Выполнить задание до 10. 06. 2020

Гр. 14 ГД

Литература. 8.06.2020

Урок №.144 Тема. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта.

Лекционный материал:

Я жил, я был – за все на свете

Я отвечаю головой.

А. Т. Твардовский

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

А. Т. Твардовский

История создания поэмы.

Задумана еще в 1963 году. Твардовский мучился тем, что «недосказал всей правды о пережитом, а трудных тридцатых годах, когда дети вынуждены были отказываться от отцов, получивших клеймо «враг народа», «кулак», когда по воле Сталина рвались родственные и моральные связи. Еще в конце 1957 года, набрасывая план пьесы о коллективизации, Твардовский с горечью припомнил слова, сказанные ему, сыну раскулаченного, тогдашним секретарем Смоленского обкома: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией». В тех же набросках запечатлена дилемма, стоящая перед «младшим братом» (в котором угадывается сам Твардовский).

Главная тема поэмы.

Главная тема поэмы – историческая память и ответственность за прошлое, раскаяние и личная вина, сыновья ответственность. «Самая личная и нелегкая тема, – писал он, – тема моего поколения, вопрос совести и смысла жизни.

Время действия и историческая основа поэмы.

Поэма написана о трудных 30-х годах в жизни страны, массовых репрессиях. Эти годы отразились и на семье Твардовских. Из-за кузницы семья получила клеймо кулаков и сослана в Сибирь. Твардовский в поэме воссоздает испытанную не только его семьей драму, но и многих других.

Композиция.

а) вступление

б) первая глава «Перед отлетом» («На сеновале») – переданы чувства и настроение юности, мечты об учебе, дружбе, любви

в) вторая глава «Сын за отца не отвечает». В этой главе Твардовский показала трагедию народа, своей страны и своей семьи, судьбу отца как представителя русского крестьянства, названного кулаком и сосланного в Сибирь. Автор показывает, какой смысл вкладывает его отец в слово кулак.

А только, может, вспомнив руки,

Какие были у отца.

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах поскрюченных перстов –

Те, что – со вздохом – как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

И точно граблями, бывало,

Цепляя

ложки черенок,

Такой увертливый и малый,

Он ухватить не сразу мог.

Те руки, что своею волей –

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей –

Сплошная.

Подлинно – кулак!

Автор осуждает политику Сталина, призывавшего отказаться от раскулаченных родителей. Отцом им будет сам Сталин.

За всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Твардовский написал поэму как свое оправдание и покаяние, как искупление своей вины, что вовремя не понял и не вмешался. Поэтому поэма – это предостережение всем поколениям не допускать такой ошибки, как его поколение. Эта поэма – живая боль о времени, когда внушалось: «Предай в пути родного брата и зверствуй именем вождя». Чтобы этого не повторилось, мы должны знать правду. Память убережет от повторения ошибок.

Зато и впредь как были – будем, –

Какая вдруг ни грянь гроза –

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

  ЗАДАНИЕ:

Ответить на вопрос: в чем значение поэмы Твардовского «По праву памяти»?

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ДО 10.06.2020

 

Гр. 14 ГД

Литература. 8.06.2020


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: