Учебный план – документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. Включает 3 части: график учебного процесса (периоды теоретических занятий, учебной и производ практики, экзаменационных сессий, дипломной работы, каникул и их чередования в течение всего срока обучения); сводные данные по бюджету времени (общая продолжительность каждого периода учебного процесса по годам и за весь срок обучения); план учебного процесса (перечень обязат, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объема каждой из них в акад часах по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачетов и курсовых работ и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету).
Учебные планы в нашей стране, едины для учебных заведений одного типа. Преемствен учебных планов общеобразовательных, средних специальных и высших школ гарантирует единый объем знаний и равные возможности выпускникам продолжать образование в школе следующей ступени. В учебном плане предусматривается необходимое соотношение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, соединение теоретического обучения с практикой. Последовательность изучения предметов, предусматриваемая учебная программа направлена на установление между ними объективно существующих связей и зависимостей. Количество времени, выделяемого на изучение отдельных предметов, определяется их значением в системе образования данного уровня, воспитательно-образовательными задачами, объемом курса, соотношением в нем теоретического материала и практических работ; учитываются также объем и характер необходимых умений и навыков. Содержание образования, определяемое учебным планом, конкретизируется в учебных программах, учебниках, учебных пособиях.
|
|
Учебный план может считаться самостоятельным документом. Располагают после пояснительной записки. Отражается объем материала и количество занятий. Объем часов для начинающих (1 год изучения) -140 часов, а старшие классы – 216 часов в год. УП может сопровожд календарным (тема = количество часов в месяце).
Учебная программа – документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения данному предмету, последоват изучения материала, особенности методов и организационных форм обучения, связь с преподаванием других предметов. Основные принципы построения УПр: соответствие содержания современным достижениям науки, техники и культуры, социальным целям воспитания учащихся и развитию их творческих способностей; преемственность между изучаемым и ранее изученным материалами; взаимосвязь между учебными предметами, отражающая естественные связи между соответствующими явлениями объективного мира. Содержание образования, определяемое учебной программой, конкретизируется в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.
|
|
Программа – документ, отражающий деятельность педагога, учителя, объединения или целого региона.
В программах содержится:
- базовый объем информации;
- перечень основных знаний, умений на всех этапах;
- форма контроля, учебно-воспитательный процесс в целом (анализ исходного состояния объекта; образ желаемого, будущее состояние; структура действия – от исходного – к желаемому).
Программа должна обладать 7-ю основными качествами:
1. Актуальность (ориентация на решение значимых проблем);
2. Прогнозтичность (соответств изменяющимся треб или условиям ее реализ);
3. Рациональность (максимально полезный результат при достиж постав цели);
4. Реалистичность (согласованность и полнота действий);
5. Целостность (согласованность и полнота действий);
6. Контролируемость (действенный способ проверки полученных результатов);
7. Чувствительность к сбоям (оперативно обнаруживать отклонения и корректировать их);
Три основных типа программ учебно-воспитательного процесса:
1. Общая программа (общая характеристика предполагаемого результата). Адресована всем участникам образовательного процесса, рассматривает личность в целом. Реализуется в период всего образовательного процесса. Целевое назначение.
2. Частная программа. На основе общей, охватывает не все направления воспит и образования. Реализуется на одном этапе учебно-воспитательного процесса. Принципу расшифровки и детализации общей программы. Рассматриваются качества личности на уроке привычных поступков, а также умений и навыков, усваивании понятий и идей, объема знаний. Документ, отражает деятельность педагога, объединения, учреждения и вид творческой разработки по какому-либо виду деятельности педагога и детей. Дает четкие представления о целях, задачах и путях достижения. 2 вида: собственно доп образования; программа типа хобби (вид деят не связан с базовым учрежд).
3. Индивидуальная программа воспитат работы. Создается на основе общей и частной программ индивидуально отдельным педагогом по конкретному его замыслу. Реализуется в практической работе с отдельными воспитанниками в короткий срок (индивидуальные, творческие, авторские). Индивидуальная – должна содержать новообразования. Авторская – разработана и апробирована одним или группой педагогов. Эти обе программы могут быть творческими, т.к. каждый педагог реализует ее в своих условиях.
Методика подготовки и проведения,учебного занятия по НХТ в разных возрастных группах