная дисциплина постепенно вписывается в парадигму «пограничья», то есть плюралистического подхода к культурно-историческому анализу и теоретико-концептуальной трактовке феноменов культуры.

Отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, музеи в современном мире также переживают существенные трансформации. Современные музеи становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций.

Современная социокультурная ситуация побуждает музеи к поиску своеобразия, к необходимости генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Ещё недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности интерпретации музейного собрания, создаваемые экспозиции и выставки становятся результатом как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска.

Ведущие тенденции развития музейного дела, определяющие векторы развития науки и практики.

· В ХХв – широкое развитие нового типа музея – музей под открытым небом. Возникло новое направлении в музееведении – скансенология. Пространственная активность музеев, преодолевающая институциональные рамки, неизбежно сочетается с социальной экспансией, что наиболее ярко проявляется в феномене «открытого музея». В современном музееведении всё больше распространяется взгляд на музей и культурное наследие как на важнейший ресурс развития города, региона, страны.  Музейная сфера – новый термин. Его содержание вызвано появлением на музейном горизонте организаций, тесно связанных с музеями. У музеев, территориальных комплексов и музейных организаций появляются совместные программы и проекты, которые свидетельствуют о расширении границ музейной сферы

· Следствием интеграции музеев и социума является возрастание роли образовательной функции музея. Отражением «вторжения» музея в социальное пространство и расширения его образовательных функций стало интенсивное развитие музейной педагогики, которая особое внимание уделяет изучению сотрудничества и сотворчества музейного педагога и посетителя. Развитие детского направления в музейной педагогике привело к созданию особого типа музея – Детский музей.

· Результатом поиска и развития новых форм взаимодействия музея и общества является возникновение и деятельность экомузеев. Экспонаты в таких музеях начинают восприниматься более чем музейный предмет, они несут значительную смысловую и символическую нагрузку. Экомузей одновременно является архивом и учебным пособием, а также составной частью текущей жизни местных жителей.

· Создание специальных околомузейных и внутримузейных структур.

· Интеграция музеев различных видов и профилей и создание единого музейного пространства.

· Рост междисциплинарности музееведения и связанным с ней расширением спектра музейных профессий.

· Возникновение и стремительный рост межмузейного информационного пространства. Новейшей формой преодоления «замкнутости» музея как социального института становится формирующееся электронное информационное пространство.

Сложность и динамичность общественной жизни, увеличение масштабов инновационных процессов в культурном, образовательном и информационном пространствах предопределяют необходимость распознавать положительные и негативные тенденции в развитии музеев и музееведения.


 


Презентация раздела воображаемого музея


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: