Текст экскурсии по залу воображаемого музея

       Здравствуйте, уважаемые гости и посетители нашего музея! Меня зовут Юлия, и сегодня я ваш экскурсовод. Вам предоставилась уникальная возможность ознакомиться с экспонатами, посвященными известнейшему советскому поэту Роберту Ивановичу Рождественскому.

       «Роберт Рождественский — это наше здравомыслие, наше душевное равновесие, наше душевное здоровье, это наша природная цельность, наше первое самоопределение в близком мире,» - так говорил литературный критик Лев Аннинский, и не согласиться с ним невозможно. Роберт Рождественский - один из известнейших советских поэтов, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, секретарь Правления Союза писателей, вице - президент Европейского Общества деятелей культуры, автор многих поэтических книг, изданных в нашей стране и за рубежом. В наше время особенно актуально творчество поэта. Оно необходимо, потому что мы возвращаемся к тем простым ценностям, которыми жил Р. И. Рождественский – любовь, честь, семья, Родина.

       Итак, прошу пройти в первый зал.

       Слева вы можете увидеть портрет Роберта Ивановича Рождественского. Знаменитый поэт родился 20 июня 1932 года в селе Косиха. Рождественский – один из ярких представителей эпохи «шестидесятников». «Что такое поэзия? <...> Мне больше всего нравится такой загадочный и в то же время ясный ответ: поэзия — это состояние души. Он, с одной стороны, ничего не объясняет, а с другой стороны, объясняет всё», — говорил Роберт Рождественский. Далее вы можете увидеть фотографию с мамой поэта Верой Павловной Фёдоровой и Иосифом Кобзоном. Отца Роберта Рождественского звали Станислав Никодимович Петкевич. Мать с отцом развелись, когда будущему поэту было 5 лет. В 1945 году Вера Павловна выходит замуж за однополчанина Ивана Ивановича Рождественского. Роберт получает фамилию и отчество отчима.

       Обратите внимание на следующий экспонат. Это газета «Омская правда», с неё начинается творческая деятельность поэта. Как это связано спросите вы? Всё просто, именно в выпуске от 8 июля 1941 года было опубликовано первое стихотворение 9-летнего Роберта Рождественского (тогда ещё Петкевича) «С винтовкой мой папа уходит в поход…». Оно посвящено родителям. Следующий наш экспонат журнал «На рубеже». В нём в 1950 году печатаются первые взрослые публикации стихотворений Роберта Рождественского.

       Пройдёмте далее. Перед вами студенческий билет Роберта Рождественского. В 1950 году он пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького, но неудачно. Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета, студенческий билет которого представлен в нашем музее. В 1951 году со второй попытки у него выходит поступить в Литературный институт, и он переезжает в Москву.

       Если мы пройдём правее, то увидим наш следующий экспонат. Первый сборник стихов, выпущенный в 1955 году в Петрозаводске, под названием «Флаги весны». Уже через год у него вышел второй сборник – «Испытание». Дальше сборники начали выходить регулярно.

       Следующий наш экспонат не совсем обычный. Мне кажется, что все согласятся, что, для того чтобы полностью проникнуться творчеством поэта, понять его посылы и интонацию, нужно прослушать и то, как он сам читает свои стихотворения.   Сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок из интервью Роберта Рождественского в 1959 году. Там он делится о своих творческих планах и читает стихотворение «Нахожусь ли в дальних краях». (Прослушать можно здесь: http://pisateli.rusarchives.ru/content/rozhdestvenskiy-robert-ivanovich).

       Пройдя правее, вы можете увидеть портрет Роберта Рождественского с семьёй. Описать эту фотографию мне хочется строчкой из стихотворения «Человеку надо мало»:

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то

ждал.

Мне кажется, что такая мысль актуальна и в современном мире.

       Последний экспонат в нашей экспозиции — это видео, в котором Роберт Рождественский читает главы из поэмы «210 шагов». (Видеоматериал: https://www.youtube.com/watch?v=szNbas3cEtk) Поэт прочёл главу «Лирическое отступление о школьных оценках». Стихотворение было написано в конце 60-х годов ХХв. Произведение заставляет задуматься о жизни, навевает читателю тоску. Стихотворение поднимает проблему современности – катастрофической нехватки времени. Рождественский прочёл эту главу на творческом вечере Роберта Рождественского в Колонном зале Дома Союзов. 1980 г. За поэму «210 шагов» ему была присуждена Государственная премия СССР.

