double arrow

Игры, упражняющИе детей в деленИИ слов на слогИ

2

Игра 65. «ПОртреты  ЗвукОв»

Цель: упражнять детей в определении звука по положению губ при его произнесении; раз- вивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.

материал: схема гласных звуков и портреты гласных звуков по отдельности.


Ход игры. Ведущий говорит, что у каждого гласного звука есть свой портрет, и показывает схему. Этот портрет показывает положение рта во время произношения звука. Произнося звук [а], мы широко раскрываем свой рот, звук [о] — губы напоминают фигуру овал, звук [у] — губы вытягиваются в трубочку и образуют малень-


кий кружок и т.д. Ведущий показывает портрет гласного звука, а дети должны догадаться, какой это звук.

 

Игра 66. «ГлаСный или СОГлаС- ный»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и пар- ных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

материал: карточки зелёного, красного и синего цвета по количеству детей (можно ис- пользовать цветные карандаши).

Ход игры. Ведущий говорит, что он будет произносить звуки, а дети определять характе- ристику звука и поднимать сигнальную карточку или карандаш. Гласному звуку соответствует красный цвет, согласному твёрдому — синий, согласному мягкому — зелёный цвет. Ведущий также поднимает карточки, но он может и специ- ально путать детей.

Игра 67. «я Знаю...»

Цель: закреплять знания детей о звуках; упражнять в назывании звуков по заданной характеристике; развивать мыслительные опе- рации, фонематический слух.

материал: кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов (красного, синего и зелёного

— по две грани каждого цвета).

Ход игры. Ведущий предлагает детям бро- сить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет значим в игре. Если выпадет красный цвет, то дети говорят:

«Я знаю пять гласных звуков: [а], [о], [и], [у], [ы]». Если выпадает синий, то называют твёр- дые согласные, зелёный — мягкие согласные.

 

Игра 68. «ПОдбери  Пару»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и пар-


ных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

материал: мешок, картинки с изображением предметов, начинающихся на согласный звук.

Ход игры. Ведущий говорит, что у него есть чудесный мешочек, в котором лежат картинки. Дети тянут по одной картинке из мешка и опре- деляют в слове первый звук, подбирают к нему парный по твёрдости-мягкости. Например, ребё- нок вытянул картинку с изображением «лисы» и говорит: «Первый звук [л’] — это мягкий соглас- ный или младший братец, его парный — твёрдый согласный [л]. (См. рисунок к игре 63.)

 

Игра 69. «интервью»

Цель: упражнять детей в выделении перво- го звука в слове и умении характеризовать его; развивать мыслительные операции, фонематиче- ский слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

материал:   микрофон.

Ход игры. Ведущий говорит, что будет собирать информацию о детях и их именах. Ведущий: «Здравствуйте, молодой человек. Как вас зовут?» (Дима.) «Какой первый звук в вашем имени, дайте характеристику?» (Звук [д’] — согласный мягкий.) «Этот звук можно пропеть?» (Нет, при его произнесении есть преграды в виде зубов и верхнего нёба.) «Фиш- кой какого цвета вы обозначите этот звук?» (Зелёного.) Потом ребёнок таким же образом берёт интервью у другого ребёнка.

 

Игра 70. «какОй я Звук?»

Цель: закреплять знания детей о звуках; упражнять в назывании звуков по заданной характеристике; развивать мыслительные опе- рации, фонематический слух.

материал: не требуется.

Ход игры. Ведущий говорит с детьми о том, что есть разные звуки: гласные и согласные, со- гласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Читает характеристику звука, а дети его отгадывают.

— Я — гласный звук, умею петь и кричать, как малыш у врача на приёме ([а]).

— Я — согласный звук, твёрдый, обозначаюсь


синей фишкой, умею рычать, как тигр ([р]).

— Я — согласный звук, мягкий, умею звенеть, как комар ([з’]).

Игра 71. «ОтПравь Звуки на рабО- ту»

Цель: упражнять детей в выделении перво- го звука в слове и умении характеризовать его; развивать мыслительные операции, фонематиче- ский слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

материал: рисунки с изображением огорода, леса, поля, картинки с изображением разных предметов.

Ход игры. Ведущий говорит, что у нас есть картинки, их надо «отправить на работу»: на ого- род, в поле, в лес в зависимости от их звуковой характеристики. В поле — картинки, начинаю- щиеся с твёрдых согласных; в лес — с согласных мягких; на огород — картинки, начинающиеся на гласный звук.


Игра 72. «ПриСядет тОт, кОГО на- ЗОву»

Цель: упражнять детей в умении давать звуко- вую характеристику; различать на слух твёрдые и мягкие согласные; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

материал: медальоны с согласными буквами, на обратной стороне вставки синего и зелёного цвета.

Ход игры. Детям на шею вешаются медальо- ны с буквами, они рассматривают обе стороны медали. Ведущий говорит, что он будет назы- вать согласный звук, а дети на слух должны определить, твёрдый он или мягкий. Тот, у кого буква и цвет на медальоне соответствуют этому звуку, должен присесть. (Например, ведущий говорит: «Звук [л’]». Ребёнок, у которого буква Л на медальоне и обратная сторона зелёного цвета, приседает.)


 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: