Инвентаризация товарно-материальных ценностей (материально-производственных запасов).
МПЗ – активы, которые используются в производстве продукции, работ, услуг, составляют ее основу, предназначены для продажи.
Все запасы заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.
Инвентаризация этих объектов должна проводиться в порядке расположения ценностей в помещении.
При хранении ценностей в разных изолированных помещениях у одного ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается. Комиссия переходит в следующее помещение.
Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ценностей путем обязательного пересчета, перевешивания и перемеривания.
Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Ценности, поступающие во время инвентаризации, принимаются МОЛ в присутствии членов комиссии и приходуются после инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи этой указывается наименование поставщика, дата поступления, дата и номер приходного документа, наименование ценностей, количество, цена и сумма.
Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, на которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главбуха организации в процессе инвентаризации запасы могут отпускаться МО лицами в присутствии членов ИК.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется эта опись по аналогии с документами на поступившие ценности во время инвентаризации.
В расходных документах делается отметка за подписью председателя или члена комиссии.
Инвентаризация ценностей, находящихся в пути, отгруженных и не оплаченных в срок покупателями, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах.
Проверка заделов НЗП производится путем подсчета взвешивания и перемеривания. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению с указанием наименованием заделов, стадии, количества или объема, а по СМР с указанием объема работ, очередей, пусковых комплексов.
Сырье, материалы, полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергшиеся обработке, в опись НЗП не включаются: по ним составляется отдельная опись, так же фиксируются бракованные изделия и детали.
По НЗП, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья, в описях и сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя. Количество этой массы или смеси и количество сырья и материалов по каждому наименованию, входящему в состав. При этом количество сырья или материалов определяется техническими расчетами.
По незавершенному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту. При этом проверяется:
1. Не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом
2. Состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены документами. На такие объекты составляются особые описи. Аналогичные описи составляются на законченные, но не введенные в эксплуатацию объекты. В описи необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию этих объектов.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должна использоваться соответствующая техническая документация, акты сдачи работ, журналы учета выполненных работ.
Породы указываются на основании бонтировки скота.
Крупный рогатый скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов.
Животные на откорме, молодняк, свиньи и козы, птицы и другие виды животных, учитываемые в групповом порядке включаются в описи согласно номенклатуре, принятой в учете с указанием количества голов и живой массы в каждой группе.
Описи составляются по видам животных отдельно по фермам, цехам, отделениям, бригадам в разрезе учетных групп и МО лиц.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.
Инвентаризация кассы проводится в соответствии с нормативными актами ЦБ. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и МО лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути проводится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждений банка почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам.
Инвентаризация расчетов.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по кредитам, бюджетам покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся по счетам бухгалтерского учета.
Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам по неотфактурованным поставкам. Счет проверяется по документам согласования с корреспондирующими счетами.
По задолженности работником организации выявляются неоплаченные суммы по оплате труда, подлежащие переводу на счет депонента, а также суммы и причины возникновения переплат.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц (авансовые отчеты), а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
1. Правильность расчетов с банками, финансовыми и налоговыми органами, внебюджетными фондами, а также структурными подразделениями
2. Правильность и обоснованность числящихся в учете сумм задолженности по недостачам и хищениям
3. Правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы, по которым истек срок исковой давности