       На этом наша экспозиция, посвященная биографии и творчеству поэта завершена. Прошу пройти во второй зал.

       Этот зал посвящён общественной жизни поэта. Его наградам, премиям и достижениям.

       Первый экспонат – это знак премии «Золотой венец» Стружских вечеров поэзии. Роберт Рождественский первый получил эту премию. Второй знак – это знак премии Ленинского комсомола. Поэт получил его в 1972 году. А с 1977 года стал членом КПСС.

       Далее вы можете увидеть портрет Роберта Рождественского с телепередачи «Документальный экран». Он был её ведущим в 1970-е. Это была необычная передача… С одной стороны она строилась в привычном тогда духе советского официоза, с другой - свет талант ведущего программы и его абсолютно искренняя убеждённость в том, о чём говорилось с экрана, делали её притягательной для зрителей.

       Рождественский в 1976 году стал Секретарем Союза писателей СССР. А в 1979 году получил Государственную премию СССР, о которой мы говорили ранее.

       Роберт Рождественский трижды был в жюри Каннского кинофестиваля.

       Следующий наш экспонат посвящен борьбе Рождественского за «наследие» известных отечественных поэтов. После перестройки Рождественский готовил к публикации ранее неизданные произведения отечественных писателей. Сначала он был председателем Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама и добился реабилитации поэта, а затем возглавил Комиссию по литературному наследию Марины Цветаевой. В Москве Рождественский помог открыть дом-музей Цветаевой. А теперь обратите внимание на сам экспонат. У нас представлен сборник стихотворений Владимира Высоцкого «Нерв». Именно Рождественский был составителем первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв».

       Спасибо за внимание к нашей выставке. Напоследок я хочу показать вам видеоматериал, в котором Татьяна Доронина в кинофильме «Ещё раз про любовь» исполняет песню «Солнечный зайчик», слова текста Роберта Рождественского. (Видеоматериал:  https://www.youtube.com/watch?v=VadsaoJ1-Jw)

       Наша выставка закончена. Спасибо вам! Ждём вас снова.


 

 Описание одного «экспоната» из зала воображаемого музея

            Особым экспонатом в нашем музее является витрина, в которой вы можете увидеть книгу стихов Владимира Высоцкого «Нерв». У многих из вас может возникнуть вопрос: «Почему в выставке, посвященной Роберту Ивановичу Рождественскому, одним из экспонатов является сборник стихотворений совершенно другого поэта?»

       Роберт Рождественский был известным борцом за «наследие» известных отечественных поэтов. С 1986 года был председателем Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого. Рождественский добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве.

       «Нерв» — это посмертный сборник стихотворений Владимира Высоцкого, первое официально издание его произведений. Впервые выпущен в Москве издательством «Современник» в 1981 году. Составителем сборника стал Роберт Рождественский, внёсший во многие тексты смысловые изменения.

       Первое издание «Нерва» предварялось вступительной статьёй создателя, Роберта Рождественского, и включало в себя 129 произведений Высоцкого. Все произведения распределены составителем по десяти разделам, за исключением одного — «Песня певца у микрофона», вынесенного отдельно, как программное. В книге имелся также раздел кратких примечаний — главным образом о том, для какого спектакля или фильма написана та или иная песня — и раздел «Кратко об авторе» объёмом 13 строк. На четвёртой странице обложки разместили фотографию Высоцкого работы В. М. Мурашко, но автора не указали.

       В открытой продаже первое издание не находилось. Сборник нельзя было найти. Однако как-то издание попало в руки критиков. Среди авторов опубликованных статей были Марина Влади, Андрей Вознесенский, Леонид Жуховицкий, Юрий Карякин, Алла Киреева, Наталья Крымова, Владимир Надеин и Леонард Лавлинский. С резко отрицательной оценкой творчества Высоцкого в целом выступил в «Литературной газете» в июне 1982 года Станислав Куняев, чья публикация выражала взгляды консервативной части творческой интеллигенции. 9 декабря 1981 года в Центральном доме архитектора клуб библиофилов Москвы провёл вечер «Он был поэтом по природе», приуроченный к выходу «Нерва».

       Отдельную критику вызвал факт переписывания составителем и издателем авторских текстов Высоцкого. В письмах читатели требовали «не прикасаться к тексту».


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: