Согласно государственным требованиям в программу государственного стандарта должны входить:
- учебный план;
- учебно-тематический план;
- сама программа (содержание);
- методические рекомендации;
- список литературы
Они могут быть приближены к базовым программам, а могут выходить за пределы базового образования.
Система: цель – средства – результат.
Функции цели:
- модификация;
- концентрация;
- побуждение;
- стимуляция;
- коррекция;
- направляющая;
- приспособительная;
- структурообразующая.
Ведущая цель – развитие личности, в зависимости от содержания, методов и форм программы, правильно поставленные цели и задачи позволяют педагогу перейти от авторитарного педагога до демократического.
Обязательны в программе – титульная страница и пояснительная записка, а также могут появиться приложения.
Титульная страница оформляется с требованиями ГОСТа. 14 шрифт, 1,5 интервал. Поля: верх -2, низ – 2,5, лево – 3,5, право -1,2 см. Шапка – вверху, по центру – название учреждения полностью. Ниже шапки, по правому краю – резолюция директора, дата, подпись (с расшифровкой) и печать. Ниже – ПРОГРАММА и в кавычках – название программы, ниже – сколько лет используется. Ниже, у правого поля - Ф.И.О., должность составителя. Внизу -город и год. На следующей странице – оглавление.
Пояснительная записка. При большом объеме программы может быть разделена на 2 части: введение и сама пояснительная записка. Во введении помещается информация, касающаяся данного вида деятельности (историческая справка, география), следуют кратко обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребенка. В пояснительной – информация о конкретной программе, наименование, актуальность, значимость данного вида деятельности, цели и задачи, краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, обоснование материальной базы.
Цели и задачи образуют 3 направления: обучение, воспитание, развитие.
Цели и задачи могут отвечать на 4 основных вопроса:
1. обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования, формирование у ребенка умения получать самостоятельно образование;
2. воспитание морально-нравственных ценностей, экологического самосознания и общественно-ценностных личностных качеств;
3. обеспечение гармонического, физического и эстетического развития;
4. выработка навыков здорового образа жизни.
элементы учебно-воспитательного процесса:
1. овладение воспитанниками основами наук;
2. трудовая подготовка;
3. активное участие в жизни общества;
4. нравственно-эстетическое и физическое воспитание.